Конспект урока по Окружающему миру "Озёра края и их охрана" 3 класс




Поршнева Марина Евгеньевна
МБОУ «НОШ № 39» г. Череповец
учитель начальных классов
Конспект урока по окружающему миру
«Озёра края и их охрана»
3 класс
Цель: формировать в сознании обучающихся целостную картину мира посредством систематизации знаний об озерах края и их охране; формировать понятие «озеро».
Задачи:
Познавательные: формировать представления об озерах края; формировать умение находить на карте Вологодской области и физической карте России озера: Онежское, Белое, Кубенское; формировать умение находить необходимую информацию;
Регулятивные: формировать умение планировать свою работу по поиску и обработке необходимой информации; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе в группе;
Коммуникативные: учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учиться учитывать позицию товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблем; учиться точно выражать свои мысли;
Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе;
Средства обучения для учителя: карта Вологодской области, физическая карта России, фотографии озер, презентация.
Средства обучения для обучающихся: фотографии, учебник-тетрадь, контурные карты.
Ход урока:
№
Структура урока и учебной задачи
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Примечание
I
Актуализация знаний
Ребята, о чем вы готовили материал, и предположите, как может называться тема нашего урока?
Какими источниками информации вы пользовались?
Предположения: Озера Вологодской области. Озера края. И их охрана.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
II
Изучение нового материала
Активизация субъектного опыта и постановка учебной задач
Систематизация субъектного опыта на основе образной модели.
Систематизация субъектного опыта на основе знаковой модели.
Интеграция образной и знаковой модели. Первичное осознание понятия.
Закройте глаза, послушайте загадку.
Посреди поля лежит зеркало
Стекло - голубое, рама – зелёная,
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Цветные свои примеряя причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается….
Как это зеркало называется?
Каким вы представляете озеро?
В нашей стране около миллиона озёр, больших и маленьких. Разное у них и происхождение. Если взглянуть на карту, то бросается в глаза обилие озёр. Скажите, где?
Покажите на карте озера Вологодской области.
О каких озерах вы готовили сообщения?
Представьте, что вы находитесь около озер: Белого, Кубенского, Онежского. Что вы бы рассказали о них?
Выступление групп.
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
Сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы, заполняя по в течение урока таблицу:
Название озера
Разме
ры
Место располо
жения
Животные озера
Растения озера
Онежское
Длина: 245 км, ширина 91,6 км. Средняя глубина 30 м, а максимальная 127 м.
На северо-западе Европейской части Российской Федерации, расположено на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей.
утки, гуси и лебеди, стерлядь, лосось форель, сиг, хариус, корюшка, щука, плотва, лещ, карась голец, сом, угорь, окунь, ёрш, налим
Камыш, кувшинки.
Кубенское
Длина: 57 км, ширина: 2-13 км. Глубина: 4-13 м.
Недалеко от г.Вологды
Нельма, нельмушка, лещ, налим, щука, сиг.
Камыш, кувшинки.
Белое
Длина: 43 км, ширина: 32 км.
Г. Белозерск.
Судак, снеток, чехонь.
Камыш, кувшинки.
Итак, заслушаем ваши выступления.
Красота озер радует человека, украшает город. Люди на них отдыхают. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Как люди загрязняют водоемы?
Представьте, как опасно это для людей, купающихся в озере, особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжелые травмы. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его на берегу, потому что с берега он может легко попасть в воду. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом. Велико значение водоемов и в жизни людей. Они украшают землю. В организме человека 80% воды, т.е. почти весь организм состоит из воды, а мы в день должны употреблять 2 литра воды. А на планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, а для человека необходимо много пресной воды, поэтому воду необходимо беречь!!!
(озеро)
Голубое, прозрачное, переливающееся, искристое.
На северо-западе русской равнины.
Готовили сообщения о Белом, Кубенском и Онежском озерах.
(варианты детей)
• Что такое озеро?
• Как образуются озёра?
• Самые крупные озёра Вологодской области?
• Какие растения растут на озере?
• Какие животные обитают в озерах?
• Как вести себя на озере?
• Как сберечь озёра?
1 группа:
Озера образовались в очень далекие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. При постепенном таянии льда вода заполняла большие и малые углубления на поверхности. На востоке области ледник растаял раньше. Поэтому озера там древние, но и более мелкие. А многие уже вовсе исчезли, превратившись в болота. Вода из них вытекла в реки. Или же на месте озер образовалось болото.
В Вологодской области 3 крупных озера: Онежское, Кубенское, Белое.
Сообщение об Онежском озере.
2 группа: Сообщение о Кубенском озере.
3 группа: Сообщение о Белом озере.
Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое.
Познавательные:
Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной задачи.
Познакомить с озерами края, сформировать бережное отношение к природе.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Личностные умения: Умение самостоятельно мыслить, развивать мышление.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
На карте показывает озера 1 обучающийся.
Таблица заполняется на слайде учителем.
III
Закрепление изученного материала.
Представление реальной действительности на основе понятия.
У: Дайте определение понятию «озеро».Что вы можете сказать об озерах Вологодской области? Чем они удивительны?
Расскажите о мерах, принимаемых по охране озер края. Заполните схему.
Отметьте на контурной карте озера, о которых вы узнали на уроке.
Ответы обучающихся.
Озера
Работа в контурных картах.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: группировать факты; определять причины явлений, событий.
Схему заполняют в группах.
IV
Проверка изученного материала.
Оценка и самооценка результатов изученного нового материала.
У: 1. Закончите предложение. Озеро – это…….
2. Перечислите озера Вологодской области.
3. Что ты можешь сделать для охраны вод края?
Что вы можете сказать о изученной теме? С какой проблемой столкнулись? Какую учебную задачу решали?
Оцените свою работу на уроке.
Работают самостоятельно.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
Работа на карточках.
«Древо творчества».
V
Опережающее д/з.
Знакомство со способами деятельности.
Создание мотивации к опережающей деятельности.
У: Молодцы! Вы подготовили очень интересный материал, были очень внимательными. Наш следующий урок будет тоже необычным. Хотите, чтобы он был интересным и занимательным? Тогда мне нужна ваша помощь. Целью следующего урока будет получение знаний о болотах Вологодской области, их значении и охране. Спросите у взрослых, почитайте энциклопедии и найдите интересную информацию.
Спасибо за урок.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ