Конспект урока по Окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «В царстве грибов»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- уметь находить части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- уметь различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
- сравнивать грибы с растениями и находить отличительные признаки;
- классифицировать грибы на съедобные и не съедобные;
- создавать модель гриба;
- понимать значение грибов для леса.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса;
- осознавать необходимость правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
№ этапа урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Организационный этап.
Дети стоят возле своих парт, приветствуют учителя.
II.
Целеполагание.
(На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.)
- Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты?
- На какие группы можно разделить эти объекты природы?
- Какое название дали учёные–биологи этим группам?
На доске открывается схема:
ЖИВАЯ ПРИРОДА
царство царство животных растений
- А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?»
-Чего не хватает в нашей модели природы?
- Давайте поместим грибы на наш плакат.
- К какому царству
вы отнесёте ягоды?
- А грибы можно отнести к этому царству? Почему?
- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?
- Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство.
(В схему добавляется табличка
царство грибов)
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 1)
- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
- Почему грибы определили в отдельное царство?
- Значит, что мы ещё узнаем?
-Что вы ещё знаете о грибах?
-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?
- А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. (СЛАЙД 2)
Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман)
- Эти объекты природы можно разделить на растения и животные.
- Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.
-Ягоды, грибы.
-Грибов.
Дети помещают различные грибы на плакат.
-К царству растений.
- Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.
- Их можно отнести
к царству грибов.
- Царство грибов.
- Мы узнаем какие бывают грибы.
-У них особое строение.
- Узнаем строение гриба.
-Грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Мы будем учиться классифицировать грибы.
III.
Актуализация знаний.
-Ребята, какие грибы вы знаете?
-Что общего в их строении? Как выглядит гриб?
- Что такое грибница и какую роль она выполняет?
-Давайте уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112.
- Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике.
- Есть разница? В чём?
-Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?
- А теперь, давайте изготовим модель гриба.
- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?
- Назовите части гриба.
- Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба?
Разные у вас получились модели грибов. Расскажите, кто какой гриб слепил.
-Давайте разложим ваши грибы в корзинки.
- У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы?
- Какое действие мы будем осуществлять?
- Значит, в одну корзинку какие грибы будем складывать? А в другую?
- А вы, ребята, (обращаюсь к сборщикам грибов) проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.
- Давайте проверим, правильно ли вы распределили грибы?
- Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его.
- Что нового узнали о группах грибов?
- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
-Вот, ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов?
- Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Давайте узнаем, как различить грибы-двойники.
Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?
- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?
- Будьте внимательны при сборе грибов!
(СЛАЙД 3)
-Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?
- Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы?
-С кем вы ходите в лес?
-Как вы собираете грибы?
- Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов.
- Какие правила вы сформулировали?
- Прочитайте правила в учебнике. Сравните их со своими.
-Какие новые правила вы узнали?
- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?
-Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?
-Учёные –биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112.
Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса.
- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.
(СЛАЙД 4)
- Какие меры принимаются по охране природы в России?
-Вот и эти грибы занесены в Красную книгу России.
(Показать Красную книгу)
- С какой целью их занесли в Красную книгу?
Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д….
- У гриба есть шляпка, ножка и грибница.
Ответы детей.
С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос.
Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице).
- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.
Дети лепят гриб из пластилина.
-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.
-Шляпка, ножка, грибница.
-Размером, формой цветом, запахом…
Дети называют грибы.
Съедобные -несъедобные
-Мы будем классифицировать.
- В одну- съедобные, а в другую- несъедобные.
(Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки)
Ответы детей:
-Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. И т.д.
Дети читают текст на с 100, 3 абзац.
Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный!
-Уметь классифицировать грибы по определённому признаку.
- Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
РАБОТА В ПАРЕ.
Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников.
Ответы детей (информация из учебника)
- Да, встречаются.
Знать грибы – двойники и уметь их различать.
Дети поднимают руки.
Ответы детей.
РАБОТА В ПАРЕ.
Дети обсуждают и формулируют правила.
Называют правила.
Ответы детей.
- Грибы исчезнут.
Ответы детей.
Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.
-Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли.
IV.
Рефлексия.
-Ребята, давайте подведём итог урока.
-Какие цели ставили в начале урока?
(СЛАЙД 5)
-А теперь давайте оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.
- Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.
- Что полезного узнали на уроке?
- Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?
Называют цели урока.
Прорабатывается каждая цель.
Ответы детей.
Дети оценивают, проговаривают каждую цель, поясняют почему так оценили.
V.
Домашнее задание.
- с. 116, зад. 1.
- Найти интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и атлас-определитель.
-Спросите своих родителей, случались ли с ними или с их знакомыми какие-то интересные истории в лесу, особенно во время сбора грибов.
Дети записывают д.з. в дневники.
Лист самооценки
знать о наличии царства грибов
знать строение гриба
уметь находить части гриба
знать съедобные и несъедобные грибы
уметь различать грибы-двойники
знать грибы, занесённые в Красную книгу
понимать значение грибов для леса
сравнивать (классифицировать) грибы
создавать модель гриба
Критерии оценивания: (распечатать на обратной стороне)
- всё понял
- не ответил на 1-2 вопроса
- не ответил на большую часть вопросов

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ