Окружающий мир "Развитие науки и техники" 4 Класс

Общие сведения: Урок проведен в 4 классе МКОУ СОШ №1. Ученики класса обучаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Предметная область урока: Окружающий мир. 
Тема урока:  Развитие науки и техники.
Место урока в системе уроков по данной теме: это 2-й урок по теме. На первом уроке обучающиеся познакомились с направлениями развития науки и техники в XIX веке
Цель: выяснить значение развития науки и техники для современного человека.
Тип урока:  урок построен в форме путешествия и нацелен на решение триединой задачи:
Образовательная: формирование целостного представления о развитии науки и техники XIX века, их значении для современного человека, восприятие учеником  учебной ситуации как личностно-значимой.
Развивающая цель:  развитие  коммуникативных навыков,  включающих: развитие умения работать в коллективе; развитие умения строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, развитие умения выстраивать диалог, развитие  монологической речи учащихся.
Воспитывающая цель:  воспитание через коллективную мыследеятельность, самообучение; формирование самооценки, формирование основы гражданской идентичности, осознание ответственности человека за общее благополучие.


Ход урока
I. Организация класса

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Ребята, он у нас сегодня необычный. На нашем уроке присутствуют гости, но они находятся в соседнем кабинете. А нас могут видеть.

- Как такое возможно? (у нас стоят камеры и демонстрируют урок)

- Ребята, видеокамера позволяет общаться с людьми, находящимися не только в соседних кабинетах, но и в других городах и даже странах.

- Ребята, поприветствуем наших гостей улыбками. (Дети смотрят в камеру)

- А как вы себя чувствуете в начале нашего урока? (разные ответы) А почему?

- Я уверена, что у вас все на уроке получится, потому что вы умные и старательные.



II. Актуализация опорных знаний с проверкой д/задания.

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (Развитие науки и техники. Мы изучали параграф учебника)

- А тема сегодняшнего урока? (Развитие науки и техники)

- Если мы изучили теоретический материал, то что нам нужно сделать сегодня на уроке, если на столах у вас – лего-конструкторы? (Наверно, что-то будем собирать. Какие-то модели).

- На каких уроках мы уже работали с конструкторами? (технологии, окружающего мира, на кружке).



- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое и будущее науки и техники.

- А на каком аппарате сразу можно совершить это путешествие? (на машине времени) (презентация)

- Ну что же, в путь!

- Итак, мы очутились в прошлом, на заре развития науки и техники.

- Какое изобретение промышленности в конце XVIII – начале XIX веков было сделано? (паровая машина)

- К чему привело изобретение первой машины? ( повысилась производительность труда, станки и машины заработали на пару и облегчили труд людей)

- Какое домашнее задание у вас было? (приготовить сообщения об изобретениях конца 18-19 веков)

- О каких изобретениях этого периода вы хотите рассказать? (сообщение детей, презентация).

- Как вы считаете, ребята, справились ли вы с домашним заданием? Почему?

- Какие замечательные ваши сообщения. Молодцы!

- Ну а теперь давайте немножко отдохнем.

III. Физминутка. (Презентация)

IV.Видеообращение уч-ся 8 класса

- Только что, ребята, нам пришло видеописьмо от восьмиклассников. Получить его помогла наша техника.

- Давайте узнаем, о чем они нам хотят сообщить. (Презентация)

(Может быть, вы, ребята, поможете нам решить экологические проблемы Дубовки?)

- Поможем? Давайте посмотрим фотографии. (Презентация)

- Оказывается, не все благополучно в нашем родном городке.

- Какие же экологические проблемы вы увидели, ребята? (Много мусора, загрязнена вода в реке, выгоревшая лесополоса…)

Стало пить опасно  воду,
почернел   зелёный лес.
До чего  ж довёл природу,
Наш технический прогресс.
     Может быть, не нужен спутник,
Что  летит по небесам,
Этот вредный ток не нужен,
Что  течёт по проводам? ...

- Ребята, изобретение науки и техники стало благом для человека или злом?

- Но прогресс без техники невозможен.

III. Постановка проблемы.

- Какую же технику нужно создавать сегодня? (Которая не вредит экологии)

- Какая же наша дальнейшая задача на уроке? О чем просили нас восьмиклассники? (Создать модели, техники, которые помогут решить экологические проблемы)

V. 1. Оргмомент.

- Сейчас вы будете работать по группам в зависимости от того, какую модель будете конструировать.

- Кто будет изобретать машину по уборке мусора? (группа №1)

- Кто хочет изобретать машину по переработке мусора? (группа №2)

- Кому интересно создать машину по укреплению корней дуба-великана? (группа №3)

- Кто будет создавать технику тушения пожара в лесополосе? (группа №4)

- Кто же поможет очистить воду нашей реки Волги? (группа №5)

- А теперь займите свои места по группам. (Расставляет таблички на столах) Дети рассаживаются по группам.

- Ребята, помните правила работы в группе? Какие? (Выбрать лидера, работать вместе над общей задачей, не отвлекать, соблюдать дисциплину).

- Презентация задания для групп. Музыка.

VI. Защита проектов.

Каждая группа защищает свой проект.

Выставляют модели на демонстрационный стол.

VII. Домашнее задание.

- Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Все ли вы успели сделать, что хотели? Почему?

-Значит, каким будет наше домашнее задание? (усовершенствовать модель)

- А я вам предлагаю такое задание: (выполняйте его в вашей группе, распределите задания между участниками)

1) защитите модель, созданную в группе;

2) составьте письменный ответ на видеообращение уч-ся 8 класса.

VIII Рефлексия.

- Великий изобретатель XX века Томас Эдисон сказал: «Гений – это 1процент вдохновения и 99 процентов пота».

- Что вы расскажите дома своим родителям о сегодняшнем уроке?

- А как вы поработали на уроке?

- Все ли вам удалось? Оцените свою работу. (кортеж из различной техники» - выбор одного из трех бланков-шаблонов, согласно заданию: 1-не испытывает на уроке затруднений (зеленый цвет); 2 – испытывает незначительные трудности (желтый цвет); 3-испытывает много затруднений (красный цвет)

- Но на этом наше путешествие не заканчивается. Оно будет очень долгим, потому что кто-то из вас свяжет свою жизнь с наукой и техникой и сумеет воплотить в жизнь свои детские мечты.

- Спасибо за урок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ