Конспект урока на тему "Свойства снега и льда"

Тишкова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 154, г. Екатеринбург.

Предмет: окружающий мир.

Раздел 7. Урок 6. Твердые, жидкие и газообразные тела.

Тема: «Свойства снега и льда»

Цель: изучить свойства снега и льда.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;

- сравнивать свойства снега и льда, формулировать их;

- систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;

- определять значение снега для живой и неживой природы, а также для жизни человека

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий при изучении темы;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться вместе с учителем и учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;

- совместно договариваться о правилах проведения и общения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

- владеть простейшими навыками проведения опыта и ведения наблюдения за его результатом;

- фиксировать данные, полученные в ходе проведения опыта;

- сравнивать и формулировать выводы.

Оборудование:

конверт с загадками (конверт украшен снежинками); рисунок Снеговика; бумажные снежинки для каждого ученика; компьютер для учителя; мультимедийный проектор; система контроля Proclass; презентация; необходимое оборудование для проведения опыта; формы для льда; стаканы со снегом и льдом; молоток; листы цветной бумаги.

Этап урока

Задачи этапа

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность

Учитель

Обучающиеся

1. Оргмомент

Обеспечить мотивацию учащихся на совместную деятельность

Формирование групп по 5-7 человек

Добрый день ребята!

- К нам пришел гость. Отгадайте кто?

В голове снег,

В животе снег,

И в ногах снег,

И в руках снег.

Что за чудо - человек?


Ответ детей на загадку (снеговик)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Актуализировать имеющие знания, необходимые для изучения темы

Подводящий диалог

П. Сл. № 1


П. Сл. № 1

- Снеговик принес Вам загадки, если вы отгадаете, то сможете назвать тему урока.

- Белая скатерть

Все поле укрыла.

- Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это…

Ответ детей на загадку


(снег)



(лед)



Создание проблемной ситуации - мотив для изучения нового материала


- Какими свойствами обладает снег и лед?

- Как найти ответ на этот вопрос? Какими способами?


Размышление детей (прочитать в книге, посмотреть в Интернете, поставить опыт, узнать из научного фильма, у кого-то спросить).


Беседа о том, откуда берутся снег и лед?


- Как вы думаете, откуда берутся снег и лед?

- Снег и лед имеют разные свойства, но что общего у снега и льда? Нагревается снег и лед на спиртовке.


- Верно. Снег и лед образуют воду. А если вода замерзает, она образует?


- Какой же вывод мы сделаем?


- Где вы видели лед:

- Можно ли дома увидеть лед?

- Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?

Ответы детей


(снег и лед тают, образуется вода)


(лед)


(снег и лед – это замершая вода)

( на реке, в луже)

(в холодильнике)

(поставить воду в морозильную камеру).



П. Сл. № 2

- Снег бывает легкий и пушистый. А бывает, что он в огромных количествах в виде лавины сходит с гор, принося различные разрушения. Видеофрагмент «Лавина»


Просмотр фрагмента видеофильма «Лавина»


Работа по группам

- Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения в горах

Самостоятельное составление правил безопасного поведения в горах


П. Сл. № 3

- Лед на реке бывает тонкий и хрупкий, а в океанах плавают целые айсберги. Видеофрагмент «Лед»


Просмотр фрагмента видеофильма «Лед»


Работа по группам

- Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения на льду

Самостоятельное составление правил безопасного поведения на реке, озере


П. Сл. № 4

- В какое время года бывает снег?

1) Снежинки образуются высоко над землей, примерно, на высоте 10 км.

Это колючие, иглистые снежинки, в них мало влаги

2) Снежинка четкая с рисунком образуется в кучевых облаках (кучевые облака, это когда облака имеют различные формы, похожие на зверей, птиц и тд.)

3) Если снег идет хлопьями, то в снежинках много влаги.

- Одинаковых снежинок нет.

Ответ детей (Зимой)

Это снежинки, которые падают с неба

Физминутка



И. Токмакова

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

-встаем на носочки, руки вверх

-приседаем

- встаем, руки в стороны

- руки перед собой

- покачались из стороны в сторону, руки в стороны

- шаг на месте

3. Совместное открытие знаний и умений

Сформулировать цель исследования: в ходе проведения практической работы

Работа по группам

П. Сл. № 5

- Ребята, а какой способ больше всего подойдет нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос? Какими свойствами обладает снег и лед?

Какой способ поиска информации вам кажется интереснее?


Цель: Необходимо изучить свойства снега и льда.

Обсуждая, дети под руководством учителя приходят к заключению, что оптимальный источник информации о свойствах выделенных объектов – проведение опытов.


Исследование в малых группах. Практическая работа. Обмен информацией

П. Сл. № 6-12

Каждая группа получает необходимое оборудование.

Задания поочередно зачитываются, а затем выполняются в каждой малой исследовательской группе.

Самооценка свое деятельности

Самостоятельный вывод

Контрольно-оценочная деятельность

Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий.

Тест

П. Сл. № 14-22


Учитель организует проведение теста

Работа с системой контроля Proclass (пульт).

Самоконтроль ответов.

Самооценка своих ответов по тесту.


4. Первичное закрепление знаний

Контроль усвоения материала.

Формулируется обобщение урока

П. Сл. № 22

- Итак, с какими свойствами снега и льда нам удалось сегодня познакомиться?

- Какие выводы вы можно сделать по практической работе?


Снег и лёд обладают разными свойствами. Снег белый, мягкий, рыхлый, непрозрачный, сыпучий, пушистый, а лёд бесцветный, прозрачный, скользкий, твёрдый, гладкий, хрупкий. Оба вещества при нагревании превращаются в воду



П. Сл. № 23

- Есть место на Земле, где всегда лежит снег и толстый слой льда. Это Антарктида.

- Самое глубокое озеро, состоящее из кристаллов воды, располагается в Антарктиде. Глубина его более 4 км подо льдом. Станция Восток» сейчас озеро бурит, осталось 120 км. Берутся пробы о микроорганизмах, для того, чтобы узнать, как зародилась жизнь на Земле.

Просмотр фрагмента видеофильма «Антарктида»






5. Подведение итогов. Рефлексия

Вспомнить важнейшие понятия по теме, самостоятельно объяснить значимость правильных действий в различных жизненных ситуациях.

П. Сл. № 24

- Давайте подведем итоги.

- В ходе нескольких исследований мы изучили такие объекты окружающего мира, как снег и лёд.

-А так ли важны для природы снег, лёд?

-Что было бы, если бы снега не было?

- Как изменился бы мир вокруг нас?

- Что стало бы с растениями, животными, как изменилась бы жизнь человека?

(Учитель раздает снежинки на память)

Высказывание и ответы детей.







Дети получают снежинки.




П. Сл. № 25

Понравился ли Вам урок?

Работа с системой контроля Proclass (пульт).

Самоконтроль ответов.




П. Сл. № 26

Спасибо за внимание.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ