Конспект урока по Окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс УМК: «Школа России».(ФГОС)
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
УМК: «Школа России».(ФГОС)
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок- исследование.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи: 1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3.Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход, проблемный, частично- поисковый.
Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кто такие птицы?», электронный микроскоп, магнитная доска, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, 1класс (автор А.А. Плешаков), раздаточный материал(карточки с заданием, пайзлы «Птицы»), фонограмма с голосами птиц;
у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров,
познавательные- овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
Этап урока
Цель
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Оргмомент.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
-Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Учащиеся хором произносят
стихотворение, настраиваются на урок.
II. Актуализация знаний.
Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися.
(Слайд2)
-Найдите в каждой строке лишнее слово и подчеркните его, назовите одним словом оставшиеся слова.
Работа в группах.
Каждая группа получает
карточки «Найди лишнее».
-Что вы знаете о рыбах? О насекомых?
III.Формулирование темы и целей урока.
Цель: учить учащихся самим определять тему урока.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
(Слайд3)
(Слайд4-5)
-Назовите одним словом подчёркнутые слова.
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Кто же такие птицы? Это нам сегодня и предстоит выяснить.
-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные?
-Птицы.
Учащиеся формулируют тему урока.
-Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы.
IV. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, формировать умения высказывать свою точку зрения.
(Слайд6)
(Слайд7)
-Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего?
Значит, все они птицы?
- А знаете ли вы животное, похожее на белку- это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка?
-У нас возникло противоречие, т.е.проблема: «Кого же мы можем назвать птицей?»
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что?
- У них есть крылья, и они умеют летать.
-Нет, не птицы.
Выдвижение гипотез.
Вывод: Птицы- животные, тело которых покрыто перьями.
V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
Цель: учить находить нужную информацию, анализировать ее, обобщать полученную информацию; делать выводы.
1) Ознакомление со строением птиц.
Цель: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
(Слайд8)
-Назовите части строения птиц.
(При необходимости учитель дополняет ответы ).
- А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пайзл-птицу.
1.Фронтальная работа.
Учащиеся называют, опираясь на свой опыт.
2.Индивидуальная работа.
У учащихся на столах конверты с пайзлами «Птицы».
Собирают пайзл птицы.
2)Практическая работа.
Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.
(Слайд9-10)
Электронный микроскоп.
(Слайд11)
-Рассмотрите внимательно перья и ответьте на вопросы: все ли они одинаковые? Чем различаются? Чем похожи?
-Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки.
-Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.
-Найдите и покажите
1)маховые перья,
2)контурные перья,
3)пуховые перья.
- Сравните их.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся?
Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?
- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим.
- Обмакните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?
Рассмотрим под микроскопом из каких частей состоят перья.
- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите. Бородки соединены с друг другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует). Аккуратно разъедините их.
Работа в парах.
На столах у учащихся лежат перья.
-Нет, одни перья мягкие, пушистые, другие- жёсткие и упругие.
-Нет.
-Они лёгкие.
Учащиеся разрезают перо.
-Внутри перо полое, пустое.
-Перья защищают птицу от воды и сырости.
Учащиеся находят составные части пера.
VI.Физминутка.
Игра «Летает, не летает».
VII.Применение полученных знаний.
Цель: формировать умения применять полученные знания на практике.
1.Отгадай загадку.
2.Работа по учебнику.
Цель: развивать логическое мышление.
Цель: формировать способность к работе с учебником.
(Слайд12-16)
Отгадайте загадки.
-Рассмотрите рисунок на стр.37. Про всех ли птиц были загадки? Про какую не было? На какие 2 группы можно их разделить?
-Назовите признаки.
Учащиеся отгадывают загадку, называют птицу (Один из подготовленных учащихся выходит и рассказывает об этой птице ).
-Нет. Про утку не было.
-Дикие и домашние.
Учащиеся называют признаки.
3.Устное описание птицы по плану.
Цель: проявление творческого отношения к процессу обучения
(Слайд17)
Работа в парах.
Один описывает птицу по плану(слайд или учебник стр.37), второй должен угадать по описанию птицу.
Выслушивают 2-3 учащихся.
4.Творческая работа учащихся.
Цель: развивать речь учащихся.
(Слайд18)
-Придумайте сказочную историю по рисунку.
Выслушивают 2-3 учащихся.
VIII. Рефлексия
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
1.Учитель называет части птицы.
2.Затем учитель показывает части птицы.
-В начале урока мы выдвинули гипотезу: «Птицы- животные, тело которых покрыто перьями».
На протяжении всего урока мы как настоящие учёные наблюдали, исследовали, размышляли, делали выводы. Как вы думаете: удалось ли нам подтвердить правильность нашей гипотезы? Если «да», то поставьте солнышко, « нет»-тучку, «не знаю»-капельку.
На доске крупное изображение птицы.
1.Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их.
2.А учащиеся называет части птицы.
Учащиеся выходят к магнитной доске и прикрепляют знаки.
IX. Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
Фонограмма «Птицы на заре».
(Слайд19)
(Слайд20)
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы?
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
А вы знаете, что во многих городах поставлены памятники птицам.
- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия птиц, их строение и основные признаки, то возьмите жёлтый смайлик. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёный. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красный.
- Спасибо за урок.
-Птицы.
-Птицы- животные, тело которых покрыто перьями.
Ответы учащихся.
Самооценка.
Приложение 1.Презентация «Кто такие птицы».
Приложение 2.Фоннограммы «Птицы на заре». «Голоса птиц».

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ