Программа факультативного курса «Основы православной культуры»
Заявка на публикацию
Название материала: Программа «Основы православной культуры»
Автор Кухмистрова Галина Михайловна
Учреждение: КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Мой адрес:[email protected]
Программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
Программа может быть использована как дополнительный материал по факультативному курсу «Основы Православной культуры» знакомство, с которой позволит учителям специальных (коррекционных) школ использовать данный материал в своей практической деятельности.
Она представляет методически оформленное в рамках культурологического учебного курса изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных примерным содержанием по учебному предмету «Православная культура».
Пояснительная записка
Современная Россия переживает духовно-нравственный кризис. На сегодняшний день Россия стала одной из лидирующих стран по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков.
Актуальная проблема нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли Православной церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.
Обращение к Христианству с его высокими этическими нормами, проникнутому светом любви и идеей творения человеком собственной личности дает нам возможность решать проблему нравственного воспитания. О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».
«Любить вообще, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить – эта задача жизни…»
Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого – научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.
Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому в ОПК используется житийная литература, обращение к образам святых в храме.
Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предполагает христианство.
Вековая действенность заповедей христианства может стать таким нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности. Эта моральная суть – в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять неприкосновенность человеческой жизни, ее ценность. Она – и в построении отношений с людьми без гнева, ибо «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», в попытке «возлюбить ближнего своего»; «дать просящему и не отвращаться от хотящего занять у тебя»; «не судить», чтобы не быть судимым.
В основе заповедей – главная мудрость, ставшая золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если наши дети постигнут данную мудрость и постараются следовать ей в своем жизненном опыте, их духовно-нравственное воспитание состоялось.
Общечеловеческий смысл христианских заповедей обращен к современному школьнику. Углубление школьников в этические основы человеческого бытия и следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром.
В основу программы факультатива взято содержание материала учебника Кураева А.В. «Основы православной культуры».
Цель: воспитание духовно-нравственной личности учащегося через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Первой задачей является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
Другие задачи:
вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
раскрыть духовные и физические дарования детей;
сформировать гражданское самосознание;
взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.
Соответственно с требованиями программы школьники должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, и различных выразительных средствах. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать не только духовно-нравственные ценности, но и свои эстетические впечатления.
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, в программе решается задача обеспечения личностного отношения учеников к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умений школьников смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия.
Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.
Христоцентричность. Основанием и содержанием Православия являются Иисус Христос и Его учение. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.
Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев.
Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу включен необходимый минимум знаний.
Учет возрастных особенностей детей. Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
1. Уровень принятия морали авторитета:
принятие морали родителей;
принятие морали учителя.
2. Уровень принятия морали социума:
принятие морали сверстников;
принятие морали общества.
3. Уровень автономной совести:
сомнение в существующих нравственных ценностей.
собственный выбор системы ценностной иерархии.
Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15-16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста. В связи с этим предлагается строить программы следующим образом.
Учет состояния сознания современного школьника. Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников в той или иной форме верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира.
Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.
Учет интересов современного школьника.
Для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, изложенным в федеральном проекте стандарта курса «Основы православной культуры» и предполагают следующие знания и умения:
- знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;
- уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;
- понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;
- узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
- проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).
Факультативные занятия построены на следующих методах обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
создание ситуации успеха;
частично-поисковый;
рефлексивный.
На занятиях происходит постепенное присоединение детей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.
Данная программа рассчитана на учащихся 7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Срок реализации программы – 1 год, 35 занятий.
Факультативные занятия проводятся два раз в неделю во внеурочное время..
Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительность занятий - 45 минут.
Учебно-тематический план
№ п\п
Тема занятия
Содержание материала
Количество
часов
1
Вводное занятие. Посещение местного храма.
Устройство «православного дома»
1
2
Россия – наша Родина.
Что такое духовный мир? Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях, это отношения между людьми, отношение в миру. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны
1
3-4
Культура и религия.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
2
5-6
Человек и Бог в православии.
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может повлиять на поступки человека. Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?
2
7-8
Православная молитва.
Что такое православие? Какие три вида молитв есть у православных людей. Молитва «Отче наш» (разучивание ее). Что значит слово «молиться»? Зачем испытания и трудности посылаются людям.
2
9-10
Библия и Евангелие.
Православные люди – это христиане. Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Что такое Библия? Что такое Евангелие? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога
2
11-13
Проповедь Христа
Чему учил Христос? Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? Проповедь – нравственное и религиозное наставление, призыв к изменению жизни.
Завет Христа – послужить людям.
3
14-16
Христос и его крест.
Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика
креста. Крест – орудие пытки и свидетельство страданий Христа – стал символом любви к людям.
3
17-18
Светлое Христово Воскресенье. Пасха.
Воскресенье – день возобновления жизни. Что такое Пасха? Как празднуют пасху.
2
19
Рождество Богородицы.
Рождество Богородицы. Семья Богородицы.
1
20-21
Введение Богородицы в храм.
Введение Богородицы во храм. Жизнь Пресвятой Девы при храме, Ее трудолюбие, любовь к чтению Священного Писания. Как проводим нашу жизнь мы? Все ли равно, что мы читаем, что смотрим по телевизору? Сказка о потерянном времени. Какое время не потеряно? Важность каждой минуты для добрых дел. Какие дела мы можем назвать добрыми?
2
22-23
Православное учение о человеке.
Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
2
24-25
Совесть и раскаяние.
О подсказках совести. Отречение Петра. Как исправлять ошибки.
2
26-27
Заповеди.
Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
2
28
Благовещение
Смирение Пресвятой Богородицы пред Богом. Русские обычаи, связанные с этим праздником. Какие дурные привычки держат нас в своей клетке? Как нам из этой клетки улететь?
1
29-30
Милосердие и сострадание
Чем милосердие отличается от дружбы.
Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
2
31
Золотое правило этики.
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
1
32-34
Храм. Посещение храма апостолов Петра и Павла.
Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. Посещение местного храма.
3
35-37
Икона. Иконы и молитвы.
Почему икона так необходима. Зачем изображают невидимое. Кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконой.
3
38-40
Как христианство пришло на Русь.
Что такое Церковь. Что такое крещение. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
3
41
Подвиг.
О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Какой мир труднее изменить – внешний или внутренний?
1
42-44
Заповеди блаженств.
Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
3
45-46
Зачем творить добро?
Как подражают Христу. Чему радуются святые.
2
47-48
Чудо в жизни христианина.
О Святой Троице. О христианских добродетелях.
2
49-50
Православие о Божием суде.
Как видеть в людях Христа. Почему люди верят в бессмертие.
2
51-53
Таинство Причастия.
Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
3
54-56
Крещение Руси. Церковно-славянский язык.
Церковно-славянский язык, его происхождение, применение. Примеры.
Крещение Руси. Слова под титлами в церковно-славянском языке.
3
57-59
Монастырь.
Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
3
60-61
Отношение христианина к природе.
Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение.
2
62-63
Христианская семья.
Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
2
64-66
Защита Отечества.
Когда война бывает справедливой.
2
67-68
Христианин в труде.
О первом грехе людей.
69
Любовь и уважение к Отечеству.
Духовные традиции.
1
70-71
Творческие работы учащихся.
Конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики»
2
72
Посещение местного храма.
1
Список литературы
Православный молитвослов. М.: Издательство «Отчий дом», 2010г.
Евангелие и молитвослов для детей. НООФ «Родное пепелище», 2006г.
Справочник православного человека. 1 часть. Православный храм. – М.:2007г.
Потаповская О.М. «Самые главные праздники» - М.: «Планета 200», 2004
Православный календарь 2008. Издательство «Астрель-СПб» Санкт-Петербург
Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Издательский дом «Покров» М.: 2003 г.
Сурова Л.В. Искание высот, «Христианская жизнь», Клин 2004.
Сухомлинский В.А. «О воспитании», «Духовный мир школьника»
Амоношвили Ш.А. Антология гуманной педагогики Ушинский – Издательский дом Шалвы Амоношвили М.: 2002г.
Архимандрит Иоанн (Крестьянин), Опыт построения исповеди. Издательство: Сретенского монастыря М.: 2008 г.
Бородина А.В. Учебное пособие. Основы православной культуры. М.: 2006 г.
«Библия» Синодальный перевод.
Кашкадамова А.»2000 лет от Рождества. О Христианстве от А до Я: Факты. События. Имена».2006 г.
Капица Ф.С. славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Омское издательство. 2005 г.
Праздник в школе. Рождество. Составитель Жук А.И. Минск «Красико-Принт». 2007 г., стр.128.
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: Политиздат, 1989 г.
Фольклорно – этнографические праздники народов Западной Сибири г. Омск. 1992 г.
Энциклопедия российских праздников.
Кураев А.В .Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.
Список рекомендуемой литературы детям
1.Детская библия. М.: Эксмо, 2004
2.Журнал «Божий мир» 2005-2006
3.Евангелие и молитвослов для детей. НООФ «Родное пепелище».2006 г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Русский язык, 1986 г.
5.Справочник православного человека. 1 часть. Православный храм. - М.:2007 г.
6.ЧампманД. Сделай сам. – Российское Библейское общество, 2006 г.
7.Энциклопедия российских праздников. – 2006 г.
8. Яворский Стефан. Пост – заповедь Божия. – М.: 2007 г.
9. Я познаю мир. Энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. – Москва. ООО «Издательство Астрель» 2006 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ