Концепция социально-образовательного взаимодействия


Левченко Е.Г.

директор МОУ «СОШ № 26»

кандидат психологических наук

г. Братск



Концепция социально-образовательного взаимодействия

образовательных учреждений г. Братска Иркутской области


Актуальность. Проблема взаимодействия челове­ка с окружающей действительностью имеет историческое значение. Она непосредственно связана с упрочением экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между народами глобаль­ного мирового сообщества. Оттого, какова степень понимания челове­ком своего места и роли в системе «Человек - Мир», как он осуществля­ет взаимодействие с внешней средой (природной и социальной), каки­ми способами реализуется его субъектная сущность в пространстве ноосферы, зависят в конечном итоге мир и жизнь на Планете (Н.А. Бер­дяев, B.C. Библер, В.И. Вернадский, Ю.В. Гладкий, Б.С. Ерастов, А.С. Кармин, А. Кинг, С.Б.Лавров, Б.Ф.Ломов, К. Лоренц, Д. Медоуза, Н.Н. Моисеев, Е. Норланд, Н.Ф. Федоров, В. Франкл Р. Хитине, Н.Г. Холод­ный, А.Л. Чижевский, Б. Шнайдер К. Ясперс и др.).

Категория взаимодействия изначально является базовой для со­циальных наук и всегда рассматривалась как центральная и в филосо­фии, и в социологии, и в психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агеев, Г.М. Андреева, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Э. Дюркгейм, В.П. Зинченко, Л. Леви-Брюль, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.К. Мамардашвили, М. Мид, В.Н. Мясищев, Т. Парсонс, Б.Д. Пары-гин, Ж. Пиаже, К. Роджерс, П. Сорокин, Л. Фримен, Э. Фромм, Э. Эриксон, В.А. Ядов, К. Янг и др.). В научном понимании взаимодей­ствие - это форма существования всего сущего, отражающая процессы связи, перехода, воздействия объектов друг на друга, в чем реализуется их движение и развитие. Мера проявления активности в условиях взаи­модействия «тел» живой природы, особенно социального взаимодей­ствия людей, различна. В зависимости от агента действия она может быть преобразующей или сохраняющей; созидающей, развивающей или разрушающей; это может быть активность принятия или непринятия другого субъекта, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, О.В. Овчинникова, А.Н. Леонтьев и др.). Необ­ходимость взаимопонимания во всех сферах жизнедеятельности как ус­ловие выживания в глобальном мировом сообществе с особой остро­той выдвигает проблему развития у современного человека ментальности, ориентированной на позитивное взаимодействие с окружающими, задающее интенцию со-переживания, со-общения и со-действия по от­ношению к другой личности как субъекту и индивидуальности.

Ведущую роль в развитии гуманистического менталитета личнос­ти, ее социализации играет образование, основанное на приоритете об­щечеловеческих фундаментальных ценностей и выдвигающее на первый план гуманитарные задачи: развитие у подрастающего поколения це­лостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу; воспитание духовных, культурных и нравственных ценностей в их национальном и всечеловеческом пони­мании; овладение социальными умениями творческого взаимодействия с людьми разных национальностей, убеждений, верований и способно­стей (М.М. Бахтин, Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, И.А. Ильин, И.Н. Калинаускас, П.Ф. Каптерев, А.А. Корольков, И.Е. Норланд, И.О. Лосский, В.В. Роза­нов, И.А. Савицкий, B.C. Соловьев, Р. Хенви, Р. Штайнер, Г.П. Щедровицкий, Ф. Эмери и др.).

Практическая реализация этих задач осуществляется образовательным учреждением, стимулирующим и направляющим процесс социализации и, одновре­менно, персонализации развивающейся личности путем трансляции и педагогической интерпретации молодому поколению духовных и нрав­ственных ценностей социума (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Петровский, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков, В.А. Якунин, В.А. Ясвин и др.). Будучи «продуктом» истории, молодое поколение выполня­ет в ней глобальную по значению социальную функцию, выступая как «субъект-приемник» материальных и духовных ценностей предшеству­ющих этапов развития общества (С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А.А. Козлов, Н.В. Ковалева, В.Т. Лисовский Т.В. Пелевина и др.). Мо­лодые люди выступают, с одной стороны, носителями всего нового (и социально-позитивного, и социально- негативного), а с другой сторо­ны, - своего рода «цензором» современной действительности и соци­альной справедливости. Развитие у современных юношей и девушек человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и на­выков личностно-ориентированного полисубъектного взаимодействия в процессе обучения возможно при условии психологической готовнос­ти самого учителя к гуманистически-направленному взаимодействию с Другими (полсловом «Другие» подразумеваются любые субъекты «боль­шого социума»: общество, авторы образовательных текстов, педагоги­ческий коллектив как социально-профессиональная группа, участники образовательного процесса: учащиеся, родители, коллеги-учителя). Самотрансценденция, т.е. способность не только видеть свой результат деятельности, но понимать и учитывать его роль и значение для других субъектов как важнейшее проявление личности учителя, есть одновре­менно начало «прорастания» этого же свойства у учащихся как членов современного глобального сообщества.

Цель: организация процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимо­действия образовательных учреждений МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области.

Задачи:

1. Создать условия для гуманистически-ориентирован­ного полисубъектного взаимодействия МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области в современном социокультурном пространстве и осуществить анализ педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного вза­имодействия ее участников в современной социально-образователь­ной среде.

2. Разработать модель гу­манистически-ориентированного полисубъектного взаимодействию МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области в социально-образовательной среде.

3. Исследовать основные параметры готовности МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области к гуманистически-ориентированному взаимодействию с други­ми субъектами в социально-образовательной среде.

4. Консолидировать доминантные ценности образовательных учреждений: здоровый образ жизни, экология, толерантность.

Теоретико-методологическая основа:

- положение об исходно-действенном соотношении человека и ок­ружающей действительности, развитое в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского Л.С. Вы­готского, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна и др.;

- концепции активности субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.);

- ведущие положения гуманистической психологии (Э. Берн, С. Гроф, А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерс, К. Рудестам и др.);

- концепции гуманистической направленности современного об­разования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, В.П. Зин­ченко, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Ю.А. Шрейдер и др.);

- концепции «диалога культур» в образовании (B.C. Библер, С.Ю. Курганова, В.В. Сафонова и др.);

- концепции и идеи личностно-ориентированного подхода в обу­чении (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.К. Колеченко, Н.В. Кузьми­на, А.К. Маркова, В.Л. Марищук, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Н.Ф. Талызи­на, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, В.А. Якунин и др.);

- концепции диалогической природы гуманитарного знания и гу­манитарного типа понимания (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, И.К. Кучинский, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, Л.М. Лузина, В.М. Розин, Т.А. Флоренская и др.);

- концепции гуманитарной культуры личности (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Е.А. Соколовская и др.);

- идеи полипарадигмального подхода к современной педагогичес­кой действительности (И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, Е.А. Климов, О.Г. Прикот, П.Г. Щедровицкий и др.);

- теоретико-методологические и практические аспекты педагоги­ческого проектирования (И.Ю. Алексашина, Ю.Н. Громыко, Е.С. Заир - Бек, И.И. Ильясов, В.А. Караковский, А.П. Тряпицына, П.Г. Щедро­вицкий, Б.Д. Эльконин и др.);

- концепции мотивации и личностных смыслов познавательной деятельности (Н.В. Анпилова, В.Г. Асеев, И.П. Именитова, Г.Д. Кирил­лова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Л.Н. Лесохина, Н.Н. Лобанова, Г.И. Щукина и др.);

- герменевтические представления о понимании мышления (А.А. Брудный, Х.Г. Гадамер, С.Б. Крымский, П. Рикер, Ю.А. Шрейдер и др.);

- концепции образования взрослых, апробированные в процессе повышения квалификации учителей (Л.М. Андрюхина, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина и др.).

Доминантные ценности образовательных учреждений МОУ «СОШ № 26, 34, 45» г. Братска Иркутской области:

МОУ «СОШ № 26» - доминантная ценность толерантность. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» (Декларация принципов толерантности, статья 1).

В сложившейся ситуации толерантность становится ведущим этиче­ским ориентиром, ценностным императивом. Мирное сосуществование разных культур рассматривается как необходимое условие общественного прогресса, стремле­ние жить в мире с окружающими людьми выступает как насущная потребность личности.

Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы жи­вем в век глобализации экономики и все большей мобильности граждан, быс­трого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости людей, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урба­низации и преобразования социальных структур. Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Са­мая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атом­ная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтоже­ния человечества, а может быть, и всего живого на Земле, сколь­ко антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавить человечество от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться челове­ком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

В России, на современном этапе её развития, насущной необходимостью является общенациональное примирение, процесс формирования граж­данского общества, что требует принятия своевременных и адекват­ных политическим и социальным условиям мер по стабилизации этнополитической и межконфессиональной ситуации в стране на основе развития у граждан толерантного сознания, толерантных установок и толерантного поведения.

В философии, педагогике и психологии толерантность признается фундаментальной ценностью, необходимой для реализации прав человека. Сущность толерантности рассматривается как признание за другими права на уважение их личности и идентичности.

Важнейшей задачей образовательных учреждений становится воспитание толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой лично­сти, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов. Выпускник на ос­новании национальности и культуры будет иметь большую возможность участ­вовать в созидательных глобальных процессах, сотрудничать с людьми различных национальностей во имя мира и прогресса, сопричастно относится к проблемам других людей.

«Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» (Декларация принципов толерантности, статья 4).

На основании проведенного диагностического исследования (Степанов П.В. Диагностика и мониторинг воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова – М.: Академия: АПКиПРО, 2003 г. – 82 с) были определены доминантные ценности: Человек, Культура, Мир. Формирование, которых будет способствовать воспитанию толерантной личности.

Исходя из вышеизложенного, МОУ «СОШ № 26» г.Братска цель нового этапа жизнедеятельности школы: создание воспитательной системы школы Толерантности, которая создает условия для воспитания духовно-нравственной личности, способной жить в атмосфере мира и ненасилия, взаимопонимания и сотрудничества, прав и свобод человека.

Цель воспитания и обучения: личность, толерантная, политически грамотная, осознающая свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающая потребность и способная проявлять общественную активность, строящая отношение с окружающим миром на основе творческого содружества и созидательного труда.

МОУ «СОШ № 34» - доминантная ценность психологическое, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. В основу концепции деятельности МОУ «СОШ № 34» в рамках проекта «Поколение ЛАЙТ» положена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция «Поколение ЛАЙТ» представляет собой ценностно-нормативную основу организации образовательной среды образовательного учреждения, взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Образовательный процесс в школе направлен на воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов обучающихся, формирование их социально-значимых ориентиров, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом школе необходимо постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, различными субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Связь поколений – главная идея проекта «Поколение ЛАЙТ (любознательные, активные, инициативные, творческие)». По-английски название нашего проекта звучит как «Generation LIGHT». «Light» в переводе с английского «светлый, легкий». «Generation LIGHT» (поколение ЛАЙТ) – поколение, несущее свет (светлое поколение - GL).

Цель проекта «Поколение ЛАЙТ»: Создание условий для формирования индивидуальности личности школьника – высокообразованного, высоконравственного, духовно и физически здорового, обладающего волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в различных жизненных ситуациях на основе взамимоподдержки и социального партнерства разных поколений.

МОУ «СОШ № 45» - доминантная ценность экологическое воспитание.

Цель экологического образования и воспитания: формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

Следовательно, экологическое воспитание и образование соответствует целям формирования экологической культуры.

Для решения этих целей следует опираться на следующие принципиальные положения:


  • Процесс формирования ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть патриотического воспитания, в этом процессе учитывается взаимосвязь глобального, национального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности по её улучшению;

  • Исходными являются принципы систематичности, непрерывности, междисциплинарности экологического образования и воспитания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абульханова Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования// Психологический журнал. -1994.- Т. 14.- №4.

  2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М: Аспект Пресс, 2000.

  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.

  5. Алексашина И. Учитель и новые ориентиры образования.- СПб., 1997.

  6. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений.- М.,1993

  7. Асмолов А.Г. Мир образования // Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996.

  8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.,1979.

  9. Бобнева М.И. Специфические социально-психологические свойства и способности личности//Социальная психология личности.- М.,1979.

  10. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л,1970.

  11. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание//Философские науки.-1990.- №6.- С. 85-90.

  12. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Изд-во политической литературы, 1991.

  13. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-Избр.психол.труды.- Москва-Воронеж, 1996.

  14. Брудный А.А. Понимание и общение. М.,1989.

  15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.-М., 1960.

  16. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.: Наука, 1990.

  17. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: "Совершенство", 1998.

  18. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.-М.Д988.

  19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986

  20. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛА-ДОСД999

  21. Ерастов Б.С. Социальная культурология. Ч.1.- М., 1994

  22. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования.Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагого-практиков.- СПб.,1995.

  23. Зинченко В. П. Мир сознания и структура сознания // Вопросы психологии.- 1991.- №2.

  24. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд-е 2-е.- М.: "Логос",2000

  25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.: "Питер", 2000.

  26. Каган М.С. Мир общения.- М.,1988.

  27. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.

  28. Калинауская И. Жить надо!-С.-Пб.: MEDUSA,1994

  29. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования//Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.

  30. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб., 1999.

  31. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного истори-ко-педагогического процесса.- М.,1994.

  32. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М.,1995.

  33. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.- СПб., 1993.

  34. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат.- М.: Педагогика, 1990.183.-Кулюткин Ю.Н.,Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды.- СПб., 1996

  35. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: Изд-во БГУД983.

  36. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.,1979.

  37. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики.2-е изд-е.-М.: Мысль, 1965.

  38. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке/ЛВопросы психологии.-1989- №3. С. 11-21

  39. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии//Вопросы философии.-1979.- № *.- С.34-37.

  40. Лихачев Д.С. Об актуальности проблемы общения в современном искусст-вознании//Искусство и общение.-Л.,1984.

  41. Лосский И.О. Мир как органическое целое//Лосский Н.О. Избранное.-М.,1991.

  42. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). -Псков, 1997.

  43. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

  44. Мамардашвили М. Необходимость себя.- М.: Лабиринт, 1996.

  45. Марищук В.Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженно-сти./В кн. Теоретическая и прикладная психология.-М.,1961. Вып. 10.

  46. Моисеев Н. Человек и ноосфера.-М.: Молодая гвардия, 1990.

  47. Мид М. Культура и мир детства.- М.,1988.

  48. Мясищев В.Н. Психология отношений/Под ред.Бодалева А.А.- М.,1995

  49. Парыгин Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии//Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Под ред. А.Л. Журавлева.- М.,1996.

  50. Петровский А.В. Социальная психология.- М.,1987.

  51. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности.- Ростов-на-Дону, 1993.

  52. Пиаже Ж. Психология интеллекта//Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

  53. Прикот О.Г. Методологические основания педагогической системологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Санкт-Петербург, 1998.

  54. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-С.Пб.,1999.

  55. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельностьит. -Л.: ЛГПИ, 1983.

  56. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.-М.: Медиум, 1995.

  57. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АПН РСФСРД957.

  58. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М.,1994.

  59. Розанов В. В. О понимании. СПб.:Наука, 1994.

  60. Савицкий И.А. О философии глобального образования//Философия образования для XXI века.-М.,1992,- С. 9-18.

  61. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя//Национальные ценности образования: история и современность.-М.,1996.- С.229-235.

  62. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.,1995.

  63. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ.ред.сост.и предисл. А.Ю. Согомонов. Пер.с англ.- М.,1992.

  64. Сухобская Г.С. Психология в управлении.- СПб., 1999.

  65. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.,1998.

  66. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л, 1989.

  67. Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой педагогике/ЛПриоритеты современной педагогики: мир-экология-сотрудничество.- М.,1993. -С. 8-28.

  68. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.: "Питер", 2000.

  69. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.: Прогресс, 1990.

  70. Фромм Э. Бегство от свободы.- М.,1989. С. 28.

  71. Флоренская Т.А. Диалог в практической деятельности.- М., 1991.

  72. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива. Пер. с англ. Я.М. Колкера.-Рязань,1994.

  73. Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества.- Калуга: Духовное познание, 1992.

  74. Щедровицкий Г.П., Якобсон С.Г. Методологические проблемы понимания// мышление и общение: Материалы Всесоюз. Симп.-Алма-Ата,1973.- С.30.

  75. Щербаков А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе//Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя/Под ред. А.И. Щербакова. JI.,1986.

  76. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя.-М.,1986.

  77. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности/Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1975.

  78. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов.-М.,1994

  79. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии.- 1995.- №2 С.28-37.

  80. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.

  81. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды,- М.: Сентябрь, 2000.




9

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ