Актуальность проблемного обучения на современном этапе образовательного процесса

Актуальность проблемного обучения на современном этапе образовательного процесса.



В основу данной концепции положена идея о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. Способ достижения цели выбран через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К. Селевко., также используются идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения по Е.С. Полат и Е.И. Пассову.

Новизна данной концепции состоит в использовании активных методов обучения с применением инновационных технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на уроках, чтобы:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством вовлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;

-научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;

-развивать у школьников способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира;

-видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.

Данная технология проблемного обучения соответствует проектам Российского стандарта и международным требованиям обучения.

Цель концепции:

-воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним

-создание условий для самореализации личности.

Цели и задачи концепции:

Обучающие:

-формирование учебных навыков работы

-формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах.

-знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей

Развивающие:

-развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию

-развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля

-развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

Воспитательные:

-совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь, толерантность, сотрудничество)

-выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам

-ознакомление с культурой стран изучаемого языка и их связями с мировой культурой.

Сущность проблемного обучения на уроках английского языка


Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия, обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Проблемное обучение- это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Итак, сущность проблемного обучения:

-совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих целостный непрерывный процесс формирования и развития личности учащихся и побуждения их к самоусовершенствованию.


Категории проблемного обучения

-проблемная ситуация

-проблема

-проблемная задача

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной задачи). Можно выделить 4 взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а)обучающая; b)организующая; с)контролирующая;d)стимулирующая. Опыт показывает, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формулируемых речевых навыков и умений.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

Проблема-это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта.

Проблемная задача-это учебная проблема с заданными условиями, и в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся.

Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Любая проблема берет начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности.

Уровни проблемных ситуаций:

  1. Роль учителя - направлять учащихся на самостоятельный поиск путей решения проблемы;

  2. Совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее.

  3. самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора оптимального решения.

Поскольку общее развитие школьников находится в стадии становления, а результаты их творчества чаще характеризуются новизной субъективной и проявляются как оригинальность в решении известных задач, то проблемное обучение можно рассматривать как творчество учебное. Вместе с тем принципы обучения творчеству разработаны еще недостаточно. Известно, что творческая деятельность возникает при наличии познавательной или практической задачи. Поэтому основой педагогического руководства проблемным обучением учащихся является постановка перед ними последовательного ряда постепенно усложняющихся мыслительных задач и обучение способам их решения.

1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляя проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения.

2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее.

3-й уровень (самый высокий) Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку и выбор решения обучаемые осуществляют самостоятельно.


Создание условий для формирования творческой активности и познавательных интересов личности


Педагогические условия успеха проблемного обучения

-создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;

-обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации

-соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности ( сильным учащимся -более трудные задания);

-соответствие возрастным интересам учащихся;

-формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач;

Последнее условие особенно важно, одним из путей для его реализации необходимо решение проблемных задач в присутствии учащихся:

1.анализ ситуации

2.выявление проблемы

3.формулировка проблемы

4. Осуществление поиска ее оптимального решения

Преодоление психологических трудностей:


-умение сформулировать проблему

-умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятии

-умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации

Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций:


-ситуации должны составляться на реальном жизненном материале

-направлены на стимулирование мышления

-соответствовать теоретическим знаниям учащихся

-строиться на знакомом учебном материале

-опираться на имеющийся у учащихся определенный практический опыт


Активные методы проблемного обучения

-Учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов)

-Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов)

-Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов) Виды игры (ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры:дебаты,ток-шоу, либеральный клуб и др.)

-Интелектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная разминка,мозговая атака-штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)

-Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка, ситуация упражнение)


Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка


-изменение характера взаимоотношений между учителем и учащимися, основанных на сотрудничестве, взаимопомощи, которые учат жить в социуме;

-использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет;

-способствование интегрированных к созданию целостного восприятия окружающего мира;

-приближение проблемных вопросов к условиям реального общения;

-использование проектных форм работы;

-стимулирование творческой активности и познавательных интересов;

-развитие умения добывать знания самостоятельно.


Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А мы, как учителя, помогаем своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблемы, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов-ответов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное бучение школьников.

В заключении следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся. А это обеспечивает активное отношение к знаниям, настойчивость учащихся и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.



Библиографический список


  1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – СПб., 1999

  2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University press 1997.

  3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1990.

  6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд.2-е.-М., 1991.

  7. Пола Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. – М, 1999.

  8. Программно-методические материалы к УМК /Hotline/, Oxford University press, М., 2000.

  9. Профильное обучение. Часть I./ Вестник образования/ №4, 2004.

  10. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М., 1991

  11. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. – М., 1984.

  12. Спасская Е.Б. Уроки английского языка. – СПб., 2000.

  13. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М. 1984.

  14. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования. – СПб., 2005.

  15. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ