Конспект урока по Окружающему миру "Равнины и горы" 2 класс
Окружающий мир (2-й класс).
Урок 32.
Тема: Равнины и горы.
Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятия: болото, полезные ископаемые.
Максимум: учебник знакомит с причинами возникновения гор. Понятия: землетрясения, вулканы, выветривание, подземные силы.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, иллюстрации памятников древних цивилизаций, макет из пластилина с урока «Что изображают на карте», плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», образцы горных пород, макет замка, карточки-ключи, поленья с заданиями, картинка печки, изображения Несмеяны, Водяного,Кая, Герды, карточки- слезинки, картинка щуки.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Проверьте, все ли на месте, все ли готовы слушать сказку. Мы отправляемся в сказку! А в какую, вы узнаете, если откроете замок на замке. ( На доске макет замка, но он на замке)
Ниже расположены карточки- ключи с заданиями.
(Дети называют ответы и выбирают нужный ключ)
3 4 3 4
– Проверьте готовность к уроку, вспомним правила взаимодействия и пожелаем удачи в освоении новых знаний. Расставьте темы по порядку их изучения.
Океаны Озёра Реки Материки
(– Мы решили, что темы располагаются так.
Океаны Материки Реки Озёра)
– Распределите данные темы в группы, найдите лишнюю тему. (Нам кажется, что тема «Материки» лишняя, т.к. это участок суши, а всё остальное относится к воде. Озеро и океан можно объединить в одну группу, т.к. вода в них может быть солёной. Озеро и реку можно объединить, т.к. они находятся на материках).
- Мы попали в сказку « По щучьему веленью» На чем путешествовал Емеля?
Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать?
- Правильно, давайте затопим печь. А что нужно ,чтобы затопить печь? (дрова)
(Учитель показывает поленья) На каждом полене есть задание. Его нужно выполнить, чтобы затопить печь.
– Мы сегодня рассмотрим некоторые участки суши.
– Нам помогут реки и озёра. Найдите на карте места на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены?
Детям раздаются поленья с названиями материков:
Задания группам
Африка
Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом.
Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом.
Северная Америка
Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом.
Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом.
Южная Америка
Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом.
Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом.
Евразия
Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом.
Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом.
Австралия
Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом.
Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом.
– Почему, ребята, в карточках нет Антарктиды?
– Мы думаем, что на ней нет рек и озёр.
Ребята выполняют задание.
– Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветом – это равнины и возвышенности.
– А где берут начало бурные реки? (В горах.)
– О чём сегодня пойдёт разговор? (Мы думаем, что мы будем говорить о горах и равнинах.)
План (примерный). 3 3
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 4 3 3 4 3
Ι. Практическая работа.
– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?
– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)
– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?
– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
1
2
3
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
- Итак, растопили печь, теперь отправляемся в путь в царство царевны Несмеяны ( На доске изображение царевны Несмеяны)
По дороге мы будем встречать горы и равнины. Путешествие будет длинным. Нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной.
1 3 7 3 4 3
– Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов? (Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.)
– Какую высоту имеют эти участки суши? (На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров).
– Что окружает эти участки суши? (Чаще всего со всех их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.
- Ой, что это там такое ? ( Учитель на доске вывешивает рисунок с изображением Водяного. В это время звучит запись песни Водяного)
Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной.
По кочкам печку я пущу,
В болоте всех я утоплю.
– Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112–113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах, тогда он нас пропустит.
Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.
– Изобразите на макете такие участки суши.
Ребята выполняют задание.
– Что будет происходить с водой на таких территориях? Давайте аккуратно польём на макет. (В углублениях собирается вода.)
– Что образуется на таких равнинах? (Это болота. Здесь, наверное, очень сыро.)
– Сравните две равнины на с. 115. Обратите внимание на условный знак болот. Найдите на карте такие места.
– Что обозначают точки на равнине? (Это пески. Они находятся ближе к тропикам).
– Найдите названия равнин на карте. (Евразия: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Африка: Сахара. Южная Америка: Амазонская низменность.)
– Дома, если вам интересно, можете найти названия и других равнин.
Поработаем с помощью плаката «Равнины» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса).
Вот наша печка к речке подходит
Где же здесь плот? Нигде не находим,
Чтобы на речку плот опустить,
Надо ответить на вопросы.
– Почему на равнинах много болот и рек? (Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.)
– Где выращивают культурные растения, которые служат нам пищей? (Тоже на равнинах. Там удобно распахивать поля.)
– Где расположены все крупные города? Почему? (Тоже на равнинах. Там удобно строить.)
– Что покрывает равнины? (Это земля, песок, глина.)
– Поработаем с помощью плаката «Горы» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса) или просмотрим видеофрагмент с видами гор.
– Опишите, ребята, то, что вы увидели. (Это очень красивые места. Крутые Хотели бы вы оказаться в таких местах? снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.)
– Хотели бы вы оказаться в таких местах? (Там очень красиво, но и очень опасно).
– Почему вы так считаете? (Мы думаем, что не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.)
– Найдите горы на карте.
Дети перечисляют:
Европа – Альпы, Уральские горы;
Азия – Кавказ, Гималаи;
Северная Америка – Кордильеры;
Южная Америка – Анды.
– Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека? (Все горы состоят из камней. Они все имеют своё название и нужны человеку.)
Физкультминутка. Дети выполняют упражнения под музыку песни «Чунга-Чанга»
Баба Яга на пути нас встречает
И головою седою качает (изображение Бабы Яги на доске, звучит запись песни Б., Я.)
Нет, не пройдете дальше детки
Если не получите хорошей отметки
Всех посажу я в железные клетки
Пока не найдете вы,
Все необходимые горные породы…..
– Найдите в конце с. 114, как называются необходимые людям горные породы. Давайте ознакомимся с ними по образцам.
Дети работают с учебником, затем с раздаточным материалом «Горные породы».
– Но полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115.
Дети узнают о торфе.
– Что ещё интересного узнали о равнинах и горах? (Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи… А мы нашли на карте самую высокую вершину мира: Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 метров.)
– Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
- Дальше на печке всем классом мы едем,
В царство Несмеяны никак не доедим,
Что это?
Солнце исчезло, посыпался снег
Нас занесло на заснеженный брег.
Мальчик по имени Кай здесь сидит,
Герда рядышком с Каем стоит
И остановку сделать велит.
(На доске изображение Кая и Герды)
Милые, милые школьники.
Перед Вами лежит рабочая тетрадь
Вы внимательно в нее посмотрите
И выполните задания.
Работа в Рабочей тетради. 1 4 2
– Выполните задания в Рабочей тетради: I вариант – задания 1 и 3; II вариант – задания 3 и 4.
Дети проверяют друг друга после выступления групп.
– Вернитесь к своим карточкам и приготовьте более подробный рассказ о тех равнинах, которые вам встретились.
1. Материк.
2. Показ равнины на карте.
3. Особенности рельефа.
– Проверьте себя. Выберите важные отличительные особенности равнин:
большие перепады высоты земной поверхности;
наличие болот, рек, озёр, леса;
умеренный тепловой пояс;
ровные или холмистые участки суши;
большое количество городов;
реки с быстрым течением;
пески и степи.
Образец:
Наличие болот, рек, озёр, леса.
Ровные или холмистые участки суши.
Большое количество городов.
Пески и степи.
Проверьте себя:
1. Материк, на котором находятся горы Кордильеры, __________________.
2. Горы состоят из______________.
3. Железная руда, золото, каменный уголь – это________________.
Образец:
1. Материк, на котором находятся горы Кордильеры, – Северная Америка.
2. Горы состоят из горных пород.
3. Железная руда, золото, каменный уголь – это полезные ископаемые.
-Вот мы к царству уже подошли
Но Несмеяну еще не нашли.
Наплакала речку,
Наплакала море,
Дети, давайте поможем царскому горю.
- Царевна Несмеяна перестала плакать, но чтобы она улыбнулась, нужно выполнить дополнительное задание.
(Учитель раздает каждому ребенку карточки-слезинки. На них записаны задания.)
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
В класс входят в костюмах Емеля(старшеклассник) и царевна(старшеклассница).
Несмеяна: Ой, как я рада, что вы помогли высушить слезы на моем лице.
Емеля: Низкий поклон всем Вам, ребята,
Все так хорошо отвечали на вопросы.
Сколько препятствий смогли Вы пройти,
Счастье мое помогли мне найти!
(Емеля раздает каждому ученику щуку-картинку, на обратной сторонек которой записано домашнее задание).
Несмеяна и Емеля:
В знак благодарности щуку примите,
Будет она в ваших книгах лежать
И все задания , будет всегда,
Помогать выполнять!
V. Домашнее задание.
С. 114 – 118 читать, отвечать на вопросы, задание 1,4.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ