Конспект урока по Окружающему миру "Путешествие колобка" 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Нижнекамска РТ»
Окружающий мир (1 класс)
тема: «Путешествие колобка»
Автор:
Агеева Елена Николаевна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
г. Нижнекамск РТ, 2013 г.
Пояснительная записка.
В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.
Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.
Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.
Я работаю учителем двадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
С появлением ИКТ в нашей школе я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.
Предмет – окружающий мир.
Тема: Путешествие колобка.
Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010г.
Цель работы – предложить систематизированный электронный материал для организации работы на уроке окружающего мира по теме «Путешествие колобка».
Данная работа направлена на решение следующих задач:
сформировать у учащихся представление о том, что каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений;
познакомить с появлением хлеба, с профессиями причастными к выращиванию хлеба;
воспитывать ценностное отношение к окружающему миру.
В работе представлено:
Конспект занятия по теме «Путешествие колобка».
Презентация к уроку.
Технические требования: операционная система Windows 7 64Bit: Ultimate; AMD/Athlon 3,0 МГц; 4 Гб оперативной памяти; разрешение экрана 1920х1080 с глубиной цвета 16 бит; видеокарта 1Гб; CD-ROM; MS Office 2003/2007, мышь.
Данные материалы могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.
Окружающий мир.
Класс: 1
Программа: «Школа 2100»
Тема: Путешествие колобка.
Цель урока: развитие образного мышления, речи учащихся, умения сравнивать, делать выводы.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с тем , что каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить , люди каких профессий причастны к появлению хлеба, научить различать зёрна пшеницы, овса, ржи.
Развивать умение устанавливать связи в природе, логическое мышление, внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб, чувство патриотизма, формировать интерес к профессиям сельского хозяйства.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудования:
Презентация.
Карточки с заданиями (для работы в группах).
Учебники, рабочие тетради для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». – М.: Баласс, 2010. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Книги о хлебе , о профессиях.
Раздаточный материал для практической работы (семена пшеницы, ржи, овса в пакетиках).
Выставка рисунков «Все профессии важны, все профессии нужны».
Колоски пшеницы, ржи, овса из гербария.
Каравай.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку? Пожелаем друг другу удачи!
II. Актуализация знаний, активизация учащихся, пробуждение интереса.
-Ребята мы все с вами живём в городе.
-На прошлых уроках мы знакомились с профессиями людей. Давайте вспомним их(На доске рисунки детей о разных профессиях).
-Нас окружает много разных вещей. ( Слайд №2 )
-Как появились эти вещи? ( Их сделали люди разных профессий.)
- А могли бы мы прожить без этих вещей? Докажите.
-Представьте себе , что существуют профессии только врача , учителя. У нас были бы эти вещи?
III.Постановка проблемы, определение темы урока.
-Ребята , отгадайте загадку: (Слайд №3)
Пышный , мягкий , пропечённый,
Подрумяненный слегка.
Он с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
-О чём идёт речь? (О хлебе) Кушаете ли вы хлеб? (Слайд №4)
- Сегодня мы буде говорить о хлебе, совершим путешествие. А путешествовать с нами будет герой сказки, которую мы все с вами хорошо знаем.
Отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок
Кто же это? (Колобок) (Слайд №5)
-Кто написал эту сказку? (Показываю книжку) ( Это русская народная сказка ) (Слайд №6)
IV. Открытие новых знаний.
1)Давайте вспомним , как появился на свет колобок в сказке. (Слушание сказки «Колобок» )
-Сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие с колобком, проследим за тем как хлеб попал к нам на стол и люди каких профессий ему помогали. (Слайд №7)
- А как вы думаете , почему именно колобок отправляется с нами в путешествие? ( Колобок - это хлеб)
2. ) Подводящий к знанию диалог.
- Откуда хлеб к нам попал? ( Из магазина.) (Слайд №8)
- Кто его нам продал ? ( Продавец.)
- Как хлеб появился в магазине ? ( Привезли на машине.)
- Кто его привёз? ( Водитель.) (Слайд №9)
- А где взял хлеб водитель? ( На хлебозаводе.)
- Кто его пёк? ( Пекарь) (Слайд №10)
- Что можно ещё спросить? ( Из чего сделан хлеб? ( Из теста)
- Какой возникает следующий вопрос? Из чего получили тесто? ( Из муки) (Слайд №11)
- А из чего изготовили муку? ( Из зерна пшеницы.) (Слайд №12)
- Где смололи зерно? ( На мукомольном заводе.)
- Кто это сделал ? ( Рабочий - мукомол.) (Слайд №13)
- А как зерно попало к нам на мукомольный завод? ( Её привезли)
- Кто мог её привезти? На чём? ( Машинист, по железной дороге, в вагоне. )
- Откуда её привезли? ( С поля или с зернохранилища .) (Слайд №14)
- Как зерно попадает на поле? ( Его посадили . )
- Кто его сажает? ( Тракторист ( пахарь) сначала пашет поле, а затем засеивает поле семенами.) (Слайд №15)
- Кто ухаживает за посевами ( Полевод. А ещё в сельском хозяйстве есть очень важная профессия - агроном ) (Слайды №16,17)
В Толковом словаре Ожегова даётся следующее определение :
« Это профессия человека , который занимается земледелием и выращиванием сельскохозяйственных культур». Это самый главный специалист по выращиванию хлеба.
-Кто собирает зерно с поля? ( Комбайнёр) (Слайд №18)
-Так откуда начал своё путешествие хлебушек ? ( С зерна)
3) Практическая работа.
- Ребята, у вас на партах семена зерновых культур: пшеницы, ржи, овса..
Сравните их и определите , где какие зёрна.
- Посмотрите какое зерно у пшеницы. Какое оно по форме? По размеру? По окраске? (Слайд №19)
- Покажите зерно ржи. Какое оно по форме ? По размеру?По окраске?(Слайд №20)
- Покажите зерно овса. Какое оно по форме ? По размеру? По окраске?(Слайд№21)
- Почему же зёрна такие разные ? ( Чтобы выпекать различные вида хлеба: белый , ржаной и т.д.)
- Как вы думаете , из какой зерновой культуры получили пряники, баранки, бублики? (Слайд №22)
- А вот что получают из ржи. (Слайд №23)
-Эти продукты получают из овса? (Слайд №24)
4) - Итак , кто запомнил, как путешествует хлеб , прежде чем попасть к нам на стол? (Слайд №25)
Весной , как растаял снег, приехал тракторист на поле, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне - собрал колоски , пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий - мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб и другие хлебобулочные изделия. Водитель отвёз их в магазин, а продавец продал его нам.
- Кажется ли вам этот путь коротким?
- Людям каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждый день кушаем хлеб?
( Полевод, комбайнёр, машинист, водитель, рабочий - мукомол, пекарь, продавец.)
Вот видите , сколько людей трудятся не покладая рук, чтобы вырастить хлеб.
- Значит , как нужно относиться к хлебу? ( Бережно)
- Есть очень мудрые слова о хлебе. Давайте их прочитаем.Как вы их понимаете?
5).Пословицы. (Слайд №26)
Хлеб - всему голова.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
6) Стихи о хлебе рассказывает ученица ( с караваем на руках)
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
У народа есть слова:
"Хлеб – всей жизни голова".
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
(С. Погореловский)
7).Вывод.
-Ребята, прежде чем стать какой либо вещью , каждый предмет, как и хлеб преодолевает большой путь превращений.
- Кто совершает эти превращения ?
- Могут ли они обойтись друг без друга?
Чтение вывода в учебнике на стр. 19
( Каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга)
V.Первичное закрепление.
- Посмотрим , какую дорожку проделал стол, чтобы попасть к нам в класс.
Дети составляют рассказ по картинкам ( на стр. 20 учебника)
- Люди каких профессий помогли совершить это превращение?( Лесоруб, деревообделочник, работающий на деревообрабатывающем станке на деревообрабатывающем заводе, столяр , продавец. ) (Слайд №27)
- Могут ли они обойтись друг без друга?
- Докажите.
VI. Самостоятельная работа.
Работа в рабочей тетради с. 44. ( в парах)
- Соедини стрелками рисунки, изображающие путешествие свитера. Назовите профессии людей. (Слайд №28)
VII.Повторение.
- Составить цепочку превращений ( работа в группах)
1)Подсолнух, семечки, масло. (Слайд №29)
- Как называется профессия человека, который
делает масло?( Маслодел) (Слайд№30)
2)Корова, молоко, сыр. (Слайд №31)
-Какие профессии задействованы в этом? ( Доярка, сыровар.) (Слайд №32,33)
3)Цветок, пчела, мёд. (Слайд №34)
-Кто помогает получать мёд? ( Пчеловод) (Слайд №35)
VIII.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Как хлеб доходит до наших столов? Труден ли этот путь?
IX.Рефлексия.
Вспомните тему нашего урока.
Вспомните , к какому выводу мы пришли, рассматривая путь появления хлеба на
столе. Для чего мы составляли цепочки превращений из других предметов.
-У вас на партах лежат колобки (вырезанные)
Если вы поняли тему урока , нарисуйте румяного улыбающегося колобка.
Если у вас небольшие затруднения , нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.
Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.
X. Домашнее задание (по выбору детей)
1. Прочитать статью в учебнике по теме.
2. Подготовить сообщения о людях различных профессий, о профессиях родителей.
3. Прочитать книги о хлебе , найти стихи, пословицы , поговорки.
XI. Окончание урока
Литература:
1.Книги детских писателей о хлебе .
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса
«Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010.
3.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь для 1-го
класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». – М.: Баласс, 2010.
4. Иллюстрации – ресурсы Internet
Рекомендации по использованию презентации
к уроку «Путешествие колобка»
Презентация выполнена в программе MS Power Point. Переход между слайдами осуществляется по щелчку мыши.
4 слайд – использована анимация на надпись (выцветание всего текста);
7 слайд – анимация (сжатие), по щелчку;
8 слайд –анимация (увеличение и уменьшение);
10 слайд – анимация на надпись (колесо);
12 слайд -движение по эллипсу;
13 слайд -движение по эллипсу;
25 слайд – выцветание по очереди иллюстраций;
28 слайд – появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;
29 слайд- появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;
31 слайд-появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;
34- слайд-появление иллюстраций (шашки), стрелки по щелчку мышки;

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ