Методическая разработка урока окружающий мир на тему: «Экосистема луга» 2 Класс

Методическая разработка урока

окружающий мир

на тему: «Экосистема луга»


Разработала: учитель начальных классов

Абрамова Галина Владимировна

Применение: 2 класс.

Образовательная система: «Школа 2100».

Аннотация к разработке: данный урок построен на основе проблемно-деятельностного подхода обучения с использованием инновационных технологий таких как ИКТ, здоровьесберезающие и игровые. Отдельное место уделяется работе в парах.

Разработка была реализована. Отчетом стали фотографии с урока, а также пополнение «багажа» знаний учащихся.

Цель: познакомить учащихся с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме.

Задачи:

  • закреплять умение объяснять значение круговорота веществ в природе, приводить примеры организмов разных профессий;

  • закреплять знания о строении экосистемы, а также применять их в построении схемы экосистемы луга.

  • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Оборудование:

1. Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран.

2. Обучающие схемы по предмету на тему «Экосистема луга», «Саванны», «Степи».

3. Иллюстрации злаков.

4. Проекционный материал (табл.):


Проекционный материал,

используемый на мероприятии

(находится на электронном носителе)


п/п

Название

Объем

Этап урока

1.

Презентация к уроку «Экосистема луга».


9 слайдов

В течении всего урока.






Структура и ход мероприятия:



п/п

Этап урока, используемый проекционный материал

Ход мероприятия

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

- Приветствие детей.


1 мин.

2.

Мотивация

и целеполагание



















1

Слайд 2





















































1

Слайд 3

- Давайте вспомним, что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ).



- Почему экосистема может существовать сколь угодно долго без чьей-то помощи? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому экосистема может существовать без посторонней помощи как угодно долго).



- Обратите внимание на схему. Составьте по ней связанный рассказ. (Ответы детей). В схему добавляется – мертвые организмы. Где встречались с этой схемой? (Эта схема подходит для экосистемы болота и озера).



- Попробуйте продолжить фразы об обитателях озера и болота.

1. В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют... (Планктоном).

2. В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют... (Дафниями или циклопами).

3. Личинки комаров, живущие на дне озера, называют... (Мотыль).

4. Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется... (Мох-сфагнум).

5. Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется... (Торф).



- Как бы вы связали экосистему болота и озера? (Экосистема озера со временем превращается в экосистему болота). На этом цепочка превращений заканчивается? (Толща торфа становится все выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болота приходит экосистема луга).



- Давайте составим план урока.

План:

(на доске)

1. Производители экосистемы.

2. Потребители экосистемы.

3. Разрушители экосистемы.



- Посмотрите на иллюстрации. /На доске – иллюстрации с изображением саванны, степи и луга/. Во 2-ом классе вы знакомились с обитателями саванны и степей. Рассмотрите внимательно, какие основные производители растут в саванне, степи и на лугу. (Травы).



- /Демонстрация иллюстраций со злаками/. У этих растений есть замечательные свойства, сегодня вам предстоит раскрыть тайны этих растений, называемых злаками.


9 мин.






















3.

Совместное открытие знаний. Освоение нового содержания

и его применение.



















































1

Слайд 4









































1

Слайд 5





















1

Слайд 6

















1

Слайд 7




1. Производители экосистемы.

Работа в парах. Работа в учебнике.

- Прочитайте текст на с.54-55, подчеркните все, что найдете интересного, необычного о злаках.



Беседа по прочитанному материалу:

- Как выглядят злаки? (Цветки невзрачные, мелкие, полый стебель-соломинка).

- Кто питается злаками? (Дикие копытные животные: лошади, антилопы).

- Откройте первую тайну злаков. Где могут сохраняться молодые ростки от вытаптывания копытами животных во время неблагоприятного периода? (Корни у злаков сплетаются и образуют густые дернины).

- Вторая тайна злаков – рост листьев. Как легче выжить злакам: если листья растут верхушками или основанием? (Листья злаков растут пучком от основания, на месте съеденного листа быстро вырастает новый).

- А кто из вас нашел третью тайну злаков? (Это укрепляющее воздействие дернины на почву. С помощью цепких переплетенных корней злаки скрепляют осыпающуюся землю насыпей, песчаных карьеров, оврагов).



- Злаки – самые многочисленные растения лугов. Но цветки их невзрачны, и они опыляются ветром. Красоту лугу придает пестрый ковер из разнотравья. Какие травы еще растут на лугах? (Ответы детей).

- Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения по очереди, чтобы пыльца всех цветов не перемешивалась и попала на свой цветок.



2. Потребители экосистемы.

- Приглядитесь к пестрому ковру цветов и увидите множество насекомых: бабочки, шмели, пчелы, кузнечики. Чем питаются насекомые? (Нектаром цветов).

- Некоторые насекомые прокусывают листья и стебли, чтобы добраться до сока, есть насекомые, питающиеся листьями. Есть среди мира насекомых хищники. С одним мы уже знакомились. Это – стрекоза. Что знаем об этом насекомом? (Она ест комаров и мошек).

- Живут на лугу птицы. Чем они питаются? (Насекомыми и семенами растений).

- Есть много мелких зверьков, особенно грызунов – мышей, кротов. Почему много мышей? (Они питаются травами и их семенами).

- Чем питается крот? (Насекомыми, червями).

- Ночью на луг выходят крупные дикие животные: косули, зайцы, кабаны, лоси.



3. Разрушители экосистемы.

- Как вы думаете, какие разрушители обитают в экосистеме луга? (Микроорганизмы, черви).

- Почему почва на лугах очень плодородная? (Части травянистых растений легко перерабатываются «мусорщиками»).

- Много ли работы у разрушителей? (Растений много – отмерших частей растений много, значит и работы много. Они не справляются).

- Подходит наша схема строения экосистемы к экосистеме луга? (Подходит).

- Если почва влажная и плодородная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появится всходы кустов и деревьев. Какая экосистема может сменить луг? (Экосистема леса).


20 мин.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу



1

Слайд 8












1. Р.т. с.28, №2.



2. Р.т. с.28, №3.

Профессия злаков – производитель. Злаки родом из сухих саванн и степей. Верхняя часть злаков отмирает, а корневище (дернина) остается. Злаки растут густо, чтобы защитить себя от вытаптывания. Злаками любят питаться копытные животные. Листья растут пучком от основания.

3. Р.т. с.28, №4.

5 мин.

5.

Рефлексия учебной деятельности

- С какой экосистемой познакомились?

- Все части экосистемы в ней представлены?

- Поддерживается ли круговорот веществ?

- Какой главный производитель в этой экосистеме? /Чтение вывода на стр.57/.

3 мин.

6.

Домашнее задание

с. 40-57, подг.к пров.раб.;

с.54-57 пересказ, с. 57 вопросы.


2 мин.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ