ПРОЕКТ по Окружающему миру «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ» 2 класс


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №93

Советского района г.Волгограда












ПРОЕКТ

«БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»





Работу выполнил:

коллектив обучающихся 2а класса

МОУ МОШ №93


Руководитель:

Сухаревская Ж.А.,

учитель начальных классов


Консультанты:

Куминова С.А.,

учитель биологии МОУ СОШ №93,

Славгородская Е.Н., кандидат

географических наук, доцент

кафедры физической географии и

геоэкологии ВГСПУ



г. Волгоград

2014



Паспорт проекта



1. Название проекта:  Братья наши меньшие

2. Руководитель проекта: Сухаревская Жанна Александровна

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

окружающий мир (биология, география), изобразительное искусство, технология, информатика

4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 7-8 лет (1-2 класс)

5. Тип проекта по масштабу применения: практико-ориентированный

6. Тип проекта по продолжительности выполнения: длительный

7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный

8. Тип проекта по  предметно-содержательной области:  

межпредметный, надпредметный, реализуется во внеурочное время

9. Цель проекта для учеников: 

  1. расширить знания об окружающем мире (условия жизни животных, среда их обитания, питание, др.);

  2. оказать посильную помощь разным животным (например, для зимующих птиц изготовить кормушки и обеспечить их подкормку);

  3. принять участие в экологических акциях, неделях, др. (по защите исчезающих диких животных, неделе птиц);

  4. применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.

10. Цель проекта для учителя:  

  1. обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников в рамках реализации программы формирования экологической культуры ООП НОО;

  2. использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;

  3. расширить рамки совместной работы с учителем биологии МОУ СОШ №93 и родителями обучающихся (консультации, иное).

11.  Задачи проекта:

  1. создать условия и формировать у обучающихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;

  2. расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через организацию акций экологической направленности, конкурсов мини-проектов, рисунков, организацию выставок, экскурсий, др.;

  3. привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;

  4. использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;

  5. создать условия и формировать культуру представления результатов проектной деятельности, включая ИКТ-компетентность младших школьников.

12. Планируемый результат:

  1. изготовить кормушки для зимующих птиц;

  2. представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоотчет, презентация, рекомендации, комментарии, т.д.;

  3. подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов;

  4. участие в экологических акциях, неделях, др. (например, акция по защите исчезающих видов диких животных – сбор подписей, участие в конкурсах, викторинах, др.);

  5. использование ИКТ для организации новых форм работы (он-лайн викторина, создание интерактивного листа, размещение информации в блоге учителя, просмотр документальных фильмов, др.).

Введение

Обоснование темы проекта. Интерес детей младшего школьного возраста к теме о животных, включая информацию о диких и домашних животных, и естественное желание детей оказать посильную помощь животным, нуждающимся в помощи человека.

Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что дети младшего школьного возраста проявляют естественный интерес к миру животных. Еще в самом начале учебного года во время посещения передвижной экспозиции экологической выставки обучающиеся класса проявили интерес к экспонатам, которые знакомили ребят с животным миром нашего края. Это натолкнуло на мысль об организации общего дела, связанного с этой темой. Позже, в рамках выполнения программы по предмету окружающий мир обучающиеся 1а класса получили задание изготовить кормушку для птиц. Это задание полностью соответствовало идее большого экологического проекта, который учениками класса было решено назвать «Братья наши меньшие».

Активное участие во всех последующих запланированных и незапланированных мероприятиях проекта подтвердило тот факт, что тема проекта востребована. Идея такого проекта нашла свое дальнейшее развитие во многих мероприятиях. Так, в рамках участия школы в акции IFAW «Неделя в защиту животных-2013» «Белый медведь – живой символ Арктики» все ученики класса подтвердили свое желание участвовать в международной акции. Данный проект позволил расширить рамки работы с обучающимися через использование форм работы практической направленности (изготовление кормушек разных видов, сбор подписей), использование возможностей ИКТ (участие в он-лайн викторине, создание интерактивного листа, подготовка презентаций), опыт презентации и защиты своего проекта, участие в конкурсе.

Особенность организации работы с обучающимися класса и их родителями заключается в том, что участие во всех мероприятиях проекта проходило на добровольной основе с учетом интересов и возможностей не только самих обучающихся, но и их семей.

Актуальность. В рамках выполнения ООП НОО МОУ СОШ №93, в частности программы формирования экологической культуры, необходимо «формировать у младших школьников познавательный интерес и бережное отношение к природе», используя возможности урочной и внеурочной деятельности. В процессе реализации данного проекта расширяются его возможности за счет включения незапланированных акций экологической направленности, что позволяет решать многие задачи воспитания обучающихся, включая формирование активной жизненной позиции младших школьников.

Участники: обучающиеся, родители обучающихся.

Финансирование: спонсорская помощь родителей (при оформлении результатов, организации экскурсий, выставок, др.); при изготовлении кормушек дополнительное финансирование не потребовалось, т.к. во всех случаях использовался бросовый материал.

Направления деятельности в рамках проекта:

  1. урочная деятельность,

  2. акции экологической направленности,

  3. выполнение мини-проектов,

  4. конкурсы, выставки, викторины, др.,

  5. экскурсии,

  6. незапланированные мероприятия.


Описание проекта


1 этап, подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта, направлений деятельности в рамках реализации проекта, планирование своей работы.


На уроке окружающего мира дети получили задание по изготовлению кормушки для птиц, которое послужило началом большого проекта. Детям было предложено назвать дело, которым им было бы интересно заниматься. Ребята предложили не только сделать кормушки, но повесить их в сквере, около своих домов, в парке и подкармливать зимующих птиц.

В процессе обсуждения родилась идея выполнять дела, связанные общей темой о животных. Ребята вспомнили посещение передвижной экологической выставки, где увидели экспонаты, которые показывали моменты из жизни представителей животного мира нашей местности. Предлагались разные названия, самым удачным было названо это: «Братья наши меньшие».

Чем же именно можно заниматься, выполняя этот проект? С какой целью можно выполнить этот проект? Узнавать что-то новое о животных, но самое главное – помогать им, заботиться о «братьях наших меньших». Учительница объяснила, что можно организовывать или принимать участие в «акциях» по защите исчезающих видов диких животных, других акциях экологической направленности.

Обсудили, какие методы юного исследователя можно использовать: «подумай сам», «спроси у другого», «понаблюдай», «прочитай», «найди в Интернете», «проведи опыт или эксперимент».

Чтобы реализовать цели проекта, необходимо решить некоторые задачи. И снова прошло коллективное обсуждение. Ребята решили, что важно бережно относиться к природе. Дела наши могут быть не только полезными, но и интересными, а для этого решили организовать разные мероприятия: конкурсы, выставки, акции, экскурсии. Конечно же, необходима помощь и поддержка родителей. Каждый ученик сможет поделиться с одноклассниками тем, как он выполнял то или иное задание, кто ему помогал, что удалось сделать хорошо, а что вызвало затруднения и т.д., поэтому решили представлять свои мини-проекты на классном конкурсе в удобной для каждого форме (сообщение, фото отчет, презентация, плакат, иная форма).

Направления деятельности. Решили, что проект будет состоять из нескольких акций, а сам проект можно реализовывать на протяжении всего учебного года. Все будет зависеть от того, какие акции сможем организовать сами или примем участие в школьных акциях или неделях.

Консультирование. Обсудили, как поступить, если будут возникать трудности, с которыми сами не справимся. Было решено обратиться за помощью к специалистам: учителю биологии Куминовой Светлане Анатольевне (дети уже были знакомы с ней). Она в школе – главный организатор интересных дел, связанных с темой нашего проекта. В процессе обсуждения было решено обязательно обращаться за помощью к родителям. Выяснилось, что мама Дубоносовой Виктории работает в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, она кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии ВГСПУ. Елена Николаевна с удовольствием откликнулась на просьбу консультировать нас по ходу реализации проекта, помогать в организации мероприятий.

Работа жюри. В рамках проекта проходили конкурсы, поэтому было решено пригласить в жюри учителя биологии Куминову С.А. и учителя начальных классов Шатилову М.Ю.


2 этап, реализация проекта

  1. Организация и участие в акциях (неделе), практическое выполнение мини-проектов.

  2. Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.

  3. Оформление результатов выполненной работы.


Каждое мероприятие (акция, др.) проходило по плану, который обсуждался всем классом.

Акция «Помоги птицам зимой»:

1. организационный этап:

    • задание получено на уроке окружающего мира,

    • определяем название акции, критерии выполнения задания,

2. практический этап:

    • практическое выполнение задания: изготовление кормушек, вывешивание кормушек, подкормка птиц, обмен информацией о типах кормушек и способах их изготовления

    • в процессе выполнения задания узнаем что-то новое, используя подходящие методы, делимся «находками» и «открытиями» с одноклассниками,

    • создание интерактивного листа;

3. заключительный этап:

    • отчет о проделанной работе (сообщение, фотоотчет, инструкция по изготовлению кормушки),

    • выставка работ (отчеты, фотографии, демонстрация кормушек),

    • защита проектов,

    • работа жюри, подведение итогов.

Акция IFAW «Неделя в защиту животных-2013»

«Белый медведь – живой символ Арктики»:

1. организационный этап

  • информация о проведении международной акции;

  • принятие решения об участии в акции, определение направлений деятельности (мероприятий в рамках акции),

2. практический этап

  • просмотр документального фильма «Белый медведь – живой символ Арктики»;

  • участие в он-лайн викторине «Белый медведь», размещенной в блоге учителя,

  • участие в конкурсе детского экологического рисунка и плаката,

  • сбор подписей в защиту белый медведей, оформление петиций,

3. заключительный этап

  • работа жюри, подведение итогов акции,

  • результативность в рамках школы:

- победители в номинации «Самый активный класс»,

- победители по количеству собранных подписей среди 1-4-х классов,

- призеры в личном зачете по сбору подписей.

Урок-размышление «Братья наши меньшие»

Данный урок прошел в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Открытое сердце». Особый интерес вызвали фотографии, представленные в презентации «Братья наши меньшие. Приглашение к размышлению».

Участие во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» (апрель 2013г., апрель 2014г.)

В конкурсе приняли участие 14 человек (50%). Предварительно в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Клуб знатоков» проводились практические занятия, на которых дети получили возможность попрактиковаться в выполнении конкурсных заданий, вспомнить известные факты об окружающем мире, включая факты о животных, узнать что-то новое, поработать с дополнительной информацией, разными источниками. При подготовке использовались Интернет ресурсы.

Неделя Птиц 2013, 2014

Ребята поддержали идею участия в Неделе Птиц, которая традиционно проводится в школе. В рамках Недели (апрель каждого учебного года) мы представили свои работы на конкурс рисунков, фотографий, поделок и презентаций. Фотоработы вошли в альбом «Братья наши меньшие. Поймай момент!». Частично работы были представлены на классном этапе общешкольного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». По итогам участия класса в Неделе птиц представлен фотоотчет.

Экскурсия в музей

По инициативе Славгородской Е.Н., мамы Дубоносовой Виктории, была организована экскурсия в зоологический музей ВГСПУ, по итогам которой представлен фотоотчет.

Фотовыставка «Поймай момент!».

Для участия в выставке было представлено 36 фотографии. Все работы были очень интересны по своему содержанию, некоторые совершенно неожиданны. Выставка получила высокую оценку обучающихся и педагогов школы. Жюри конкурса «Алло, мы ищем таланты!» оценило представленные работы в номинации «Творческая семья». На классном часе ребята решили, что все фотографии нужно собрать в альбом «Братья наши меньшие. Поймай момент», чтобы их можно было использовать учениками других классов на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.


3 этап, заключительный

1. Выполнение и оформление результатов мини-проектов, акций. Помощь родителей.

2. Подведение итогов конкурса мини-проектов, акций. Работа жюри конкурсов.

3. Презентация (промежуточных) результатов проекта. Награждение участников проекта.

4. Участие в Неделе Птиц. Работа жюри.

5. Участие в районном конкурсе проектов «Я познаю мир». Помощь родителей.

6. Подведение итогов реализации проекта. Родительское собрание.

7. Участие проекта в областном фестивале «День Земли», Интернет конкурсах, размещение материалов проекта на педагогических Интернет сайтах.

Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:

  • оказание помощи в изготовлении кормушек, подготовке и оформлении результатов мини-проектов (презентации, фотоотчеты),

  • оказание технической помощи во время участия детей в он-лайн викторине,

  • оказание помощи в оформлении творческих работ, участвующих в конкурсах,

  • организация мероприятий (экскурсия в зоологический музей ВГСПУ),

  • спонсорская помощь.


Заключение

Практическая значимость проекта

  1. Цель проекта для обучающихся достигнута:

  • обучающиеся расширили свои знания об окружающем мире, применяли полученные знания на практике;

  • оказали посильную помощь зимующим птицам;

  • приняли участие в акции по защите белых медведей.

  1. Цель проекта для учителя достигнута:  

  • обобщается и систематизируется опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников,

  • использованы новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников,

  • работа по реализации данного проекта была организована в тесном сотрудничестве с учителем биологии МОУ СОШ №93 Куминовой С.А., учителем начальных классов Шатиловой М.Ю.,

  • в организации и реализации данного проекта в качестве консультанта и организатора экскурсии в зоологический музей ВГСПУ выступила Славгородская Е.Н., кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии ВГСПУ, мама ученицы 1а класса Дубоносовой Виктории.

  1. Задачи проекта выполнены:

  • были созданы условия для формирования у обучающихся познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • расширены рамки внеклассной работы с обучающимися (организация акций экологической направленности, конкурсов мини-проектов, рисунков, организация выставок, экскурсии);

  • в реализации проекта приняли участие родители обучающихся;

  • использовались разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;

  • были созданы условия для формирования культуры представления результатов проектной деятельности, включая ИКТ-компетентность младших школьников.

  1. Планируемые результаты проекта представлены в форме:

  • изготовлено 22 кормушки для зимующих птиц;

  • была организована подкормка птиц в зимний период и в марте, когда снова выпал снег;

  • отчеты о ходе выполнения проекта были представлены в форме фотоотчетов, презентаций, рекомендаций, комментариев;

  • 16 обучающихся представили свои работы для участия в конкурсе мини-проектов и защитили свои работы;

  • в акции по защите белых медведей приняли участие все обучающиеся класса, в петициях собрано 280 подписей в защиту животных, в конкурсе рисунков и экологических плакатов приняли участие 14 обучающихся (совместно с родителями);

  • в ходе реализации проекта была подготовлена тематическая викторина, которая проводилась в он-лайн режиме, был создан интерактивный лист с рекомендациями по изготовлению кормушки, информация размещалась в блоге учителя;

  • фотоальбом «Братья наши меньшие. Поймай момент!» (46 фото);

  • подготовлены презентации по теме «Птицы» (4 презентации, участники – 7 обучающихся, техническая помощь родителей);

  • фотоотчет о проведении мероприятий в рамках проекта (экскурсия в музей, др.).


Источники и ресурсы:


    1. Окружающий мир. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. 1 класс. Учебник. В 2-х ч. Часть 1, 2012 г.

    2. Окружающий мир. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. 1 класс. Рабочая тетрадь. 2012 г.

    3. Информационные материалы по организации и проведению Международной акции IFAW «Неделя в защиту животных-2013» «Белый медведь – живой символ Арктики».

    4. Документальный фильм «Белый медведь – живой символ Арктики».

    5. Ресурсы Интернет:

    1. Поисковые системы Яндекс и Google: http://www.yandex.ru/; https://www.google.ru

    2. Интерактивный лист. Мини-проект «Кормушка» https://docs.google.com/drawings/d/1HgE_8w6aTH9E3lPRVD9b146q9tNF8H-Hke8dqMVcQ5U/edit

    3. Он-лайн викторина «Белый медведь» https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFlVR2Jhb3ZidWNfRXY5c1FfMVNmNnc6MQ

    4. Конкурс «ЧИП» http://www.konkurs-chip.ru/




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ