Методическая разработка урока окружающий мир на тему: «Экосистема луга» 2 Класс
Методическая разработка урока
окружающий мир
на тему: «Экосистема луга»
Разработала: учитель начальных классов
Абрамова Галина Владимировна
Применение: 2 класс.
Образовательная система: «Школа 2100».
Аннотация к разработке: данный урок построен на основе проблемно-деятельностного подхода обучения с использованием инновационных технологий таких как ИКТ, здоровьесберезающие и игровые. Отдельное место уделяется работе в парах.
Разработка была реализована. Отчетом стали фотографии с урока, а также пополнение «багажа» знаний учащихся.
Цель: познакомить учащихся с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме.
Задачи:
закреплять умение объяснять значение круговорота веществ в природе, приводить примеры организмов разных профессий;
закреплять знания о строении экосистемы, а также применять их в построении схемы экосистемы луга.
развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Оборудование:
1. Технические средства обучения:
компьютер;
проектор;
экран.
2. Обучающие схемы по предмету на тему «Экосистема луга», «Саванны», «Степи».
3. Иллюстрации злаков.
4. Проекционный материал (табл.):
Проекционный материал,
используемый на мероприятии
(находится на электронном носителе)
№
п/п
Название
Объем
Этап урока
1.
Презентация к уроку «Экосистема луга».
9 слайдов
В течении всего урока.
Структура и ход мероприятия:
№
п/п
Этап урока, используемый проекционный материал
Ход мероприятия
Время
(в мин.)
1.
Организационный момент
- Приветствие детей.
1 мин.
2.
Мотивация
и целеполагание
№1
Слайд 2
№1
Слайд 3
- Давайте вспомним, что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ).
- Почему экосистема может существовать сколь угодно долго без чьей-то помощи? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому экосистема может существовать без посторонней помощи как угодно долго).
- Обратите внимание на схему. Составьте по ней связанный рассказ. (Ответы детей). В схему добавляется – мертвые организмы. Где встречались с этой схемой? (Эта схема подходит для экосистемы болота и озера).
- Попробуйте продолжить фразы об обитателях озера и болота.
1. В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют... (Планктоном).
2. В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют... (Дафниями или циклопами).
3. Личинки комаров, живущие на дне озера, называют... (Мотыль).
4. Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется... (Мох-сфагнум).
5. Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется... (Торф).
- Как бы вы связали экосистему болота и озера? (Экосистема озера со временем превращается в экосистему болота). На этом цепочка превращений заканчивается? (Толща торфа становится все выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болота приходит экосистема луга).
- Давайте составим план урока.
План:
(на доске)
1. Производители экосистемы.
2. Потребители экосистемы.
3. Разрушители экосистемы.
- Посмотрите на иллюстрации. /На доске – иллюстрации с изображением саванны, степи и луга/. Во 2-ом классе вы знакомились с обитателями саванны и степей. Рассмотрите внимательно, какие основные производители растут в саванне, степи и на лугу. (Травы).
- /Демонстрация иллюстраций со злаками/. У этих растений есть замечательные свойства, сегодня вам предстоит раскрыть тайны этих растений, называемых злаками.
9 мин.
3.
Совместное открытие знаний. Освоение нового содержания
и его применение.
№1
Слайд 4
№1
Слайд 5
№1
Слайд 6
№1
Слайд 7
1. Производители экосистемы.
Работа в парах. Работа в учебнике.
- Прочитайте текст на с.54-55, подчеркните все, что найдете интересного, необычного о злаках.
Беседа по прочитанному материалу:
- Как выглядят злаки? (Цветки невзрачные, мелкие, полый стебель-соломинка).
- Кто питается злаками? (Дикие копытные животные: лошади, антилопы).
- Откройте первую тайну злаков. Где могут сохраняться молодые ростки от вытаптывания копытами животных во время неблагоприятного периода? (Корни у злаков сплетаются и образуют густые дернины).
- Вторая тайна злаков – рост листьев. Как легче выжить злакам: если листья растут верхушками или основанием? (Листья злаков растут пучком от основания, на месте съеденного листа быстро вырастает новый).
- А кто из вас нашел третью тайну злаков? (Это укрепляющее воздействие дернины на почву. С помощью цепких переплетенных корней злаки скрепляют осыпающуюся землю насыпей, песчаных карьеров, оврагов).
- Злаки – самые многочисленные растения лугов. Но цветки их невзрачны, и они опыляются ветром. Красоту лугу придает пестрый ковер из разнотравья. Какие травы еще растут на лугах? (Ответы детей).
- Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения по очереди, чтобы пыльца всех цветов не перемешивалась и попала на свой цветок.
2. Потребители экосистемы.
- Приглядитесь к пестрому ковру цветов и увидите множество насекомых: бабочки, шмели, пчелы, кузнечики. Чем питаются насекомые? (Нектаром цветов).
- Некоторые насекомые прокусывают листья и стебли, чтобы добраться до сока, есть насекомые, питающиеся листьями. Есть среди мира насекомых хищники. С одним мы уже знакомились. Это – стрекоза. Что знаем об этом насекомом? (Она ест комаров и мошек).
- Живут на лугу птицы. Чем они питаются? (Насекомыми и семенами растений).
- Есть много мелких зверьков, особенно грызунов – мышей, кротов. Почему много мышей? (Они питаются травами и их семенами).
- Чем питается крот? (Насекомыми, червями).
- Ночью на луг выходят крупные дикие животные: косули, зайцы, кабаны, лоси.
3. Разрушители экосистемы.
- Как вы думаете, какие разрушители обитают в экосистеме луга? (Микроорганизмы, черви).
- Почему почва на лугах очень плодородная? (Части травянистых растений легко перерабатываются «мусорщиками»).
- Много ли работы у разрушителей? (Растений много – отмерших частей растений много, значит и работы много. Они не справляются).
- Подходит наша схема строения экосистемы к экосистеме луга? (Подходит).
- Если почва влажная и плодородная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появится всходы кустов и деревьев. Какая экосистема может сменить луг? (Экосистема леса).
20 мин.
4.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
№1
Слайд 8
1. Р.т. с.28, №2.
2. Р.т. с.28, №3.
Профессия злаков – производитель. Злаки родом из сухих саванн и степей. Верхняя часть злаков отмирает, а корневище (дернина) остается. Злаки растут густо, чтобы защитить себя от вытаптывания. Злаками любят питаться копытные животные. Листья растут пучком от основания.
3. Р.т. с.28, №4.
5 мин.
5.
Рефлексия учебной деятельности
- С какой экосистемой познакомились?
- Все части экосистемы в ней представлены?
- Поддерживается ли круговорот веществ?
- Какой главный производитель в этой экосистеме? /Чтение вывода на стр.57/.
3 мин.
6.
Домашнее задание
с. 40-57, подг.к пров.раб.;
с.54-57 пересказ, с. 57 вопросы.
2 мин.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ