Конспект урока на тему "Свойства снега и льда"
Тишкова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 154, г. Екатеринбург.
Предмет: окружающий мир.
Раздел 7. Урок 6. Твердые, жидкие и газообразные тела.
Тема: «Свойства снега и льда»
Цель: изучить свойства снега и льда.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;
- сравнивать свойства снега и льда, формулировать их;
- систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;
- определять значение снега для живой и неживой природы, а также для жизни человека
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при изучении темы;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться вместе с учителем и учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;
- совместно договариваться о правилах проведения и общения;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные:
- владеть простейшими навыками проведения опыта и ведения наблюдения за его результатом;
- фиксировать данные, полученные в ходе проведения опыта;
- сравнивать и формулировать выводы.
Оборудование:
конверт с загадками (конверт украшен снежинками); рисунок Снеговика; бумажные снежинки для каждого ученика; компьютер для учителя; мультимедийный проектор; система контроля Proclass; презентация; необходимое оборудование для проведения опыта; формы для льда; стаканы со снегом и льдом; молоток; листы цветной бумаги.
Этап урока
Задачи этапа
Форма организации деятельности учащихся
Деятельность
Учитель
Обучающиеся
1. Оргмомент
Обеспечить мотивацию учащихся на совместную деятельность
Формирование групп по 5-7 человек
Добрый день ребята!
- К нам пришел гость. Отгадайте кто?
В голове снег,
В животе снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо - человек?
Ответ детей на загадку (снеговик)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
Актуализировать имеющие знания, необходимые для изучения темы
Подводящий диалог
П. Сл. № 1
П. Сл. № 1
- Снеговик принес Вам загадки, если вы отгадаете, то сможете назвать тему урока.
- Белая скатерть
Все поле укрыла.
- Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это…
Ответ детей на загадку
(снег)
(лед)
Создание проблемной ситуации - мотив для изучения нового материала
- Какими свойствами обладает снег и лед?
- Как найти ответ на этот вопрос? Какими способами?
Размышление детей (прочитать в книге, посмотреть в Интернете, поставить опыт, узнать из научного фильма, у кого-то спросить).
Беседа о том, откуда берутся снег и лед?
- Как вы думаете, откуда берутся снег и лед?
- Снег и лед имеют разные свойства, но что общего у снега и льда? Нагревается снег и лед на спиртовке.
- Верно. Снег и лед образуют воду. А если вода замерзает, она образует?
- Какой же вывод мы сделаем?
- Где вы видели лед:
- Можно ли дома увидеть лед?
- Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?
Ответы детей
(снег и лед тают, образуется вода)
(лед)
(снег и лед – это замершая вода)
( на реке, в луже)
(в холодильнике)
(поставить воду в морозильную камеру).
П. Сл. № 2
- Снег бывает легкий и пушистый. А бывает, что он в огромных количествах в виде лавины сходит с гор, принося различные разрушения. Видеофрагмент «Лавина»
Просмотр фрагмента видеофильма «Лавина»
Работа по группам
- Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения в горах
Самостоятельное составление правил безопасного поведения в горах
П. Сл. № 3
- Лед на реке бывает тонкий и хрупкий, а в океанах плавают целые айсберги. Видеофрагмент «Лед»
Просмотр фрагмента видеофильма «Лед»
Работа по группам
- Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения на льду
Самостоятельное составление правил безопасного поведения на реке, озере
П. Сл. № 4
- В какое время года бывает снег?
1) Снежинки образуются высоко над землей, примерно, на высоте 10 км.
Это колючие, иглистые снежинки, в них мало влаги
2) Снежинка четкая с рисунком образуется в кучевых облаках (кучевые облака, это когда облака имеют различные формы, похожие на зверей, птиц и тд.)
3) Если снег идет хлопьями, то в снежинках много влаги.
- Одинаковых снежинок нет.
Ответ детей (Зимой)
Это снежинки, которые падают с неба
Физминутка
И. Токмакова
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
-встаем на носочки, руки вверх
-приседаем
- встаем, руки в стороны
- руки перед собой
- покачались из стороны в сторону, руки в стороны
- шаг на месте
3. Совместное открытие знаний и умений
Сформулировать цель исследования: в ходе проведения практической работы
Работа по группам
П. Сл. № 5
- Ребята, а какой способ больше всего подойдет нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос? Какими свойствами обладает снег и лед?
Какой способ поиска информации вам кажется интереснее?
Цель: Необходимо изучить свойства снега и льда.
Обсуждая, дети под руководством учителя приходят к заключению, что оптимальный источник информации о свойствах выделенных объектов – проведение опытов.
Исследование в малых группах. Практическая работа. Обмен информацией
П. Сл. № 6-12
Каждая группа получает необходимое оборудование.
Задания поочередно зачитываются, а затем выполняются в каждой малой исследовательской группе.
Самооценка свое деятельности
Самостоятельный вывод
Контрольно-оценочная деятельность
Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий.
Тест
П. Сл. № 14-22
Учитель организует проведение теста
Работа с системой контроля Proclass (пульт).
Самоконтроль ответов.
Самооценка своих ответов по тесту.
4. Первичное закрепление знаний
Контроль усвоения материала.
Формулируется обобщение урока
П. Сл. № 22
- Итак, с какими свойствами снега и льда нам удалось сегодня познакомиться?
- Какие выводы вы можно сделать по практической работе?
Снег и лёд обладают разными свойствами. Снег белый, мягкий, рыхлый, непрозрачный, сыпучий, пушистый, а лёд бесцветный, прозрачный, скользкий, твёрдый, гладкий, хрупкий. Оба вещества при нагревании превращаются в воду
П. Сл. № 23
- Есть место на Земле, где всегда лежит снег и толстый слой льда. Это Антарктида.
- Самое глубокое озеро, состоящее из кристаллов воды, располагается в Антарктиде. Глубина его более 4 км подо льдом. Станция Восток» сейчас озеро бурит, осталось 120 км. Берутся пробы о микроорганизмах, для того, чтобы узнать, как зародилась жизнь на Земле.
Просмотр фрагмента видеофильма «Антарктида»
5. Подведение итогов. Рефлексия
Вспомнить важнейшие понятия по теме, самостоятельно объяснить значимость правильных действий в различных жизненных ситуациях.
П. Сл. № 24
- Давайте подведем итоги.
- В ходе нескольких исследований мы изучили такие объекты окружающего мира, как снег и лёд.
-А так ли важны для природы снег, лёд?
-Что было бы, если бы снега не было?
- Как изменился бы мир вокруг нас?
- Что стало бы с растениями, животными, как изменилась бы жизнь человека?
(Учитель раздает снежинки на память)
Высказывание и ответы детей.
Дети получают снежинки.
П. Сл. № 25
Понравился ли Вам урок?
Работа с системой контроля Proclass (пульт).
Самоконтроль ответов.
П. Сл. № 26
Спасибо за внимание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ