Конспект урока по Окружающему миру "Семья – маленькое общество"

Тема: Семья – маленькое общество. 
Тип урока: комбинированный, урок-диалог. 
Инновационные технологии: технология информационно-коммуникативного обучении с проблемно-диалогическими приёмами. 
Цели урока: 
- формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека; 
- воспитание духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семье; 
- познакомить с распределением денег в семейном бюджете. 
Оборудование: презентация к уроку, карточки, учебник, тетрадь. 
Оформление: плакаты

Ход урока 
План 
• Что такое семья? 
• Взаимоотношения в семье. 
• Что объединяет членов семьи? 
• Семейный бюджет. 
• Семья и государство. 

1. Организационный момент. 
У.: Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей.) 

2. Актуализация знаний и постановка проблемы. 
Звучит песня «Родительский дом» (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского). 
У.: Каждая семья – это очаг – тёплый и уютный, и для каждого семья – это, прежде всего родительский дом. Посмотрим на образы букв, из которых состоит это слово. 
Вывод по вступительной беседе: Это слово знакомо всем с детства. Дом – это семья, в которой нас всегда ждут и любят. (Учитель объявляет тему урока.) 

3. Усвоение новых знаний. 
Фронтальная работа. 
1) Знакомство с понятием «семья». 
У.: Что же такое семья? (Учащиеся выражают своё мнение.) А какие объяснения понятию «семья» вы нашли в словарях? 
Учащиеся зачитывают определения к слову семья: 
• Этимологический словарь. Макс Фасмер.
• Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.
• «Словарь русского языка». С. И. Ожегов.
• Учебник «Познание мира» 
Вывод: Семья – это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга. 
У.: Какие два слова спрятались в слове семь-я? (СЕМЬ, Я) Вспомните, где мы его встречаем число 7? 
У.: Какие пословицы и выражения вы знаете, где встречается число семь? 
(Учащиеся выражают своё мнение.) 
Вывод: Слово обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. 

2) Взаимоотношения в семье. 
Индивидуальная работа по карточкам. 
А) У.: Что необходимо для того, чтобы было тепло и уютно не только в доме, но и в семье? (Учащиеся выражают своё мнение.) Построим «Дом моей мечты». 
Дети читают по 1 четверостишью стихотворения И. Молчанова «7 главных правил». Во время чтения на доме в брёвнах записываются слова. В результате выстраивается дом. 

Вывод: Дом и семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если там царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее семейное счастье. 
Б) Конфликты в семье. 
Просмотр сюжета из мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот». 
У.: Почему в этой семье возникали конфликты? Учитель рассказывает легенду. 
У.: Что хотел этим сказать глава семьи? Какие обязанности у главы семьи? 
Чтение отрывка в учебнике на стр. 122 (3 абзац) 
Групповая работа. 
Учитель даёт задание для групповой работы: найти выход из создавшейся ситуации. Каждая группа обсуждает свою ситуацию и предлагает пути решения конфликта. 
Вывод: Проблемные ситуации в семье можно разрешить. Нужно выслушивать мнение каждой стороны. Идти навстречу друг другу, понимать друг друга. 

3) Физкультминутка. С музыкальным сопровождением. 

4) Что объединяет членов семьи? 
У.: Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 19 семей, в которых воспитываются 36 детей. Давайте подумаем и скажем, что объединяет членов семьи. ( Заслушиваются ответы детей.) 
Отличительные черты семьи от других коллективов: 
• Живут в одном доме (квартире). 
• Родители растят и воспитывают детей. 
• Вместе проводят свободное время. 
• Члены семьи ведут общее хозяйство. 
• Имеют общий бюджет. 
5)Семейный бюджет. 
А) У.: У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? 
Представление результатов беседы в виде рисунка: 

У.: Из чего складываются доходы и расходы? 
Представление результатов беседы в виде таблицы: 
Доходы Расходы 
Зарплата Оплата жилья 
Пенсия Питание 
Стипендия Образование 
Пособия Медицинское обслуживание 
Прибыль Отдых, путешествие 

Б) Распределение семейного бюджета. Работа в парах. 
Учитель раздает лист № 1. 
Каждая пара учащихся получает лист №1, на котором написаны названия това¬ров. Задание: выбрать те товары, которые учащиеся посчитают необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в списке галочкой. 
Учитель раздает лист № 2. 
В листе №2 проставлены цены товаров и услуг в «шустриках». Задание: проставить цены рядом с выбранными товарами или услугами. Сложить все шустрики. 
Учитель объявляет, что бюджет каждой семьи рассчитан на 1000 шустриков и месяц. 
Вывод: У кого сумма больше этой цифры – в семейном бюджете образовался дефицит. У кого сумма меньше 1000 шустриков – может отложить сбережения.
Чтение отрывка о семейном бюджете в учебнике на стр. 122 (4 абзац). .: Семья – это самое дорогое, что у нас есть. Я желаю вашим семьям: мира, добра, верности, любви, терпения, уважения, взаимопонимания, достатка.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ