Конспект урока по Окружающему миру "Чем богата природа России. Обобщение" 4 класс

Окружающий мир


Тема: «Чем богата природа России. Обобщение»


Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Кладовые богатства».



Ход урока.



  1. Организационный момент.


2 Подготовка к введению темы урока.


Слайд 1 (берёзы, матрёшки_)


-О какой стране говорится в четверостишии?


От Москвы до самых до окраин ,

С южных гор до северных морей.

Человек проходит как хозяин

Необъятной родины своей.



-Найдите на карте Россию.


-Чем богата природа России?


Предположите тему урока, прослушав предложение:

« Горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком».


-Объясните свою точку зрения.



3.Сообщение темы и целей урока.


Слайд 2. (Чем богата природа России).


-Тема нашего урока «Чем богата природа России».


Слайд 3.(Цели).



-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос : «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»


-А поможет нам в этом разобраться заседание клуба «Любознательных» под руководством Всезнайки.


Слайд 4. (Клуб любознательных)


-Члены клуба - это мы , учащиеся 4 «Б» класса. Начинаем наше заседание.

4.Работа по теме урока.


  1. Проведём разминку. Отгадаем кроссворд.


Слайд 5.(Кроссворд).


-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.


1 к.

-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.

(гранит)


-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)


2 к.


-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).


-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)


3 к.


-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)


-Что означает знак (газ) ?


(По мере отгадывания кроссворда правильные ответы появляются на экране.)




2)-Прочитайте полученные слова.


-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?


-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?


Назовите жидкие полезные ископаемые.


-А газ? Какое это полезное ископаемое?


Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?


Проверим ваши ответы.


Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).


-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)


Слайд 5.(Кроссворд)



-Кто такие геологи?

Слайд 7.


Итог: «Геологи - это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»


-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?


-Всезнайка советует нам запомнить. Прочитайте запись, которую вы видите на экране.


Слайд 8. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).


-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.


3). Работа по карте «Физическая карта России»


-Найдите на карте месторождения угля .


-Нефти.


-Железной руды.


-Газа.


Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.


4). Работа с энциклопедическими словарями.


-Что вы узнали о полезных ископаемых из других источников?


Слайд 9 .(марафон)


-Начинаем наш энциклопедический марафон. Побеждает та команда, которая сделает больше сообщений. (выступления обучающихся)


- Обратимся к сообщениям Всезнайки.


Слайд 10..


-Молодые сосны и пихты «открывают»следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.


-Ртуть - один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .


-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?

-Послушаем споры наших героев - полезных ископаемых. Всезнайка приглашает нас в радиотеатр.


5) . Сайд 11.

(Дети показывают инсценировки «Соль» и «Кто главнее»).

-Может вы ответите, кто главнее? Почему?


-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.


-Вот какие прогнозы дают учёные.


Слайд 12.


Иссякнут запасы:

- золота к 2020 году

-нефти к 2025 году

-каменного угля к 2200 году

-железной руды к 2400 году


-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?


6) Творческая работа.


-Заглянем в будущее.


Слайд 13.


-Для каждой команды дана проблема.


1к.

Если на земле исчезнет нефть, то…


2к.

Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…


3 к.

Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…


-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?

Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?



  1. Итог урока.


- Подведём итог нашей работы:

Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?

-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.

(Заслушиваются сообщения).


Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.

-Заседание клуба «Любознательных» окончено.


6.Домашнее задание.



-Подготовиться к проверочной работе. Выполнить задание в тетрадях на печатной основе с.40-41.


-Благодарю вас за хорошую работу на уроке.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ