Конспект урока на тему "В гости к осени. Животные осенью"
Открытый урок 1
Предмет: познание мира.
Тема: « В гости к осени. Животные осенью»
Цели: 1. Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни животных с приходом осени, о природных связях.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать, делать
выводы.
3. Воспитывать любовь к животным, формировать чувство
ответственности за всё живое, что нас окружает.
Оборудование: 1. Презентация к уроку , картинки диких животных.
Ход урока
1. Психологический настрой.
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит -
В лесу осиновом
Наступит осень.
2.Актуализация знаний.
-Мы прослушали замечательное стихотворение .
-О каком времени года это стихотворение?
-Давайте вспомним, что вам известно об осени.
-Какой сейчас осенний месяц? (Сенябрь)
-Какие признаки осени вы можете назвать?
Подведем итог.
Признаки осенней погоды:
становиться прохладно
небо чаще покрыто облаками
осадки выпадают в виде дождя
дни становятся короче, а ночи длиннее
3. Новый материал
Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Они мычат, они рычат,
Они кричат и лают.
Всех нюхают, кусают, жалят
И в общем все их знают.
И вообще они нужны
На нашем белом свете
И точно так как у людей
У них бывают дети.
- Тема нашего урока - «Многообразие животных». Сейчас на улице осень и поговорим о животных зимой. На уроке мы рассмотрим животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.
- Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения. (Слайды)
- Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Приведите примеры.
Речевая разминка (вопрос – ответ):
Назови, какое животное живет у тебя дома?
Кто зимой спит в берлоге?
Скажите, одинаковый цвет шубки у зайца зимой и летом?
Назови птицу, какая тебе нравится?
Кто из птиц умеет говорить человеческим голосом?
Как называется жилище белочки?
Лиса, волк, медведь, олень – это кто?
Почему их называют дикими?
Сова, голубь, воробей, бабочка. Что лишнее?
Назови детеныша зайчихи
- Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.
Ребята , животные делятся на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые
Насекомые (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко; у них три пары ног)
Рыбы (Тело покрыто чешуей)
Птицы (Тело покрыто перьями)
Звери (Тело покрыто шерстью, четыре ноги)
Загадка
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Рассказ о белке
По верхним веткам старого дерева скачет серенький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик- дупло. Заглянем и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные «кладовки» под деревьями. Так много, что за зиму всё не съедает.
- Какие ещё звери запасают корм на зиму?
( Хомяки, мыши, суслики, бобры)
Загадка
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)
Рассказ о медведе
Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы.
Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложиться головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
- Какие ещё животные впадают в спячку зимой?
( ёж, барсук)
Загадка
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Рассказ о зайце
По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.
- Какие ещё животные ищут корм в природе?
(лиса, лось, волк, песец)
Прослушав рассказы о животных, какой вывод можно сделать?
Вывод:
Многие животные почти весь день проводят в поисках корма, другие пользуются своими запасами, некоторые на зиму засыпают.
Загадка
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж).
В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
5. Актуализация знаний , умений и навыков.
Ребусы о животных
Слово рассыпалось
Какая птица не ходит? (воробей)
Самая маленькая птица? (колибри)
Кто покушался на жизнь мухи? (паук)
Из какого произведения?
Распределить по группам
Кто оказался лишним? Почему? К какой группе относятся?
2). Игротека
Предлагаю поиграть в игру «Отгадай детеныша». На доске прикреплены карточки. Соединим взрослое животное с его детенышем(учащиеся выходят по одному).
Сейчас мы с вами будем работать по группам. У каждой группы на столах лежат пазлы. Соберите из них животных и подумайте какую пользу они приносят.
Выступления групп.
А теперь давайте с вами отгадаем загадки. Какое это животное – дикое или домашнее?
Явился в жёлтой шубке- прощайте две скорлупки(цыпленок).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Зовут её ...(лиса)Стоит копна: спереди вилы, сзади метла(корова).
Хвост крючком , нос пятачком(свинья).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день,
Кто это? …(олень).Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами(петух).
Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам елки.
На земле сорвет грибок
И в дупло с грибочком – скок! (белка)
Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога(баран).
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге?(медведь)
«Разбей на группы»
- На карточках вперемешку записаны слова. Вы должны рассортировать и записать слова в 4 группы. Кто первым справиться, тот и побеждает.
Синица, волк, гусеница, карась, бабочка, сова, воробей, лиса, чайка,
сом, тигр, муравей, слон, пчела.
6. Игра “Рыбы, птицы, звери”
Учитель перечисляет название животных. Когда дети слышат название рыбы, они с помощью пантомимы показывают, как плывут рыбы в воде. Когда слышат название птицы, машут руками-крыльями, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
Перечень слов: щука, дятел, еж, сом, медведь, глухарь, карась, лось, воробей, рысь, чайка, окунь, белка.
6. Итоги урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как животные ведут себя осенью?
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
-Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
7. Домашнее задание.
1. Прочитать в учебнике текст «Разнообразие животных», ответить на вопросы к тексту.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ