Доклад на тему: «Логопедические разминки на уроках начальных классах специальных (коррекционных) школах VIII вида»
ГБСКОУ «Азнакаевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
Доклад на тему:
«Логопедические разминки на уроках начальных классах специальных (коррекционных) школах VIII вида»
Подготовила: учитель-логопед Л. Ф. Калимуллина
2014 год
Логопедические разминки на уроках в начальных классах
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Современное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации. Повысить эффективность логопедической работы помогают игровые приемы, игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков, влияющие на развитие речи в целом.
Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Игра – это:
речевая деятельность;
мотивированность, отсутствие принуждения;
развитие и коррекция психических функций и способностей;
учение с увлечением.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группируя предметы по различным свойствам.
Речевые игры способствуют сенсорному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий русского языка, а также помогают закреплять и обобщать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
-создание психологической готовности детей к речевому общению;
-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь следующих целей:
формирование определенных навыков;
развитие речевых умений;
обучение умению учиться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание ( в сфере становления собственного языка);
запоминание речевого материала.
Современное и целенаправленное устранение нарушений речи детей
Логопедические разминки целесообразно применять и на уроках в начальных классах, для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:
Во-первых, косвенным образом идет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, решается задача по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Поэтому перед письменными заданиями на уроках русского языка и математики в начальных классах и рекомендуется:
--- нанизывать пуговицы, бусинки на нитку;
--- складывать из мозаики букву, цифру;
--- проводить пальчиковую гимнастику;
---использовать графические упражнения такие, как: «Дорожки», «Дождик», «Штриховка» и т.д.
--- продолжать узоры
При изучении темы «Домашние животные» на уроке развития речи можно использовать такие упражнения:
Бельевой прищепкой поочередно прищемлять ногтевые фаланги, приговаривая:
Кусается сильно котенок – глупыш
Он думает, это не палец, а мышь(смена рук).
Но я же играю с тобою, малыш.
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»
Или другое задание, направленное на развитие пространственной ориентации, зрительно- моторной координации, а также на предупреждение аграмматизмов в устной речи.
Применение на уроках следующего упражнения развивает в детях с интеллектуальной недостаточностью логическое мышление: процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Упражнение, в котором необходимо выделить предмет на фоне другого, направлено на развитие зрительного восприятия и способствует развитию базовых предпосылок письменной речи.
Развитие зрительных процессов можно осуществить и на символическом уровне, предлагая следующие игровые упражнения:
Узнать и назвать недописанные буквы;
Узнать буквы, наложенные друг на друга;
Узнать буквы, написанные разным шрифтом;
Узнать и назвать заштрихованные буквы;
Найти спрятавшиеся буквы;
Прочитать слово из недописанных букв;
На уроке чтения полезно «конспектировать» произведения схематическими рисунками. Например, стихотворение А.Барто «Наша Таня» можно проиллюстрировать следующим образом.
Благодаря этим упражнениям у детей повышается мотивация к речи. Логопедические разминки положительно влияют на формирование грамотного письма, повышают качество речевого высказывания.
Для развития зрительного внимания можно применить следующие игровые упражнения:
Чего не стало, что изменилось;
Найди два одинаковых предмета;
Чем отличаются два предмета и т.д.
На развитие зрительного анализа я использую упражнения такого вида как:
соотнеси форму предмета с геометрической формой;
предлагаю геометрическое лото, в котором ученик должен найти фигуру в ряду других фигур.
Для развития зрительно-моторной координации использую следующие игровые упражнения:
обведи предметы по контуру;
нарисуй по образцу;
дорисуй вторую половинку бабочки;
перекопируй;
проведи линию от машины до гаража;
Для детей с нарушениями интеллекта характерно значительное недоразвитие грамматического строя речи. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. На протяжении целого ряда занятий я работаю над отработкой падежных окончаний существительных, применяю такие игры, как ,например: «У кого листок». /На наборном полотне предлагаю картинки с изображением листьев. Задаю вопрос: « У кого листок от дуба?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба» или «У меня дубовый листок»./
Или предлагаю другую игру «Под чем растут грибы?» /На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Вопрос: «Под чем растут грибы? Ответы детей: «Грибы растут под дубами, под березами и т. д./
Применяю такие речевые игры, как:
«Один-много»;
«Назови ласково»;
«Съедобное-несъедобное»;
«Чье гнездо, чьи перья»;
«Кто с кем»;
«Вершки,корешки»;
« Что из чего сделано»;
«Посчитай 1-2-3»;
« Кто где живет».
В младших классах специальной коррекционной школы VIII вида расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры, такие ,как:
«Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Какие звуки издает», «Кто как ест», «Кто что делает»
Работу по коррекции звукопроизношения целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики. Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются специальные игровые приемы, разработанные в стихотворной форме.
Например, «Лягушки улыбаются»
Цель: Вырабатывать умение растягивать губы в улыбке, обнажая резцы.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Или «Лопаточка»
Цель: Вырабатывать умение, расслабляя мышцы языка, удерживать его широким.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять и др.
На уроках можно применять игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие игровые дыхательные упражнения: «Цветочный магазин»/тренировка глубокого медленного вдоха через нос/; « Свеча» /тренировка ровного медленного выдоха/; «Насос» /тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «п-ш-ш-ш…»/; «Назойливый комар» /тренировка продолжительного з-з-з-з-з-з…/.
Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют эмоциональные реакции.
В результате применения перечисленных игр и упражнений у детей нормализуется речевое дыхание, дифференцируется ротовое и носовое дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.
Таким образом, на уроках и на занятиях в школе VIII вида необходимо постоянно применять игры и игровые разминки, упражнения, способствующие развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.
Список литературы
1. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987 – 150 с.
2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания, Санкт – Петербург, 2001.
4. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И.Селиверстов. М, 1987
5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
6. Шустова, И.Б. Игры для детей. [Текст]/ И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005.- с. 230.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ