Конспект урока по Окружающему миру "Грибы. Можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?" 2 класс


Методическая разработка урока окружающего мира (2 класс)

УМК `Перспективная начальная школа».


Акимова Ирина Павловна

МАОУ СОШ №40 г. Томск

учитель начальных классов


Тема: Грибы. Можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?

Класс: 2
Цель: познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).

Задачи:

1. На примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах;

2. Доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;

3. Расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.

4. Формировать исследовательские навыки;


Ожидаемый результат:

  • Понимание обучающимися определения – гриб;

  • Усвоение основных свойств отличий шляпочного гриба и плесневого;

  • Умение грамотно строить свои высказывания.


Оборудование: микроскопы, большие лупы, ТСО, запись «Звуки леса», плакаты солнышка (грустное и весёлое), учебник «Окружающий мир», презентация.

Выставка «Грибная полянка»: аппликации шляпочных грибов из бумажных салфеток.


Ход урока:


Этап

Цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающегося

I Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Но сегодня мы проведём необычный урок.

На фоне песни Улыбка говорит учитель.

- Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Улыбка может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, разогнать серые тучки, поднять настроение. Только это настроение понадобится для работы. Пусть у вас на уроке будет такая же очаровательная улыбка, как у этого СОЛНЫШКА.

(слайд 1)

Дети улыбаются, настраиваются на работу.

II. Актуализация опорных знаний.


Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

На фоне мелодии «Леса» говорит учитель:

- Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы.

- Какой это уголок?


-Что вы могли встретить на своём пути, увидеть?






- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах.



(слайд 2)











Это ЛЕС.



- Животных, насекомых, растения, цветы, грибы.



- Шляпочные грибы относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются, растут и размножаются спорами. Тело гриба спрятано в земле: на поверхности выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные



Игра «Съедобные и несъедобные».

- Разделить на ИД грибы на две группы (съедобные и несъедобные).

(слайд 3)

Два ученика выполняют задание у ИД.



А каково строение гриба? Давайте вспомним.

(на ИД собрать гриб из частей).


- А чем особенны грибы?



(слайд 4)

- Гриб состоит из грибницы, ножки, шляпки.



- Это отдельное царство природы).

III Открытие нового знания.


- А кто может сказать, чем питаются грибы?



(слайд 5)

















- Правильно. Главное отличие растений от грибов способ питания.

(слайд 6)

- Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев.

IV. Работа по учебнику


- Прочитайте в учебнике текст на стр.110 - 111 до вопроса.
- Что вы узнали из текста?



(слайд 7)


- Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных



- Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами едят деревья и разрушают их кору.

- Какие это грибы?



- Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение, поэтому выделяют грибы в отдельное царство.

(слайд 8)









- Грибы трутовики.

V.Физми

нутка.

Формирование двигательной активности обучающихся, здоровьесбережение.

- Игр немало есть на свете,

поиграть хотите, дети!


Дети выполняют движения «Хлопай-топай» под музыку.

VI. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.


- Посмотрите и скажите, что у меня в руках?

- Причем здесь хлеб, когда речь идет о грибах?



(слайд 9)

- Значит,
задача нашего урока будет в чем состоять?





- А можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?

- Дома вы тоже проделали такую работу.

- Как появилась плесень на ваших кусочках хлеба?
-
Эту загадку природы мы сегодня и будем разгадывать.

(слайд 10)

- Хлеб плохой,













- Что такое плесень, или доказать, что плесень тоже грибы плесень.

VII. «Открытие нового знания».

Решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Обучающиеся класса делятся на группы:

1 Группа - Исследуют плесень через лупы;

  1. Группа - Исследуют плесень через микроскоп;

  2. - Работают с хрестоматией, учебником;

  3. - Добывают дополнительную литературу о пользе и вреде плесени, сообщения о проделанном опыте дома.

- Исследуйте в своей команде с помощью лупы и микроскопа эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке.

- Итак, что вы увидели?

(слайд 11)

Дети исследуют с помощью микроскопа и лупы кусочки хлеба с плесенью, принесённые из дома0.











Каждый рассказывает своему соседу, что он увидел



Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба это тоже грибы.

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?

- А с помощью чего эти грибы появились у меня в блюдце?

Учебник с. 112

-Прочитайте.

(слайд 12)
- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы спорами.

- А откуда взялись эти споры?

- Что ещё вы увидели через лупу?



- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздуха разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле.















- Нет. У неё нет шляпки





Дети читают вывод в учебнике.















- Чёрные точки, это споры














VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Соотнесение области знания и незнания.


- А встречали вы такие же грибы дома?

- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах.
- Можно ли есть испорченные плесенью продукты?

Учебник с.112 (прочитайте).



(слайд 13)

- Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д







Дети читают вывод в учебнике.


IX. Включение нового знания в систему знаний и повторение


Поиграем в игру Да или нет



- Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела?
- Плодовое тело состоит из шляпки и ножки?
- Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу?
- Гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев?
- Грибница вредит корням деревьев, около которых растёт?
- Трутовики разрушают кору деревьев?
- Плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем это тоже грибы?
- Плесневые грибы относятся к шляпочным грибам?

- МОЛОДЦЫ!







- Да



-Да





- Нет



- Да



Нет



-Да.





-Да.



- Нет.

X. Рефлексия деятельности


- Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

(слайд 14)

- Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут

XI .Итог занятия.


- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Возьмите картинку с изображением СОЛНЫШКА по своему настроению и покажите.

(слайд 15)

Дети показывают в своей команде своё настроение (картинка солнышка – грустное или весёлое).



-Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем за урок спасибо.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ