Доклад «Становление гражданской позиции учащихся»

ГБОУ ООШ с. Малый Толкай















Доклад



«Становление гражданской позиции учащихся»


















Автор:

зам. директора по В.Р.

ГБОУ ООШ с. Малый Толкай

Л.Н.Горбунова



г. Похвистнево 2014 г.

До тех пор, пока народ, люди не перестанут быть просто населением, не станут, наконец, в большинстве своем ГРАЖДАНАМИ, для которых это слово ассоциируется с "порядочностью", "патриотизмом, гордостью за страну", пока «Гражданские доблести, мирные и миротворные, честь, любовь, правда» не станут императивом повседневной жизни, до тех пор будут серьезные опасения за судьбу страны и ее народа.

Современный этап исторического развития России - этап становления гражданского общества и построения правового государства. Для решения этих внутригосударственных задач требуется формирование гражданина, умеющего жить и действовать в системе демократических принципов, человека высокой политической и правовой культуры, для которого общественная активность является нормой поведения. В этих условиях очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от уровня развития гражданской позиции подрастающего поколения, его потребности в активном участии в жизни общества. Все это делает вопрос о формировании гражданской позиции особенно актуальным в наши дни.

На необходимость формирования гражданской позиции в свое время указывал А.С.Макаренко, который считал, что в великую эпоху общество должно воспитывать гражданина, достойного этой эпохи, и для этого необходимо создание системы гражданского воспитания и образования, соответствующей решению задач, стоящих перед государством и обществом Во Всеобщей декларации прав человека указывается, что каждый человек имеет обязательства перед государством, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности. 
Гражданин, который хочет жить в демократическом обществе, который хочет быть хозяином своей жизни, всегда проявляет свою гражданскую позицию. Такая позиция требует прежде всего ответственного отношения к выполнению гражданского долга. 

Например, принимать участие в выборах - это не только право граждан, но и очень ответственное задание. Чтобы сделать правильный выбор, избиратель должен быть хорошо осведомлен о проблемах страны и должен знать, что предлагают народу депутаты. Не менее важно уметь высказывать свои взгляды, поддерживать справедливое решение или протестовать против ошибочного и несправедливого.

Участие в управлении государством, чувство любви к Родине начинается с небольших дел на общее благо твоего села. Это может быть обустройство или ремонт детского садика, организация самоуправления в школе, благоустройство двора, посадка деревьев и цветов в городе, селе, возле школы, защита окружающей среды от загрязнения и т.д. 
Гражданская позиция проявляется в их стремлении обсуждать и решать общие проблемы.

Милосердие и доброта в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем.

      Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, рабочими, инженерами, врачами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения, возрождённого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей.   Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.

     С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.

    Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»

    В настоящее время особую актуальность приобретает целенаправленная работа по становлению гражданской позиции, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.

     Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

Тимуровский отряд в нашей школе создавался в процессе работы над

социальным проектом «Доброе сердце. Тимур и его команда» . И если для

педагогов тимуровцы – это воспоминания из их школьного детства, то для

многих наших ребят информация о произведении Аркадия Гайдара, о работе

тимуровцев явилась новостью.

Я думаю, что наш опыт работы будет интересен тем, кто хочет создать

(или возродить) тимуровское движение у себя в школе, а также тем, кто ищет

новые формы работы классного руководителя с ребятами.

Человек начинается с желания помочь другим людям, с заботы о других. А раз так, то у каждого должна быть потребность в добрых поступках. Тогда осознание долга вырастает в ответственность перед всеми людьми, а уважение к отдельному человеку – в человечность.

Стратегические направления работы. (на слайде)
Для реализации цели и задач деятельности необходимо осуществить работу по ряду направлений:
1. 
Информационно – аналитическая деятельность, нацеленная на создание банка данных о социально незащищенных слоях населения села Малый Толкай, деление их на категории, изучение характера проблем. 
2. 
Социально значимая деятельность;
3. 
Шефская помощь;
4. 
Пропаганда тимуровского движения в школе, селе Малый Толкай.

Основные принципы.(на слайде)

Проект основывается на принципах:

*комплексности;

*адресности помощи к конкретным людям, семьям;

*гарантированности помощи;

*оперативности помощи;

*коммуникативности и корректности в отношениях с людьми;

*учета возрастных, индивидуальных особенностей;

*непрерывности и системности в деятельности;

*ценностных ориентиров.

Говоря о современном тимуровском отряде, мы не можем говорить о возрождении традиции, потому что дети совсем другие, время другое и т.д., но и сказать что это новая традиция тоже нельзя, потому что мы не стали «изобретать велосипед» и очень многое взяли из организации тимуровского движения в годы советской власти.
К сожалению, в век жёсткой экономики и прагматизма, всё оценивается на материальной основе. Забыто такое хорошее качество, как альтруизм-бескорыстная забота о благе других людей. Существуют вечные ценности, не зависящие от социума, от власти, от времени: добро, любовь, дружба, справедливость, честь и достоинство, которые должны передаваться из поколения в поколение. 
Что значит творить добро? Это- польза моя другим, это- заботиться о своих ближних. Этому надо учить. Научившись заботиться о ближних, мы готовы к заботе о дальних, обо всём, что вокруг. А это значит любить свою Родину и быть достойным её гражданином.
В нашем селе проживают немало стариков, людей пожилого возраста, больных, одиноких, которые в своё время отдали нашей стране силы и здоровье, а сегодня не в состоянии обслуживать себя сами. Свои дети выросли и живут далеко. Некоторые совсем одни, без родных и близких. Многие просто оказываются «вытесненными» из жизни. Большинство молодёжи сегодня убеждены, что надо думать только о себе. И только глупый человек может творить добрые дела для других за просто так. Тимуровцы своим личным примером показывают, что жить можно иначе и что благотворительность и добровольчество- это здорово.
Добровольчество даёт возможность научиться быть готовыми к различным жизненно важным ситуациям и обмениваются опытом работы. А самое главное, что через общение и дети, и взрослые имеют возможность поделиться нуждами и проблемами людей разных категорий и возрастов и оказать существенную моральную и практическую помощь.

Данный проект направлен на решение социальных проблем в условиях сельской местности, по оказанию посильной помощи пожилым и больным людям, многодетным семьям и детскому саду. Им нужны забота, понимание и внимание общества. Во все времена школа являлась центром образования, просвещения и культуры, носителем всего нового и передового. И кто, как не мы, школьники и руководители должны быть значимыми и полезными для других. Важно, чтоб в этом мире и ребёнок, и взрослый чувствовал и понимал, что с ними рядом надёжный друг, товарищ, который помогает поверить в свои силы, способности и поддерживает при неудачах. Основа отряда- добро, справедливость и уважение к каждому, чтобы дети и взрослые равноправно сотрудничали.
Результаты работы: (на слайде)

п/п

Мероприятие

Ответственные

1.

Создание разновозрастного тимуровского отряда «Доброе сердце»

Тимошкин С.

Янзина К.

2.

Разработка положения о тимуровском отряде

Совет отряда

3.

Составление плана работы

Совет отряда

4.

Акция «Весенняя неделя Добра»

Командиры

5.

Акция «Доброта в квадрате»

Командиры

6.

Конкурс «Бабушки - веселушки»

Мичкина Л.

7.

Поздравление подшефных с праздниками и знаменательными датами;

Вахта памяти в День Победы

Филиппов Д.


Ширшова К.

8.

Акции «Времена года»

Командиры

9.

Участие в проектах: «Врач с мировым именем», «Очерки истории села Малый Толкай», «Местный краевед- любитель Столбоушкин В.Е.»

Ширшова К.

Котов И.

Адаева Р.

Макарова Н.

10.

Акция «Изгнание сигареты из Малого Толкая»

Верховцева Т.

11.

Оформление стенда «Спасибо деду за Победу!»

8 класс

12.

Операция «Всем миром»

Инкин С.

13

Операция «Чистое село»

Никишкна Ю.

14.

Поздравления ко дню Пожилого человека

Уздяев С.

15.

КТД к «Дню матери»

5 класс

16.

Шефская помощь СП «Алёнушка»

Тупоносова Я.

17.

КТД «В кругу друзей»

Кондина А.

18.

«В гостях у сказки» для СП «Алёнушка»

Любушкина Д.

19.

Операция «Снег»

Командиры

20.

Операция «Кормушка».

6 класс

21.

Шефский концерт для РЦ «Незабудка»

Поздравления с днём Защитника Отечества (для солдат срочников)

Миненко Н.

Станин Н.

22.

С праздником, милые мамы и бабушки (концерт)

Прохорова А.

23.

Благотворительный марафон «Мы желаем счастья вам»

Измайлова А.

24.

Сбор средств для лечения онкобольного А. Морозова

Тимошкин Р.

25.

Сотрудничество в волонтёрском движении с школой № 154 г. Самара

Горина С.

26.

Участие в слётах волонтёров на уровне района, области.

Килганова В.,

Суркова А.

27.

Выступление на семинарах и т.д.

Горбунова Л.Н.

Современные дети такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества.
Ребята узнали что-то новое, научились с пользой проводить свой досуг, находясь в отряде. А ещё - дети получают неоценимый опыт социального взаимодействия с взрослыми, ровесниками и младшими ребятами.
Главное - реальные дела, осуществлённые самими детьми на благо их и общества. Ребята говорят: «Мы учимся быть хозяевами в жизни школы, учимся руководить.Мы сами - это всегда здорово! Нам самим интересно помогать, делать что-то нужное и полезное обществу».

О результатах нашей работы можно судить по наличию благодарностей в адрес тимуровцев от самих подшефных пенсионеров, и по полученным дипломам и благодарственным письмам.

Создание тимуровского отряда помогло нам устроить жизнь детско-взрослого сообщества так, чтобы дать каждому школьнику опыт социального действия. Такая организация, устройство, уклад школьной жизни помогает детям накапливать опыт социального поведения и общения, обеспечивают накопление и расширение этого опыта. Уклад жизни становится толерантным, гуманистическим. А создание его невозможно только стараниями педагогов – он стоится вместе с родителями и детьми.

Это ещё и опыт управления школой. В школе есть детское самоуправление, передача реальных прав органам детского самоуправления, где формируются способности согласования всех вопросов и проблем, принятия решений.

Участие в социальном проекте «Доброе сердце. Тимур и его команда» подразумевает не только собственную деятельность учащихся, но и взаимодействие с местной властью, фермерскими хозяйствами, жителями села. Такое пространство социальной практики и опыта позволяет ребёнку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и к своим поступкам, приобретать и осмысливать собственный опыт терпимости и взаимодействия в школе и в социуме.

Программа воспитания и социализации обучающихся ФГОС предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов). Исходя из приоритетных задач образования наша школа и дальше продолжит работать в рамках тимуровского движения, но уже как результат можно заметить, что заметно возросло количество учащихся, желающих заниматься добровольческой благотворительностью, появились первые лидеры в этом движении, местные жители стали значительно больше сотрудничать со школой, изменился имидж школы.

Каждый человек выбирает свой жизненный путь, который не бывает простым. Наше будущее поколение во многом зависит от школы. Мы встречаемся с различными трудностями в его воспитании. Но всегда существует уверенность , что мы сделаем всё, чтобы дети 21 века выросли добрыми, отзывчивыми, инициативными, любящими свою страну людьми со своей гражданской позицией.


Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем,

незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”.

Г. Троепольский.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ