Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Конспект урока

окружающего мира в 4 классе

по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

УМК «Школа России»




Подготовила: Чейкина Е.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №4»

г. Сухиничи




2013 г.













Урок окружающего мира в 4 классе.

Чейкина Елена Владимировна,

учитель начальных классов



Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси», 4 класс


Цель урока: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Задачи урока:

Образовательные:

дать представление о рукописных книгах древней Руси, используя самостоятельную работу с текстом учебника, подвести учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси;

Развивающие:

развивать умение делать выводы, обобщать; формировать навыки самоподготовки; совершенствовать умение работать в группе;

Воспитательные:

воспитывать любовь к культуре Древней Руси, любовь к книге и чтению.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» для 4 класса (часть 2), компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки, дополнительные тексты, словарь Ожегова.






Ход урока.

УУД.

Организационный этап. Целеполагание.

У нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Ребята, когда вы читаете книгу или смотрите фильм, по каким признакам вы оцениваете героев, кто из них плохой, а кто хороший?

- Или в жизни: что вам подсказывает, как поступить? Как вы отличаете плохие поступки от хороших? Что каждому из нас помогает сделать правильный выбор в сложные моменты жизни?

- И ещё: почему наши предки сравнивали добрые, умные книги с оружием воина и с корабельными парусами?

- Знание о плохом и хорошем передаётся нам из книг, воспитывается родителями. Но где же истоки этого знания? Разобраться в этом нам предстоит на сегодняшнем уроке. Река времени вновь понесёт нас в прошлое.

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка

на рабочем месте

Постановка проблемы и выход на тему урока.

Сегодня мы с вами будем работать в редакции. Итак, вы все сотрудники редакции. А всю работу будут осуществлять отделы:

Отдел писем.

Архивный отдел.

Любознательный отдел.

Творческий отдел.

Исторический отдел.

А кто из вас может сказать, что такое редакция?

Обратимся к словарю Ожегова. Начнёт работу архивный отдел.

Давайте вместе выясним тему урока. Но для этого назовите ваши основные учебные принадлежности.

Молодцы! А кто знает историю возникновения книги?

А подробно мы узнаем о возникновении книг на нашем уроке.

Ребята, а кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Молодцы! А тема урока звучит следующим образом (слайд 1)

Чтобы вы, хотели узнать на уроке?

Чему бы вы хотели научиться?


Работу по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" изучать мы будем по такому плану (слайд 2).

1.Работа архивного отдела.

2. Работа отдела писем.

3. «Работа за своим столом».

4.«Корреспондентское расследование»

5.Командировка «Выбери сам».

6.Отчёт о работе отделов.

Эти отделы уже начали работу дома, а сегодня мы продолжим их работу на уроке.

Итак, архивный отдел что такое «редакция»?

Словарь Ожегова даёт такое определение: Группа работников, редактирующих какое-н. Издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати.

Познавательные:

умение структурировать

знания, контролировать и оценивать знания,

формирование умения

в постановке и

формулировке проблемы.

Проверка домашнего задания.

В отдел писем пришло письмо с просьбой дать определение некоторых понятий на страницах газеты?

Вече - народное собрание.

Посадники - управляющие городом.

Купец – богатый торговец, владелец торгового предприятия.

Ремесленник – человек, который занимается, владеет профессией.

князь – военный вождь в городе

Бояре – знатные люди, советники и помощники князя.

В письме содержится просьба рассказать о древних русских городах.

Историческому отделу сдать отчет о древнерусских городах.

И еще в письме содержится вопрос:

- Что при раскопках на территории Новгорода археологи обнаружили?

- Какое историческое значение имеет находка археологов?

(В чём важность открытия берестяных грамот?)

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками;

согласованность

при работе в группе;

умение выражать

свои чувства

Регулятивные:

контроль и

коррекция ответов

Личностные:

формирование своего

отношения к

учебной задаче

и осознание

значимости ее

Решение проблемы, актуализация знаний.

А сейчас мы с вами отправляемся к истокам русской письменности и литературы. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем - самого великого чуда на свете.

И как сказал великий русский писатель М. Горький: "Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего".

Итак, внимание! "Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?" - на этот вопрос мы должны будем дать ответ в конце нашего урока. (слайд 3).

Мы переходим к следующему этапу «Работа за своим столом».

Каждый отдел должен внимательно просмотреть телепередачу, которую подготовили…, ваша задача по ходу слушания заполнить таблицу, которая у каждого лежит на парте.

А теперь проверим, как наши отделы справились с выполнением заданий. (слайд 4).

Откуда родом Кирилл и Мефодий?

Чем занимались Кирилл и Мефодий?

Кто предложил создать славянскую азбуку?

А почему он решил, её составить?

Как называется созданная братьями азбука?

В каком веке была создана азбука?

Ребята, давайте сделаем с вами вывод: какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в создании письменности?

Сотрудники, не кажется ли вам, что мы засиделись в редакции? Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

«Корреспондентское расследование»

А теперь, отдохнув мы можем провести корреспондентское расследование.

Ваше корреспондентское расследование заключается в том, что вам необходимо ответить на вопросы, предложенные на слайде 5:

Что такое летопись?

О чём рассказывает труд летописца?

Как называлась самая известная летопись Древней Руси?

Для этого откройте учебник на странице 56 и прочитайте абзац до рукописных книг. На это задание вам даётся 2 минуты.

Командировка «Выбери сам». (слайд 6).

А теперь вам предлагается отправиться в командировку и собрать нужную информацию. Для этого вы получаете одно из заданий , которое находится в конверте. Время на подготовку 4минуты.

Самостоятельная работа отделов.

Отчёт отделов о проделанной работе.

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

Личностные:

осознание значимости отобранного материала

Регулятивные:

планирование, прогнозирование




Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).

А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Выполним задание.

Вставь в текст, пропущенные слова. Самооценка. (слайд 18).














Коммуникативные:

управление поведением

своим , умение выражать свои мысли

Регулятивные:

контроль и коррекция

в форме сравнения

способа действия

и его результата

Личностные:

контроль в форме

сличения способа

действия и его

результата

формирование

алгоритма

своего способа

действия

Познавательные:

умение структурировать

знания, работать

с информацией

Итог урока. Рефлексия.

Все отделы молодцы . Рабочий день в редакции подходит к концу, давайте подведем итоги. Т/у обозначена - «Из книжной сокровищницы Древней Руси». Действительно ли речь шла о сокровищах Древней Руси? О каких?

Какое значение в жизни человека имеет письменность?

Сегодня мы побывали в роли корреспондентов и собрали нужную информацию для наших читателей. На первой странице газеты мы разместим новые понятия, давайте сделаем необходимые записи к ним.

Какую запись вы бы сделали, отвечая на вопросы:

- Какими же были первые книги на Руси?

- Что такое летопись?

Летопись – это первые исторические сочинения на Руси.

Мы сегодня упоминали самую известную летопись «Повесть временных лет». А были и другие, например, Слайд 12 - 15. «Поучение», автор великий князь Киевский Владимир Мономах. (слайд 19).

Важно ли оно в наше время, ведь этой летописи уже много веков?

Ребята, за окном ХХI век. Но мы до сих пор продолжаем считать их великим чудом на свете. Что это за чудо? Ну, конечно же, книги!

(слайд 20).

Домашнее задание.

Задание по выбору:

расскажите, что вы узнали о первых рукописных книгах или разгадайте кроссворд.

Рефлексия.

Рабочий день завершен.

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

-Кому работа на уроке показалась интересной?

- Что вас особенно удивило?

- А теперь давайте поставим отметки самым активным, внимательным.

Закончить урок мне хотелось бы словами стихотворения В. Боковой.

Книга - учитель,

Книга - наставница,

Книга - близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота - набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга - советчик,

Книга - разведчик,

Книга - активный борец и боец,

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец.


Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности























Регулятивные:

волевая

саморегуляция.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Личностные: самооценка, самоанализ


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ