Дополнительная общеразвивающая программа "Мастерица"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска
«Дом детского творчества им. А.И.Ефремова»
Утверждаю:
Директор
ДДТ им. А.И. Ефремова
Вагнер О.Н.
Программа рассмотрена и одобрена на
Педагогическом Совете
Протокол № _________
От « » 20 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей: 11 - 14 лет
Разработал:
Сафонова Оксана Петровна
педагог дополнительного образования
Новосибирск 2013
Паспорт программы
Направленность:
Научно-техническая
Тип программы:
Модифицированная
Отдел:
Научно-технический
Уровень освоения:
общеразвивающий
Срок реализации программы:
3 года
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
11 - 14 лет
Программа разработана в:
2011 году
Программа усовершенствована:
2013 году
Утверждена на пед.совете:
2013г., протокол № 49
Ι. Пояснительная записка
Направленность
Данная программа имеет научно-техническую направленность.
Введение.
Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого.
Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка.
Занятия в условиях дополнительного образования позволяет детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определится в выборе профессии. Во время обучения дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе.
Деятельность творческой студии «Мастерица» направлена на развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, найти своё любимое направление.
Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что можно она состоит из нескольких определенных современных декоративных техник, освоив которые, дети среднего школьного возраста смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде изготовления сувениров и имеют долю пред.профильной подготовки к таким профессиям как дизайнер-декоратор, конструктор-модельер, оформитель и т.д.
Актуальность
Актуальность обучения в дополнительном образовании определяется неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства в творческом развитии ребёнка, поскольку учебно-творческое занятие входит в систему общей подготовки. Цель таких учебно-творческих занятий – закрепление и расширение полученных знаний и навыков. Формирование умений их творческого применения. Этим обусловлена актуальность данного направления, так как творческий подход к созданию оригинального авторского образца, декоративных изображений основывается на знаниях, полученных при изучении предметов изобразительного искусства, а также на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с окружающей средой.
Педагогическая целесообразность
Педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организованно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли учителя. Под педагогическим процессом также понимается продвижение к образовательно – воспитательной цели. Обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных способностей и качеств). Учитель – это человек, деятельность которого направлена на то, чтобы научить других людей чему-либо. Педагогический процесс, который ведёт учитель, имеет цель через поставленные задачи с помощью набора средств и методов идти к ожидаемому результату.
Цели и задачи
Цель: развитие художественных способностей обучающихся посредствам освоения современных декоративных техник.
Задачи:
Образовательные
формирование практических навыков и умений по изучаемым декоративным техникам;
получение теоретических знаний по учебным темам программы;
формирование умения владеть и выбирать нужные инструменты, составы и материалы для выполнения изученных техник, знать технику безопасности работы с инструментами и материалами;
сформировать знание терминологии в рамках программы.
Воспитательные
воспитание самостоятельной, гармонически развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации в художественно-декоративной области;
воспитание личностных качеств, таких как умение довести начатое до конца, самокритичность, уверенность в собственных силах, коммуникативность, умение взаимодействовать с коллективом, терпеливость, аккуратность, доброжелательность.
Развивающие
создание условий для развития личности ребёнка в целом, по средствам предмета;
развитие творческого мышления и самостоятельного выбора средств достижения цели.
Ожидаемый результат.
По окончанию освоения общеразвивающей программы обучающийся должен
знать:
историю возникновения вида декоративно-прикладного творчества, современное художественно-декоративное искусство;
теоретические аспекты программы;
технику и технологию вышивки лентами;
последовательность изготовления простой бижутерии, на шнуре, на цепях
теорию способов прикрепления бисера, стекляруса и бусин к ткани;
теорию росписи по ткани, росписи по стеклу, декупаж и другим видам декорирования.
уметь:
Правильно обустроить своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
Умело использовать и хранить инструменты, расходные материалы, смеси, краски и т.д.;
Самостоятельно выполнять работу от замысла до готового изделия;
Освоить новые техники, строго соблюдать технологию выполнения работ;
Пользоваться полученными теоретическими знаниями, уметь находить нужную информацию по средствам книг, журналов, интернета и т.д.;
Иметь представление - о том, как правильно организовать рабочее место. Расширить представление о многообразии способов рукоделия.
У ребёнка будет сформирован творческий подход к работе.
Получит опыт культуры общения и поведения на выставках, общения в коллективе, навыки здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих.
В программе использованы следующие методики работы: Творческие проекты для старшеклассников. Учебно-тематические пособия для старшеклассников. СиманенкоВ.Д.ЖураковскаяВ.М.ЧирковаС.Е.СидоровЛ.В «Вышивка лентами». изд. “Ниола-пресс”, «Вышивка лентами», Минск. Харвест. Карандаш-волшебник. Пал Корчмарони., Декупаж. автор Воронова Ольга. Москва, Декупаж.автор Вешкина Ольга.Москва., Дидактический материал(цветы,птицы.)издат. Страна фантазии.,Узоры на стекле. Автор Марта Штайнмайер, Коллаж. автор: Крысько Наталья., Нехорошева Галина. Аппликации, картины, панно из природного материала. автор Хоменко Вера. Никитюк Галина.
Для реализации программы разработаны авторские материалы: технологические карты по каждой декоративной технике, практического занятия; варианты (шаблоны) практических декоративных работ; образцы декоративных изделий с применением определенных декоративных техник по каждой теме. Так же для качественного образовательного процесса для обучающихся собраны наглядные, дидактические и методические материалы и пособия.
Особенность этой программы от уже существующих в том, что для её освоения не требуется специальных первоначальных знаний и умений, все необходимые для результата действия получаются обучающимися в процессе обучения. Работа начинается от простых элементов к сложным по предложенному образцу, инструкции выполнения элемента, технологическим картам, до закрепления навыка.
Также особенностью является разнообразие видов и техник искусств, предлагаемых для освоения.
Уровни реализации программы.
Программа предполагает несколько уровней обучения:
1-й уровень- школа мастерства - познавательный, общекультурный ,базовый.
2-й уровень - творческие мастерские - уровень углублённого изучения и освоения знаний, развитие профессиональной компетентности в освоение тем: 3-й уровень - творческой самореализации и партнёрства – присваивается воспитанникам на 3ем году обучения.
Срок реализации программы, возраст обучающихся.
В студию принимаются все желающие дети в возрасте от 11 до 14 лет не имеющие медицинского отвода. Срок реализации программы – 3 года.
Режим работы.
1 год обучения – 2 раза по 2 часа х 4 недели х 9 месяцев = 144 часа в год;
Основной режим - 2 год обучения - 3 раза по 2 часа (или 2 раза по 3 часа) х 4 недели х 9 месяцев = 216 часа в год;
Дополнительный режим работы – обусловлен работой над индивидуальными творческими проектами.
1 раз в неделю х 3 часа х 4 недели х месяцев =108 часа;
3 год обучения - 3 раза по 2 часа (или 2 раза по 3 часа) х 4 недели х 9 месяцев = 216 часа в год;
Формы работы.
Форма организации учебного процесса – групповая, индивидуально-групповая, проектная работа.
Типы занятий - лекционные, комбинированные, практические.
Введение в новую тему происходит посредствам коллективно-групповая форма обучения, так как содержание базовых тем предусматривает освоение элементарных знаний, умений и навыков, воспроизведение и прочное закрепление. Затем предполагается дифференцированная форма обучения. Суть этой формы заключается в том, что обучение ведётся как со всем коллективом, так и индивидуально, т.к. ученики имеют свободу выбора (предлагается несколько видов работ, изделий), но обязательно в рамках темы.
Такие формы работы позволяют получать хорошие результаты не только в выбранном направлении деятельности, но и в развитии творческого потенциала детей, общение учителя и ученика, позволяют выявлять природные склонности и задатки, повышать общий уровень познавательной потребности, вырабатывать мотивацию к занятию рукоделием. Таким образом выстроенная работа, позволяет большему числу детей приобщаться к общественно-значимому, эстетически обусловленному труду (ранняя социализация), повысить экологическую грамотность и развить художественно-эстетический вкус.
Способы определения результативности обучения.
Основными способами диагностирования результативности обучения являются общие и индивидуальные просмотры готовых изделий после каждой пройденной темы. Каждый просмотр предполагает оценивание работ по определенным критериям (см. приложение Диагностирование результативности обучения) В конце года оценивается годичный объем и качество выполненных работ на отчетной выставке-ярмарке по определенным критериям (см. приложение Диагностирование результативности обучения) и лучшие результаты поощряются и награждаются грамотой. Уровень усвоения образовательных нормативов, демонстрируется на различных мероприятиях культурного плана, конкурсах, выставках.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Формой подведения итогов реализации программы является отчетная выставка, на которой выставляются большие проектные работы и достижения выпускников. Теоретические знания определяются посредствам прохождения итогового теоретического теста (см . приложение 2. «Итоговая аттестация обучающихся»)
Базовые учебно – тематические планы
Базовый учебно-тематический план
1 год обучения
Цель 1 года обучения: усвоение предложенных техник для выполнения определенных видов прикладного творчества;
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
• Освоение технологии выполнения простейших элементов и применение полученных знаний в работе;
• Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами;
• Введение в область декоративно-прикладного искусства по средствам освоения различных техник;
• Изучение истории возникновения рукоделия;
• Формирование элементарных практических навыков и умений по программе.
Оздоровительные
• применять здоровьесберегающие технологии вовремя и в перерывах между занятиями;
• формирование навыка сохранять во время занятий правильную осанку;
Организационные
• создание условий для полноценной работы в студии;
• организация материально-технической базы для занятий.
Название учебной темы
теория
практика
всего часов
Всего занятий
Образовательный модуль:
1. Вводное занятие
2
-
2
1
2.Вышевка лентами
10
14
24
12
3. Вышивка бисером
10
14
24
12
4.Декорирование предметов:
• рамок
• телефона
• упаковка подарка
• декор бутылки
• декупаж
8
2
2
2
2
10
2
2
2
2
18
9
4.Роспись по стеклу:
• витраж
• роспись по стеклу
• декор бутылки, тарелки
• ваза, стакан
8
2
2
2
2
14
4
4
2
4
22
11
5.Роспись по ткани:
• батик
• роспись по ткани
• маркеры
6
2
2
2
16
8
6
2
22
11
6.Изготовление и дизайн бижутерии:
• бусы простые
• бусы на шнуре
• бусы на цепи
• кольца, серьги, браслеты.
4
1
1
1
1
12
2
2
4
4
16
8
8.Итоговый проект.
Итоговое занятие
Социальный модуль:
Посещение декоративно-прикладных выставок района, города, посещение открытых занятий других студий.
4
12
16
8
Итого часов за год:
52
92
144
72
Предполагаемый результат 1ого года обучения.
К концу 1 года обучения обучающийся должен:
Знать – общие знания о видах рукоделия, историю возникновения вида прикладного творчества; теоретические материалы; технику и технологию вышивки лентами (по темам 1ого года обучения.); последовательность изготовления простой бижутерии, на шнуре, на цепях, теорию способов прикрепления бисера, стекляруса и бусин к ткани; а также теорию росписи по ткани, росписи по стеклу, декупаж и другим видам декорирования.
Уметь – на практике выполнять пройденные стежки, узелки, швы; работать в освоенных техниках; уметь применять полученные знания в самостоятельной работе; уметь подбирать нужные краски, кисти, растворы, инструменты необходимые для работы.
Владеть - практическими навыками для самостоятельного выполнения работы в рамках пройденных тем.
Базовый учебно-тематический план
2 год обучения
Основной режим работы
Цель 2 года обучения: формирование углублённых практических знаний и умений, направленных на изготовление более сложных видов техник и соединения разных видов рукоделия в одном изделии.
Задачи 2 года обучения
Образовательные
• закрепление знания технологических карт изученных техник, мотивация к самостоятельной деятельности от замысла до готового изделия.
• углублённое освоение техник и их соединение в одном изделии;
Воспитательные
• формирование нравственности и эстетической культуры;
• воспитание нравственных чувств: благодарности, щедрости, доброжелательного отношения к другим ребятам, уважительное отношение к чужому труду;
• поощрение самостоятельности мысли и действия в творчестве.
Название учебной темы
теория
практика
Кол-во часов
Всего занятий
Образовательный модуль.
1. Вводное занятие
3
-
3
1
2. Вышивка лентами.
Декупаж по ткани.
Декор рамки.
Нашивные цветы.
Вышивка лентами.
12
3
3
3
3
54
12
9
12
21
66
15
12
15
24
22
5
4
5
8
3. Подготовка к конкурсу.
3
3
6
2
4. Новогодние подарки.
• композиции из природного материала;
• подарки к новому году.
6
3
3
18
9
9
24
12
12
8
4
4
5. Подготовка к конкурсу «Масленица»
3
9
12
4
6. Декор предметов.
• объёмный декупаж
• декупаж под обжиг
• декупаж + роспись по стеклу
9
3
3
3
30
9
9
12
39
13
7. Создание и дизайн бижутерии.
• работа с пластиком;
• многослойные бусы;
• сложные фантазийные.
9
3
3
3
36
15
9
12
45
15
8.Отчетный проект. Итоговое занятие. Анализ работы за год.
Социальный модуль:
Посещение декоративно-прикладных выставок района, города, посещение профессиональных мастер-классов, участие в конкурсах ДПИ района и города.
3
18
21
7
9 Итого часов за год:
48
164
216
72
Ожидаемый результат 2 года обучения.
По окончании 2 года обучения обучающийся должен:
Знать – общие знания о видах рукоделия, историю возникновения вида прикладного творчества; теоретические материалы; технику и технологию вышивки лентами (по темам 1ого года обучения.); последовательность изготовления простой бижутерии, на шнуре, на цепях, теорию способов прикрепления бисера, стекляруса и бусин к ткани; а также теорию росписи по ткани, росписи по стеклу, декупаж и другим видам декорирования.
Уметь – на практике выполнять пройденные стежки, узелки, швы; работать в освоенных техниках; уметь применять полученные знания в самостоятельной работе; уметь подбирать нужные краски, кисти, растворы, инструменты необходимые для работы.
Дополнительный режим работы с обучающимися
Уровень освоения – углубленный.
Цель: Создать условия для самореализации обучающихся в процессе разработки и реализации индивидуальных проектов по художественно-декоративно техникам.
Задачи:
Получение дополнительных, углубленных знаний в области декоративных техник;
Формирование более качественных умений и навыков в процессе создания собственного проекта;
Варианты проектных направлений:
декупаж (классический, кракле, объемный)
вышивка лентами, бусинами, стразами, бисером;
Панно (флористические, декоративные);
Декорирование (роспись по стеклу, витраж, роспись по ткани);
Холодный фарфор;
Дизайн бижутерии;
Топиарий.
№
Учебные темы
Всего
час
Теор
час
Практ
час
Образовательный модуль.
1
Сентябрь- 12 часов
Введение. Инструктаж по темам: техника безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях и в коллективе. Инструменты и материалы для декоративных техник, правила работы с ними.
1
1
-
2
Введение в проектную деятельность. Классификация и виды проектов по направлениям. Технология выполнения проектов.
11
6
5
Октябрь – 12 часов
Выбор проектной направленности. Знакомство с подготовленным дидактическим материалом по избранным технологиям.
Работа над эскизами.
12
4
8
3
Ноябрь- 12 часов
Работа над эскизами. Выбор окончательного варианта проектной работы.
12
2
10
4
Декабрь – 12 часов
Разработка технологических карт проектных работ. Подготовка и подбор материалов для работы.
12
-
12
5
Январь-12 часов
Практическое выполнение проектов.
Выполнение базовых элементов.
12
-
12
6
Февраль -12 часов
Практическое выполнение проектов.
Выполнение базовых элементов.
12
-
12
7
Март – 12 часов
Практическое выполнение проектов.
Выполнение базовых элементов. Подготовка материалов для тематического оформления проектов.
12
-
12
8
Апрель -12 часов
Практическое выполнение проектов.
Выполнение тематического оформления проектных работ.
12
-
12
9
Май -12 часов
Выполнение тематического оформления проектных работ.
Защита творческих проектов. Итоговая выставка проектов.
Итоговое занятие. Анализ работы за год.
12
-
12
Социальный модуль.
Участие в конкурсах ДПИ и выставках районного, городского, областного, регионального, всероссийского, международного уровней.
Посещение других студий подобного направления в целях сравнительного анализа качества и мастерства работ.
Итого:
108 часов в год
Ожидаемый результат обучения по дополнительному режиму работы.
Обучающиеся будут знать:
содержание и структуру создания технологических карт индивидуальных творческих проектов;
Иметь:
опыт самостоятельной экспериментальной работы по соединению нескольких техник ДПИ в одном проекте;
участия в конкурсах и выставках различного уровня;
Сформируют:
более качественные умения и навыки в процессе создания собственного проекта по избранным направлениям;
художественный вкус и умение анализировать и оценивать собственную работу и работу других авторов.
Базовый учебно-тематический план
3 год обучения
Цель 3 года обучения: совершенствование знаний, умений и навыков и изучение новых направлений ДПИ.
Задачи 3 года обучения:
Образовательные:
закрепление пройденных технологий (теория, практика);
изучение технологии работы с холодным фарфором, полимерной глиной и природным материалом.
Воспитательные
• формирование нравственности и эстетической культуры;
• воспитание нравственных чувств: благодарности, щедрости, доброжелательного отношения к другим ребятам, уважительное отношение к чужому труду;
• поощрение самостоятельности мысли и действия в творчестве.
№
Название учебной темы
теория
практика
кол-во часов
всего занятий
1
Образовательный модуль:
Вводное занятие
3
-
3
1
2
Вышивка лентами
12
54
66
22
3
мыловарение
3
9
12
4
4
Декорирование предметов
3
18
21
7
5
Декупаж классический,
объемный, обратный, кракле
9
30
39
13
6
Роспись по стеклу, витраж
3
3
6
2
7
Роспись по ткани
3
3
6
2
8
Лепка из полимерной глины
3
3
6
2
9
Холодный фарфор
3
36
39
13
10
Флористика.Калажи из
природного материала
3
3
6
2
11
Защита годового проекта. Отчетная выставка.
Социальный модуль:
Посещение декоративно-прикладных выставок района, города, посещение профессиональных мастер-классов, участие в конкурсах ДПИ района и города.
3
12
15
5
Итого часов за год:
48
164
216
72
Ожидаемый результат 3 года обучения.
По окончании третьего года обучения воспитанник должен знать:
как правильно обустроить рабочее место, выбрать самостоятельно набор инструментов, красок, смесей, для продуктивной и безопасной работы.
технологию работы с полимерной глиной, холодным фарфором и природными материалами;
Уметь:
пользоваться инструментом, красками, смесями, составами.
самостоятельно выполнять работу от замысла до готового изделия.
Краткое содержание учебных тем 1 года обучения.
Название учебной темы
Краткое содержание учебной темы
Необходимые материально-технические условия
1. Вводное занятие
Знакомство с учащимися; Задачи и план работы; Знакомство с инструментами, расходным материалом; Обзор техник и приёмов; Распределение по группам
Материалы:
Изделия – образцы, набор инструментов и приспособлений, расходные материалы.
2. Вышивка лентами
Ознакомление с инструментами, понятиями, эскизами, шаблонами, схемами. Учимся выполнять стежки, узелки, швы, подбирать тона. Применяем знания в работе, выполняем цветы из элементов.
Образцы изделий, иглы, ножницы, нитки, ленты, пяльцы, канва.
3. Вышивка бисером, пайетками, бусинками, стеклярусом.
Знакомство со способами прикрепления бусин, бисера и пайеток. Освоение основных приёмов, способов нашивания комбинаций бусин. Соединение с вышивкой лентами.
Метод – литература, инструменты, ножницы, иголки, леска, нитки, проволока, бусины, бисер, пайетки.
4. Декорирование предметов
•Рамок.
•Телефона
Выполнение эскиза, подбор нужных материалов соответственно стилю и замыслу. Декорирование природным материалом, кружевом, бусинами.
Составление эскиза соответствующего форме телефона, выбор цвета и размера страз.
Расходные материалы:
Клей, клеевой пистолет.
Стразы, клей.
•Упаковка подарков
•Декорируем бутылку
•Декупаж классический
Подбор бумаги, изготовление бантов, украшение лентой, тесьмой, природными материалами. Творческий подход к каждому подарку.
Особенности материала, формы бутылок. Разные техники декорирования.
Освоение техники классического декупажа на твёрдых поверхностях.
Инструменты:
Расходные материалы, кружево, упаковочная бумага, ленты, бусины, тесьма, природный материал.
Клеевой пистолет, Расходный материал.
Салфетки, клей для декупажа, обои, контур по стеклу.
5. Роспись по стеклу:
•Техника витража
•Техника роспись по стеклу
•Декорируем бутылку, тарелку, стакан, вазу.
Ознакомление с разными техниками росписи по стеклу. Выполнение эскиза и перенос на изделие и учётом формы бутылки. Технология последовательности выполнения работы. Разные техники росписи по стеклу, Соединение с декупажем.
Расходные материалы подбираются согласно замыслу. Метод – литература, образцы изделий, инструменты и растворы, краски по стеклу, контуры по стеклу.
6. Роспись по ткани:
•Батик
•Роспись по ткани
•Маркеры
Ознакомление с росписью по ткани. Выбор эскизов и перенос на ткань. Технология выполнения работ.
Ткань, краски по ткани, маркеры и контуры по ткани.
7. Бижутерия:
•Бусы простые
•Бусы на шнуре
•Бусы на цепи
•Кольца, серьги, браслеты.
Знакомство с разными стилями, направлениями, цветовой гаммой. Способы нанизывания бусин, фурнитура декоративных элементов
Образцы изделий карты, инструменты, расходный материал.
8. Годовой проект.
Отчётная выставка.
Выполняем одно изделие в наиболее понравившейся технике. Соблюдая технологию выполнение работы самостоятельно от замысла до окончания проекта.
Методическое сопровождение. Исследовательская работа на тему.
Краткое содержание тем 2 год обучения
1.Вводное занятие
Т.Б. при работе с инструментами.
Ознакомление с темами 2го года обучения.
2. Вышивка лентами:
•Совмещённая
•С декупажем
•На ткани
•Совмещение с декорированием рамы
•Нашивные цветы.
Освоение техники декупаж на ткани. Соединение нескольких видов прикладного искусства в одной работе.
Применение ранее пройденного материала.
Соединение вышивки лентами и росписи НПО ткани. Освоение новых стежков и швов.
Методические карты, Образцы изделий. Расходный материал, бусинки, ленты, салфетки, клей.
3. Новогодние подарки в разных техниках :
•Композиции из природного материала.
•Декупаж на стакане в новогодней тематике.
Изготовление новогодних подарков
в рамках освоенных тем
Расходные материалы согласно замыслу изделия.
4. Подготовка к конкурсу «Масленица»
Выполнение работ в разных техниках, в рамках темы.
Расходные материалы.
5. Декорирование предметов:
•Объёмный декупаж
•Декупаж под обжиг
•Декупаж совместно с росписью по стеклу
Объёмный декупаж, работа с пластиком, декор шкатулки, рамка к 23 февраля, чайник к 8 марта.
Пластик, салфетки, растворы для декупажа, краски по стеклу.
6. Бижутерия
Работа с пластиком
Многослойные бусы, браслеты
Сложные фантазийные бусы
Освоение технологии изготовления цветов из пластика, бусины из пластика, выполнение бус, браслетов из бисера, бусин. Цветовая гамма, различные стили и направления, освоение способов соединения, плетения бус и браслетов.
Образцы изделий, инструменты, расходные материалы, карты, литература, фурнитура, декоративные элементы.
7. Годовой проект.
Отчётная выставка
Выполнение одного изделия в наиболее понравившейся технике. Самостоятельное выполнение работы от замысла до окончания проэкта.
Методические сопровождения, исследовательская работа на тему.
Краткое содержание тем 3 год обучения
1.Вводное занятие
Знакомство с планом работы на год, ТБ на рабочем месте.
Краткий курс по темам на год.
2.Вышивка лентами
Повторение пройденного, ознакомление с многослойной вышивкой.
Тематические карты, работа с печатной литературой.
3. мыловарение
Изготовление мыла ручной работы .
Работа с основными рецептами .
4.Декорирование предметов.
Выполнение эскиза, обсуждение эскиза, подбор материала и инструмента для работы.
Расходные материалы.
5. Декупаж классический, объемный, обратный, кракле.
Закрепление пройденного, совершенствование навыков и умений.
Расходные материалы.
6.Роспись по стеклу, витраж.
Закрепление пройденного материала.
Расходные материалы.
7. Роспись по ткани.
Закрепление навыков и умений.
Контроль качества работы.
8. лепка из глины
Начальные способы лепки из глины. новые элементы.
Самозатвердевающая глина .
9.Холодный фарфор.
Выполнение изделий из холодного фарфора, новые элементы и техники.
Расходные материалы.
10 Флористика.
Плетение из травы, коллажи, композиции из природного материала.
Освоение новых техник работы с природными материалами.
Расходные материалы.
11.Годовой проект. Выставка.
Выполнение одного изделия в любимой технике с соблюдением технологий.
Методическое сопровождение проекта.
II. Содержание программы.
1год обучения.
1.Вышивка лентами. Цель блока- ознакомить с видом искусства. Научить выполнять простые стежки, узелки. швы. По предложенным дидактическим картам выполнять из них различные виды цветов, составлять композиции самостоятельно и пользоваться уже имеющимися образцами. научиться правильно подбирать и работать с расходными материалами, пользоваться необходимыми инструментами (иголка, ножницы, шило), освоить основные приёмы прикрепления бусин, бисера, пайеток к ткани, научиться соединять с вышивкой как элемент декора.
2.Декорирование предметов. Цели блока - ознакомить с разнообразием видов творчества, рассказать и показать способы декора. научить выполнять упаковку подарков, декорировать бутылку, рамку, телефон, ознакомить с классическим декупажем и научить правильно его выполнять используя расходные материалы и дидактические карты.
3.Росписьпо стеклу. Цели блока - ознакомить с видом искусства и его лучшими образцами. По предложенным эскизам выполнить витраж, роспись по стеклу согласно технологии выполнения работы, используя необходимые расходные материалы.
4.Роспись по ткани. Цели блока - ознакомить с видом искусства. с технологией и техникой выполнения работы. Научить обучающихся правильно смешивать краски, пользоваться кистью, контурами. соблюдать последовательность выполнения работы, научиться работать с маркерами по ткани, знать условия работы с тканью.
5. Бижутерия. Цель блока- ознакомить с историей возникновения вида рукоделия, научить выполнять эскиз украшения. Научить подбирать расходные материалы и фурнитуру, несколькими способами нанизывать, соединять бусины в изделии, пользоваться инструментами для изготовления бижутерии
6. Годовой проект- состоит из двух частей исследовательская работа на любую пройденную тему и практическая работа. В этой работе ученик может показать все знания и умения по данной теме, что в свою очередь является результатом обучения.
2год обучения.
1.Вышивка лентами. Цель блока - освоить новые элементы вышивки, научиться составлять композиции. А так же выполнять декупаж по ткани и соединять в одной работе с вышивкой лентами и бисером. добавлять нашивные элементы для большей фактурности изделия. а также декорировать раму для полного завершения работы.
2. Новогодние подарки. Цель темы - изготовить новогодние подарки используя уже полученные ранее знания и умения. В рамках темы можно использовать разные расходные материалы, что даёт большое поле деятельности для творчества.
3.Декор предметов. Цель блока - ознакомить и научить выполнять объёмный декупаж, декупаж под обжиг, использовать специальные лаки и составы необходимые для работы, научить совмещать декупаж и роспись по стеклу в одной работе, заложить творческий подход к работе
4.Бижутерия. Цель блока- научить работать с полимерным пластиком, освоить технику изготовления цветов, кулонов, бусин, знать условия работы с пластиком, научиться составлять многослойные бусы сложных фантазийных форм.
5 Годовой проект. Блок состоит из теоретической – исследовательской работы и практической части.Обучаемый должен показать в ней как можно больше полученных знаний, соблюдая чувство стиля и меры. Этот годовой проект является итогом 2ух годов обучения и показывает в какой степени освоен материал.
3 год обучения.
ΙΙΙ. Методическое обеспечение
Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение.
Комфортный проветриваемый и хорошо освещенный
кабинет;
Удобные столы -15 и стулья – 15 шт;
Доска учебная;
Стеллажи для готовых изделии – 2 шт;
Витрины для выставочных изделий- 3шт;
Шкафы для хранения рабочих материалов и инструметов-2шт;
Стол и стул учительский-1шт;
Книжный шкаф-1 и полки-2шт;
Цифровой фотоаппарат-1шт;
Зеркала -2 шт
Возрастные особенности воспитанников.
У детей в 10-14лет формируется сравнительное мышление. В познавательной сфере происходит развитие логического мышления. Подросток стремится выделится, найти свою индивидуальность любыми ему доступными способами.
Подростковая самостоятельность может выражаться в разнообразных увлечениях, идёт формирование собственных взглядов и умений, стремление к самостоятельности. И в этот период развития личности, задача педагога, направить его силы на творческое развитие, внушить веру в его индивидуальность и исключительность. Поднять самооценку за счёт самореализации и признания окружающих, чьим мнением они дорожат.
В первый год обучения направить детей на усвоение предложенных техник для выполнения определённого вида рукоделия. Подростки в этом возрасте любят мастерить, демонстрируют другим свои новые знания, умения и навыки. Их усилия признаются и одобряются взрослыми, давая ощущения собственной значимости. Это помогает гармоничному развитию личности. Задача педагога на данном этапе формировать самоконтроль и чувство ответственности у детей.
10-14 лет — период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы их деятельности; Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
Стремление подростка овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек. Они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и к окружающим.
Возрастает значимость мнения сверстников. Педагогу нельзя выносить на обсуждение какой-либо проступок учащегося или неправильное выполнение задания. Иногда могут возникнуть сложности в общении среди самих детей. Педагог обязан заметить это и разобраться в сложившейся ситуации. Нужно помочь адаптироваться в коллективе каждому новичку, помочь ребятам подружиться. Это одно из главных условий успешной работы мастерской..
Во взаимоотношениях со взрослыми у детей выражены, как стремление противопоставить себя им, отстоять собственную независимость, так и ожидание помощи, защиты и поддержки, важность одобрения их самих и их действий. Педагогу необходимо стать старшим другом, наставником при общении с подростками. Уметь спокойно и доступно анализировать возникающие проблемы, не навязывать своих мнений, дать возможность для проявления самостоятельности в работе.
Концептуальные подходы
Важнейшими подходами к ребёнку являются качества учителя. Чтобы обеспечить всестороннее развитие и сделать эффективным обучение, учитель должен сам быть развитой личностью, ориентированной на детей. Личностными качествами учителя являются ум, доброта, честность, справедливость, трудолюбие, любовь к жизни, миру и детям ,положительный тон в общении.
Методы, приёмы и принципы организации учебно-воспитательного процесса:
В программе используются :словесные методы, наглядные методы обучения, методы иллюстрации, практические методы и метод стимулирования и мотивации.
Словесные методы обучение:
Такие словесные методы обучения как рассказ, объяснение и беседа – являются самыми широко используемыми методами в процессе обучения.
Наглядные методы обучения:
• Демонстрация наглядных пособий (результата урока), инструментов, яркие предметы вида деятельности;
• Педагогический показ.
Метод иллюстраций:
Этот метод предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, декораций, зарисовок на доске, плоских и объёмных моделей. Применяется в ходе обучения во всех базовых темах.
Практические методы обучения:
Эти методы основаны на практической деятельности обучающихся.
Упражнения:
- упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления -воспроизводящие упражнения;
- упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения;
- упражнения, которые при выполнении комментируют – комментируемые упражнения.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания обучающихся.
Графические упражнения используются для освоения приёмов рисования, составления художественно-графических эскизов будущих работ.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы обучающихся. Целью этих упражнений является применение знаний и технологических навыков обучающихся на практике.
Метод стимулирования и мотивации.
Основное значение метода – стимуляция и мотивация учебно-познавательной деятельности, стимулирует мотив ребёнка учиться, желание активно действовать при решении проблемно-познавательных задач.
Формы и методы эвристического обучения
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание обучающимися новых образовательных результатов: идей, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, творческие защиты. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.
Методы креативного обучения.
Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания”: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.
Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.
Принципы обучения.
Основополагающими принципами программы являются:
1.Принципы индивидуализации.
• создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности воспитанника и педагога.
2. Принцип поэтапности от простого к сложному.
• Позволяет создавать педагогу спираль развития личности.
• Принцип «каждый ученик талантлив».
Педагог стремится вселить ученику уверенность в конечном успехе, в разнообразии его способностей. Занятия предполагают взаимопроникновение теоретических, практических элементов урока направленных на создание естественного творческого общения педагога и ученика.
3. Принцип гуманизации - обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
4.Принцип сознательности- предусматривает заинтересованное, а не механическое освоение детьми необходимых знаний и умений.
5. Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
6 .Принцип наглядности выражается в том, что у ребёнка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
7. Принцип комплексности, системности и последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено.
Список литературы.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.//Педагогика, 1995, №4.
Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ “Инноватор”, 1996.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.
Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. Под ред. Р.Б. Вендеровской, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой. М., НИИТОиП, 1996.
Павлов В.И. Педагогика творческого саморазвития. Ч.1. Казань, 1996.
Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск, 1996.
Школа самоопределения. Шаг второй. Ред. и сост. А.Н. Тубельский. М., 1994.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Сентябрь, 1996.
Г.Федотов «Сухие травы», Москва «Аст-Пресс» 1999 г.
Н.А.Горяева О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва, «Просвещение», 2000г.
М.Максимова, М.Кузьмина «Послушные узелки» Москва, «Эксмо», 2002 г.
С.К.Кожохина «Батик» Ярославль «Академия развития» 2006 г.
Журнал «Валентина» №1 , 1995г. «Роспись по шелку»
Н.Докучаева «Мастерим бумажный мир» С.-П. «Диамант», «Валерии Спб» 1997 г.
О. Гурьян «Ножницы- художницы» Гос. Изд. Детской лит-ры 1960 г.
М.В.Короткова «Культура повседневности. История костюма» Москва, «Владос» 2002 г.
Шериан Фрей «Научитесь лепить забавных животных» Минск «Попурри» 2003 г.
«1000 заданий для умников и умниц» Москва «Аст- пресс книга» 2006 г.
Диагностирование результативности обучения
№ группы________
Год обучения_1год_________
№
Ф.И. обучающегося
Критерии оценивания
Перечень проектов
Качество выполнения работ
Соблюдение технологии выполнения
Общее оформление работ
Декупаж
(простой)
Роспись по стеклу
Витраж
Роспись по ткани контурами
Роспись по ткани маркерами
Роспись по ткани красками (акрил)
Вышивка лентами (простая)
Декорирование твердых поверхностей стразами
Модульные проекты
Дата
Педагог: Сафонова О.П.
Диагностирование результативности обучения
№ группы________
Год обучения_2год_________
№
Ф.И. обучающегося
Критерии оценивания
Перечень проектов
Качество выполнения работ
Соблюдение технологии выполнения
Общее оформление работ
Декупаж
(обратный, простой)
Роспись по стеклу
Витраж
Роспись по ткани контурами
Роспись по ткани маркерами
Роспись по ткани, шёлку красками (анилиновые, акриловые)
Вышивка лентами (многослойная)
Декорирование твердых поверхностей стразами
Модульные проекты
Дата
Педагог: Сафонова О.П.
Диагностирование результативности обучения
№ группы________
Год обучения_3год_________
№
Ф.И. обучающегося
Критерии оценивания
Перечень проектов
Качество выполнения работ
Соблюдение технологии выполнения
Общее оформление работ
Декупаж
(простой, обратный, объемный, с кракле)
Роспись по стеклу, декорирование бутылок
Витраж на посуде
Холодный фарфор
Мыловарение
Коллаж из природных материалов
Вышивка лентами (простое, многослойное)
Декорирование различными материалами
Модульные проекты
Дата
Педагог: Сафонова О.П.
Диагностика результативности усвоения темы «Декупаж»
Итоговый тест
Декупаж – это:
роспись
наклейка
аппликация
Поверхности для декупажа - это:
ткань
стекло
дерево
«Декупаж» означает:
вырезать
вырвать
наклеить
Инструменты для декупажа:
кисть+клей
краски+кисть
ткань+клей
Клей для декупажа:
специальный
пва
любой
Виды декупажа:
простой
объемный
обратный
чем окончательно покрывается готовое изделие:
водой
клеем
лаком
Подчеркнуть правильные варианты ответов.
Диагностика результативности усвоения темы «Холодный фарфор»
Итоговый тест
Какие материалы используются в технике «холодный фарфор»:
1.тайская глина
2. пластилин
3. пластик
Какие инструменты нужны при выполнении техники:
стек
ножницы
отвертка
зубочистка
Какие краски используются для окрашивания массы:
акриловые
пищевые красители
масляные краски
Чем отличается тайская глина от холодного фарфора:
пластичностью
статичностью
запахом
Срок затвердевания изделий из холодного фарфора:
1 день
2 дня
3 дня
Подчеркнуть правильные варианты ответов.
Диагностика результативности усвоения темы «Вышивка лентами»
Итоговый тест
Какие материалы используются при технике вышивки лентами:
канва
пяльца
ленты различной ширины и цвета
шнур
Какие инструменты нужны для вышивки лентами:
шило
ножницы
иглы
нож
Каким образом крепится лента на канве:
плоским швом
объемным швом
узлом
не крепится
Какие декоративные мотивы в основном используются в технике вышивки лентами:
1.растительные
2.анимэ
3. хохлома
4. авангард
Основные элементы стежков при выполнении вышивки лентами:
прямой
сам в себя
стебельчатый
шов-петля
Как называется неаккуратная изнанка работы при выполнении вышивки лентами:
газон
клумба
букет
грядка.
Подчеркнуть правильные варианты ответов.
Диагностика результативности усвоения темы «Роспись по ткани»
Итоговый тест
Какие красители используются при росписи по ткани:
1.анилиновые краски
2. акриловые краски
3. текстильные маркеры
4. контуры по ткани
Какие ткани используются в работе:
шёлк
ситец
джинсовая ткань
мех
Разновидности батика:
горячий батик
холодный батик
свободная роспись по ткани
узлистый
Из чего готовится контур для холодного батика:
резиновый клей + очищенный бензин
пва
ацетон + клей «момент»
парафин
Какими историческими красителями окрашивались первые ткани:
сок растений, ягод
уголь
глина
камни
Каким образом ухаживать за окрашенными в технике «батик» вещами?
стирать вручную
подвергать хим.чистке
стирать с другими вещами
Как скоро смывается с одежды текстильный маркер:
через месяц
через полгода
не смывается, так как основа его-анилин.
Подчеркнуть правильные варианты ответов.
Диагностика результативности усвоения темы «Роспись по стеклу», темы «Витраж»
Итоговый тест
Какие материалы используются в технике «роспись по стеклу»:
1.. краски акриловые
2. контуры по стеклу
3. фактурные краски
4. текстурные пасты
Какие материалы используются для техники «Витраж»:
витражные краски
контуры по стеклу
объемные контуры
«медная проволка»
Последовательность выполнения «витража»:
эскиз + контур +краска
краска+контур+эскиз
эскиз+краска
Последовательность выполнения росписи по стеклу:
1.эскиз + контур +краска
2.краска+контур+эскиз
3.эскиз+краска
Можно ли использовать для еды расписанные в данных техниках стаканы, тарелки и т.д:
нет
да
иногда для холодных блюд
Срок износостойкости изделий в технике «витраж» и «роспись по стеклу»
1 год
2 месяца
3 года
бесконечность
Подчеркнуть правильные варианты ответов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ