Cтатья "Библиотерапевтическое воздействие поэзии на алекситимичную личность"
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Кировского района Ленинградской области
Статья
«БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЭЗИИ НА АЛЕКСИТИМИЧНУЮ ЛИЧНОСТЬ»
Автор:
Заведующая художественно-эстетическим отделом
Андреева Юлия Федоровна
г. Отрадное
2011
Известно, что неблагоприятные эмоциональные состояния являются фактором возникновения психосоматической патологии. На сегодняшний день специалисты относят к данной категории следующие заболевания: язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, ревматоидный артрит, неспецифический язвенный колит, дискинезия желчевыводящих путей, кардиоспазм, невроз мочевого пузыря и др.
В наши дни проявляется четкая тенденция «омоложения» таких патологий. Из этого следует, что в зоне риска оказывается не только взрослое население, но и поколение NEXT.
По мнению психологов и клиницистов, одним из факторов соматизации является алекситимия (от греч. a – отрицание, lexis – слово, thymos - чувство). Данный термин был введен П.Сифнеосом в конце 60-ых годов 20-го века. В настоящее время под алекситимией понимают психологическую характеристику индивида, определяемую следующими когнитивно-аффективными особенностями: затруднения в определении аффекта, идентификации собственных чувств; сниженная способность к выявлению различий между чувствами и телесными ощущениями; фокусирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях; недостаточная способность к символизации. Последняя составляющая алекситимии проявляется в бедности фантазии и воображения.
У алекситимичной личности могут в равной степени проявляться все перечисленные особенности. В отдельных случаях имеет место преобладание одного из затруднений. Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что алекситимия – это неспособность человека к осознанию, выражению и описанию собственного душевного состояния или чувств и эмоций других людей.
Психотерапевтическая коррекция данного состояния направлена на то, чтобы помочь алекситимичной личности распознать, а затем словесно описать эмоции и чувства, а также развить способность к воображению.
Для решения этих задач как вспомогательный метод может применяться библиотерапия поэзией. Специфическое воздействие произведений поэтического жанра на алекситимичную личность обусловлено тем, что создание и чтение стихов являются способами перевода чувств и эмоций в вербальный план. Неслучайно поэтов считают выразителями чувственного опыта, их называют избранниками, которым дан свыше «речи дар в глухонемой вселенной». В качестве примера приведем стихотворение Иосифа Бродского «POSTSCRIPTUM»:
Как жаль, что тем, чем стало для меня
твое существование, не стало
мое существованье для тебя.
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не умеет заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.
«POSTSCRIPTUM» является прекрасной формой для репрезентации чувств. Особого внимания заслуживает вводное предложение, ритмически расчлененное на три строки:
Как жаль, что тем, чем стало для меня
твое существование, не стало
мое существованье для тебя.
В нем автор дает обобщенную характеристику чувства неразделенной любви. Далее Бродский показывает нам различные грани душевного состояния лирического героя. Так, например, при чтении строк:
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом. -
мы можем представить его усталость от бесчисленных попыток завоевать любовь, внутреннюю опустошенность, одиночество, надежду на помощь неких таинственных (космических) сил и т.д. Перефразируя Шеллинга, можно сказать, что поэт выражает бесконечное унижение лирического героя через конечный образ медного гроша, который у большинства читателей ассоциируется с милостыней, подаянием и презрением [5, С.13]. Последующие строки:
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не умеет заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск, -
передают нам чувство отчаяния, неверия в собственную значимость, ощущение бессмысленности дальнейших усилий и т.д. Эпитет «щербатый», формально относящийся к телефонному диску, читатель может соотнести с образом лирического героя, вспомнив об однокоренных словах «ущерб» и «ущербный». Финальные строки:
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи. –
являются самой пронзительной нотой, воспринимая которую, читатель может почувствовать, что «вопль зуммера» – это крик одинокой души, теряющей последнюю надежду на взаимность.
Следует заметить, что «POSTSCRIPTUM» имеет и комический аспект. Амбивалентность этого произведения обусловлена наличием легкого оттенка самоиронии и некоторой дистанцированностью автора от своего лирического alter ego.
Чтение данного стихотворения способно пробудить в нас те мысли о чувствах, которые уже находились в нашем сознании/подсознании в другом виде (неорганизованные, не кристаллизованные). Неудивительно, что совместный с педагогом анализ подобных поэтических произведений помогает алекситимичной личности более адекватно понимать себя, других, свою жизненную ситуацию. Данная деятельность является фактором развития способности к вербализации и, следовательно, служит эффективным средством коррекции алекситимии и профилактики возникновения психосоматической патологии.
Однако этим не ограничивается библиотерапевтический потенциал поэзии. Человек, развивший у себя посредством чтения и анализа стихов способность к распознаванию и словесному описанию душевных состояний, может не только переводить отрицательные эмоции в вербальный план, но и преобразовывать гармонизировать их.
При чтении юмористических стихотворений данный эффект возникает благодаря обнаружению смешных сторон в любых, даже печальных явлениях. Примером такого стихотворения может служить двустишие Д.Хармса:
К тебе, Тамара, мой порыв
Назрел и лопнул как нарыв.
При чтении трагической поэзии гармонизация эмоционального состояния является следствием катарсиса, т.е. очищения через сострадание. В качестве примера приведем стихотворение Е.Ю.Кузьминой-Караваевой «Не слепи меня, Боже, светом»:
Не слепи меня, Боже, светом,
Не терзай меня, Боже, страданьем.
Прикоснулась я этим летом
К тайникам Твоего мирозданья.
Средь зеленых дождливых мест
Вдруг с небес уронил Ты крест.
Принимаю Твоею же силой
И кричу через силу: «Осанна!»
Есть бескрестная в мире могила,
Над могилою надпись: Гаяна.
Под землей моя милая дочь,
Над землей осиянная ночь.
Тяжелы Твои светлые длани.
Твою правду с трудом принимаю.
Крылья дай отошедшей Гаяне,
Чтоб лететь ей к небесному раю.
Мне же дай мое сердце смирять,
Чтоб Тебя и весь Мир Твой принять.
Чтение подобных произведений может оказывать благотворное влияние на психику, однако необходимо понимать, что отбор стихотворений трагического содержания должен осуществляться с большой осторожностью и осмотрительностью. Информация о боли и страдании приносит пользу только в тех случаях, когда через нее читателю «открываются» таинственные и непреложные законы мироздания. Так, эмигрантка первой волны, монахиня в миру Е.Ю.Кузьмина-Караваева (Мать Мария) скорбит по умершей дочери, но принимает Божию волю. В строках:
«Под землей моя милая дочь,
Над землей осиянная ночь», -
поэтесса выражает не только горечь потери, но и священное величие ухода. Она просит Бога об упокоении души Гаяны в Царствии Небесном и тем самым сама обретает покой.
Современник Матери Марии – советский поэт Павел Антокольский, потерявший сына во время Великой Отечественной войны, воспринимает смерть совершенно иначе. Для него прекращение жизни - это бессмысленный и противоестественный акт. В поэме «Сын» Антокольский дает читателю понять, что смерть – это не переход из мира дольнего в мир горний, а «заключение в самой глухой из глухих одиночек»:
Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешенный.
На веки веков восемнадцатилетний.
О, как далеки между нами дороги,
Идущие через столетья и через
Прибрежные те травяные отроги,
Где сломанный череп пылится, ощеряясь.
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают…
Согласитесь, подобные строки могут вызвать у читателя не только сострадание и катарсис, но и страх, переходящий в отчаяние. Учитывая вышесказанное, педагог должен понимать меру своей ответственности перед учащимися, ведь как сказал Вадим Шефнер:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Список использованной литературы
1.Алекситимия / В.М.Провоторов [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. – 2002. - №6. – С.66-70.
2. Андреева Ю.Ф. Чтение поэзии как средство коррекции алекситимии / Андреева Ю.Ф. // Психология и педагогика чтения: сб. материалов. – СПб.: Лема, 2009. – С.4-6.
3.Дрешер Ю.Н. Библиотерапия : теория и практика : учеб. пособие / Ю.Н.Дрешер. – СПб. : Профессия, 2008. – 272 с.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А.Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
5.Фесенко Э.Я. Теория литературы : учеб. пособие для вузов / Э.Я.Фесенко. –
М. : Акад. проект, 2008. - 780 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ