Конспект урока по Окружающему миру "В пустыне вовсе не пусто" 4 класс


Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: В пустыне вовсе не пусто.

Цели: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.

Метапредметные:

Регулятивные: организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Познавательные: показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.

Коммуникативные: организовать работу в группах.

Предметные: сформировать представление об особенностях  природной зоны пустыни.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс 1 часть (автор А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс 1 часть (автор А.А. Плешаков, карта «Природные зоны России», презентация «Пустыня», задания для работы в группах, датчик температуры, емкости с песком, интерактивный тест «Степь», дидактич. материал


ЭТАП

ЦЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Оргмомент

Актуализация знаний обучающихся


Вспомнить ранее изученный материал о зоне степи

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»


-Какой раздел в мире природы мы изучаем?

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.












- Мы изучаем природные зоны в разделе «Природа России».


Выполнение интерактивного теста о степи


Показ на карте































План работы








Целеполагание





Знакомство с новой темой














Показ на карте











Погодные условия









































Растения



























































Физкультминутка










Животный мир

Пустыня и человек








Работа в группах




































Исследования










































Рефлексия
















Домашнее задание, оценивание



























Создать проблемную

ситуацию,определить тему урока, поставить цель,наметить план учебных действий.


















































Определить зависимость климатических условий от тепла и влаги.












































Узнать особенности растительного и животного мира




























































Выяснить особенности труда и быта людей.


В какой природной зоне побываем сегодня?

Вот желтая страница -пустынная страна.

Песок по ней кружится, несется как волна.

Неведомо откуда, неведомо куда.

Бредут по ней верблюды, степные поезда.

Идут они в кочевье под музыку звонков.

Лежачие деревья растут среди

песков.

Безлиственные сучья к сухой земле пригнул

Живучий и колючий кустарник саксаул.

А ветер носит тучи горячего песка.

Идет песок летучий на приступ как войска.


По каким признакам определили природную зону?

Вспомните, в какой последовательности знакомимся с каждой природной зоной. Составьте план.

Может быть, еще какие – то вопросы добавите о пустыне?

Определите для себя учебную цель: Что хочу узнать, чему научиться…

Пустыня – как думаете, от какого слова произошло название этой природной зоны? (пусто)

Обратимся к словарю – определение

Так ли пусто в пустыне?

Следуем нашему плану…

Показ на карте

















Слайд 1

Слайд2

Виды пустынь – песчаные, глинистые, каменистые

Барханы – валы из песка

Такыр – растрескавшийся глинистый участок

Слайд3

Рассказ о погодных условиях

Бурнус – плащ с капюшоном

Слайд 4

Мираж – игра световых лучей, обманчивый призрак, видение

Слайд5

Оазис- островок растительности в пустыне около естеств водоема

Новые слова: барханы, такыр, оазис, мираж, бурнус – на доску

Человек, побывавший в пустыне начинает особенно ценить воду.

Пункт плана Растительный мир

Гербарий

Слайд6

Верблюжья колючка с корнями до 20м. Что вас удивляет? Зачем такие корни?

О чем говорит название?

Следующие растения: колосняк, джузгун, саксаул.

Как приспособились?

Слайд7

Ребята, я предлагаю нам побыть немного в роли ученых – исследователей. Представьте себе палящее солнце пустыни… Где сильнее нагревается поверхность: где голый песок или где он покрыт растениями? Ваши предположения?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся датчиком температуры, емкостями с песком, которые будем искусственно нагревать лампой вместо солнца, включаем ее так, чтобы одинаково нагревалась поверхность в обоих горшочках. Мы продолжаем урок, но через некоторое время проведем измерения.

Ну, что, ребятки, жарко в пустыне? Предлагаю перенестись в другую пустыню, чтобы охладиться - в снежную Арктическую и повторять за пингвинами веселые движения

Обратимся к плану урока.

У нас остались важные вопросы.

Предлагаю работу в группах: одна группа исследует материал о животных пустыни и заполняет предложенную таблицу, а другая группа исследует материал о занятиях человека в пустыне и тоже заполняет соответствующую таблицу.

Как работаете?

Сначала группа знакомится с материалом учебника – читаем, потом совместно заполняем таблицу: один пишет – все помогают, готовим выступающего, который представляет рассказ по таблице.

Нужна помощь – сигналите!!!

Рассказ о животных

Слайд8

Как приспособились животные к данной зоне?

Слайд9

Выберите и расселите животных пустыни на карте.

Составьте цепи питания (на доске)

Расскажите о занятиях человека и о возникших в связи с этим экологических проблемах Слайд 10-11

Создан заповедник «Черные земли»

Обратимся к нашему эксперименту.

Подключаем датчик температуры к компьютеру, открываем программу измерения температуры, рассматриваем график. Вместе с помощником берем емкость с песком, защищенную растительностью, вставляем датчик, следим за измерениями температуры. Останавливаем, сохраняем.

Берем емкость с голым песком. Что наблюдаем?

ПОЧЕМУ так происходит?



Если не можете ответить сейчас, предлагаю отыскать ответ дома в информационных источниках до следующего урока

Итак, вопросы плана закончены, подводим итог.

Достигли ли вы поставленной цели? Что узнали, чему научились?

Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

На партах есть помогалочки – начало вывода

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Кто хотел бы получить индивидуальное задание вместе с животным пустыни – магнитиком на память?(рассказы о скарабее, мираже, оазисах, верблюде, заповеднике «Черные земли»

Стр122-130, раб. тетрадь

































































Пустыня





Составляют план на доске по порядку











Формулируют цель



Пусто









































































Длинные корни.

Чтобы достать воду.

Верблюжья – пища верблюдов, колючка – вместо листьев колючки















Варианты ответов







Помогают в подготовке к исследованию





Выполняют физминутку.











Работа в группах









Работа



Сначала группа знакомится с материалом учебника – читаем, потом совместно заполняем таблицу: один пишет – все помогают, готовим выступающего



Представление таблиц от групп.

Рассказ о животных





Расселяют животных пустыни





Рассказ о занятиях людей и экологических проблемах.









Помогают при измерении, наблюдают за показаниями температуры





Помогают при измерении, наблюдают за показаниями температуры

Голый песок нагрелся сильнее

Варианты ответов















Подводят итог



























Выбор задания



.





























.

.





.































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ