Конспект урока по Окружающему миру "Растения. Группы растений" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе.
Учитель: Рябкова Ирина Валериевна, БОУ ВО «ООШ Созвучие».
Тема учебного занятия: Растения. Группы растений.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие растения как части живой природы.
Ожидаемый результат: на основе имеющихся и новых знаний у обучающихся сформируется представление о Царстве растений как об уникальной, разнообразной части живой природы, находящейся во взаимодействии с другими объектами природы.
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся у детей знания по теме.
2. Установить взаимосвязи между растениями и объектами живой и неживой природы.
3. Познакомить с группами растений в зависимости от их строения.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 2 класс 2012 года (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков), схема «Царства живой природы», таблица «Строение растения», Лист знаний.(см ниже), видеофрагмент или слайд «Разнообразие растений».
Этапы урока;
задачи в деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Актуализация знаний учащихся.
-Вспомните название науки, занимающейся изучением живой природы.
-На какие царства делят учёные живую природу? Схема «Царства Живой природы».
-Биология
-Растения, животные, грибы, бактерии.
Познавательные
Коммуникативные
2. Целеполагание.
А с какого царства авторы учебников предлагают нам начать знакомство?
А почему? Обсудите в парах ответ на вопрос?
Значит , какому царству живой природы будет посвящён наш урок?
Какая цель нашего урока?
-А что бы вы хотели узнать по этой теме?
Записывает вопросы на доске.
Чем отличается царство растений от других царств?
Чем питаются растения?
Взаимосвязь растений с объектами неживой и живой природы?
На какие группы делятся растения?
и др.
-С царства растений
Ребята обсуждают в парах и высказывают мнения о важности растений для человека и животных или о количестве и уникальности растений.
-Сегодня на уроке мы будем изучать царство живой природы –Растения.
Ученики формулируют.
-Подробнее узнать о Царстве живой природы –Растениях.
Ученики могут задавать вопросы близкие к теме урока, а также расширяющие знания по теме.
Например:
-Что общего…
-Как…
-Самое высокое, маленькое…т.д.
Познавательные
Работа с информацией учебника .
Коммуникативные
(Работа в парах)
Регулятивные
Личностные
(интерес к учению)
Коммуникативные
(Задаёт учебные вопросы)
Познавательные
3. Открытие новых знаний.
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
-Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
-Начнём с поиска ответов в учебнике. Учебник стр.45
-На какие вопросы нашли ответ? Зачитайте.
-В чём отличие, уникальность растений?
-Чем питаются растения ?
-Что выделяют?
-Что необходимо, для образования питательных веществ?
На часть вопросов мы нашли ответ, давайте продолжим поиск ответов дальше.
Поработаем с Листом знаний.
-Что вы видите на листе?
-Предположите, что может быть в центре ?
-Нарисуйте в большом круге растение так, чтобы можно было
подписать его части.
-По каким критериям будем оценивать свою работу?
-Проверьте полноту своей работы по таблице «Строение растения» и оцените себя на линеечке.
_ Дополните свои рисунки, если забыли какую-либо часть.
У учителя на доске в центре растение и набор картинок с объектами неживой природы.
-Какие объекты неживой природы необходимы растениям?
Учитель уточняет:
-Что является источником света и тепла? Как это можно показать на рисунке?
-Какая часть воздуха нужна растениям для образования питательных веществ?
-Как показать, что всё необходимое для жизни растения получают от неживой природы?
Какие объекты (мышь, жук , ворона )
связаны с растениями ? Обсудите в парах и дополните схему. Внесите свои дополнения.
-А как нужно поставить стрелочки?
Почему?
(Можно составить рассказ о жизни растений , используя схему.
-Что отражает наша схема?
-Найдите в Листе знаний предложения с пропусками .
-Какое задание я хочу вам предложить, чтобы проверить понимание особенности растений?
Тем, кто ещё затрудняется , учитель предлагает набор слов (на доске или индивидуально) которые нужно вставить: углекислый газ, кислород, свет, вода.
-Обсудите правильность в парах.
-Сверьте свою работу с правильным ответом.
Чтение учителем или учеником , выполнившим верно правильного варианта.
-По какому критерию можем себя оценить?
Большое количество плюсов , говорит о том, что большая часть класса поняла как именно растение питается , и что именно растения выделяют кислород, которым мы дышим.
-А что произойдёт если на нашей планете Земля исчезнут растения?
Мы узнали как растение питается и дышит. Какие ещё есть вопросы?
-Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, книги, интернет и др.
Ученики читают текст учебника.
Выборочное чтение.
Растения выделяют кислород , которым дышат люди и животные.
-Растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят.
-Схему
-В центре в большом круге растение, а вокруг него объекты природы, которые связаны с ним.
Нужно не забыть все части растения-
-Полнота выполнения задания.
Обучающиеся выполняют рисунок растения.
Ученики оценивают себя на Линеечке и вносят коррективы в рисунок.
Ученики рисуют объекты неживой природы в индивидуальных Листах знаний в кружках вокруг растения.
-Растениям как и всему живому нужны вода, воздух, тепло, свет. Ветер помогает переносить семена.
Дети рисуют в кружках знаки –рисунки солнца, воды, воздуха, ветра.
-Солнце. Знак температуры.
-Углекислый газ.
-Нужно поставить стрелочки от объектов неживой природы к растениям.
Пары объясняют свои схемы.
-Животные и человек дышат кислородом , питаются растениями. Могут предложить нарисовать птиц, насекомых, т.к. растения служат им домом. Могут добавить землю-почву.
-Стрелка нужна в две стороны, так как человек и животные оказывают влияние на жизнь растений, выдыхают углекислый газ.
У учителя на доске тоже получилась схема. Дети проверяют и вносят коррективы.
-Взаимосвязь живой и неживой природы с царством растений .
-Нужно вставить пропущенные слова.
Учащиеся самостоятельно вписывают слова, выбирая со словами –помощниками или без помощи.
-Правильность .Можем использовать Знаки «+» и «-»
Учащиеся делают вывод , что жизнь исчезнет, т.к. только растения вырабатывают кислород.
Познавательные
Выборочное чтение из научно-познавательного текста учебника
Поиск информации
Совместно с учителем создаёт модель взаимодействия растений
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
Извлекает информацию из учебника и с помощью учителя преобразует её в схему.
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Познавательные
5. Актуализация знаний учащихся.
6. Открытие новых знаний.
У меня для вас загадка. Один мальчик сказал про землянику, что это растение, а другой трава. Кто прав?
Приведите примеры растений этих групп.
Действительно различных растений много.
(Можно найти ответ на вопрос «Сколько?» в учебнике).Учёным было недостаточно 3 групп и они предложили другое деление .
Посмотрите фрагмент и запомните, какие группы выделили учёные.
Сколько и какие группы вы узнали?
Давайте проверим себя по учебнику с.46.
-Сколько групп выделили?
-Что послужило основанием для деления? Зачитайте.
-Зачитайте названия?
-Какие из групп вам не знакомы?
-Что означает звёздочка около слова лишайники?
-Прочитайте вопрос после иллюстраций.
- Какие растения на картинке можете соотнести с названием групп?
-Приведите примеры своих растений и группу , в которую их отнесёте.
-Можем ли мы быть уверены в своих высказываниях?
А где найти информацию по незнакомым растениям ?
На следующих уроках мы подробно будем изучать каждую группу и поможет нам в этом таблица.
См. Лист знаний.
-Сколько в ней столбиков?
-Почему?
-Все ли названия групп записаны?
-Допишите пропущенные названия в верхней строчке, пользуясь учебником.
-Зачитайте, какие группы у нас получились?
-А заполнять таблицу мы будем на следующих уроках , когда будем подробно знакомиться с каждой группой и её представителями .Лист знаний поможет нам расширить наши знания по теме «Растения».
Дети рассуждают и делают выводы, что оба правы т.к.растение земляника имеет один стебель, а значит , относится к травянистым растениям. Вспоминают отличие деревьев, кустарников , трав.
Дети называют деревья, потом кустарники, потом травы.
Учащиеся в видеофрагменте должны увидеть многообразие растений на планете , и какие группы выделили учёные.
Дети высказываются о группах.
-Шесть.
-Все виды растений в зависимости от строения разделили на группы.
-Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
Зачитывают. Учёные ещё не решили, к какому царству их отнести.
Дети работают с иллюстрациями. Говорят название растения и предполагаемую группу.
Высказывания детей с опорой на свой опыт.
-Нет, потому, что мы не знакомились с этими группами.
-Не знаем признаки каждой группы.
Дети называют источники информации. Определители, интернет, журналы, взрослые.
Шесть, по количеству групп.
Дети дополняют названия таблицы .
Зачитывают 6 групп
Познавательные
Регулятивные
Познаватель
ные
Работа с иллюстрациями учебника
Формирование умения работать с таблицей.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Составим синквейн по нашей теме «Растения».
Подберите 2 прилагательных, 3 глагола отражающие суть темы .
И предложение в котором заключена важная мысль- лозунг.
Дети высказывают свои мнения Коллективно выбираются наиболее точные слова.
Примерно:
растения
живые удивительные
образуют питают защищают
Без растений жизнь на Земле невозможна!
Коммуникативные
Познавательные
8. Рефлексия.
Вспомните цель нашего урока.
Оцените свою работу на уроке, используя незаконченные предложения.
Я узнал, что…
Мне было интересно…
Я бы больше хотел узнать о… и др.
Зачитывают или проговаривают.
Ребята анализируют свою
работу, используя начало предложений.
Регулятивные
9. Выбор домашнего задания.
Предлагаю вам на выбор задания:
1. Найти ответы на вопросы, которые остались без ответа сегодня на уроке про самое высокое и маленькое растение.
2. Подготовить сообщение о растении Вологодской области по плану.
( Название. Группа. Описание + картинка. Место произрастания. Особенности.)
3. Подобрать или придумать загадки или ребусы о растениях из разных групп.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
В процессе питания растений выделяется __________________, а поглощается _________________.
Водоросли
Мхи
Хвойные растения
Чтобы растение образовало питательные вещества, ему необходимы _____________, __________________ и__________________.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ