ЭССЕ Составляющие профессионального успеха современного педагога



ЭССЕ


Составляющие профессионального успеха современного педагога






Вот уже двадцатый пятый раз первого сентября я начинаю новый учебный год. И снова задаю себе вопрос: « Существуют ли в природе идеальные учителя и каков он – профессиональный успех учителя?»

Ученые и практики пытались определить, каким должен быть идеальный учитель. Так, по Я.А.Коменскому, учитель является "живым образцом" подлинного человеческого и гражданского отношения к ребенку. И.Г. Песталоцци считал важнейшим условием результативной работы школы нравственную личность учителя, а основным средством воспитания—любовь к детям, утверждая, что методы, формы и пр. всегда были лишь следствиями этой любви. Учитель русских учителей, К.Д.Ушинский, полагал, что деятельность учителя своеобразна прежде всего потому, что направлена на человека, представляющего собой сложнейшее природное и социальное существо. По Л.Н..Толстому, классическая формула "совершенного учителя" складывается из двух компонентов — любви к делу и любви к детям. А.С.Макаренко утверждал в теории и на практике, что учитель может решить педагогические проблемы лишь в том случае, если он будет принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным. В.А.Сухомлинский работу учителя называл "мудрым проникновением в духовный мир воспитуемого", активным руководством сложной, многогранной жизнью питомца. Школа — самое творческое место на земле. В ней можно из любого ребёнка вырастить доброго, отзывчивого, честного человека, дать расцвести таланту. Но как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и

юности стали для каждого человека точкой опоры на всю последующую жизнь?

Основная цель школьного обучения — формирование личности. Поэтому, прежде всего, в ученике надо видеть человека, раскрыть положительные черты каждого ученика.

Учитель не может не любить детей. Великая сила любви должна двигать учителя, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Мне восполнились слова Д. И. Менделеева, который констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, писал: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». Это конечно профессиональный успех нашего гениального соотечественника.

Ещё один пример. 1969 год. Столетие со дня открытия Периодического закона Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Ленинград, Менделеевский съезд. Собрались выдающиеся химики мира. По традиции на Менделеевских съездах вручается золотая медаль и диплом им. Д. И. Менделеева за лучшую научную работу. В тот год её присудили академику Николаю Михайловичу Жаворонкову. В конце своего двадцатиминутного доклада Николай Михайлович попросил у делегатов съезда разрешения пригласить на сцену одного из гостей. Из зала поднялся старичок весьма преклонных лет. Николай Михайлович представил его: «Это мой школьный учитель, заставивший и меня полюбить химию. Я хочу в знак признательности золотую медаль свою передать

ему вместе с самыми лучшими пожеланиями здоровья и долгих лет жизни!» Зал встал и устроил настоящую овацию Школьному Учителю. Аплодировали академики и членкоры, профессора и доценты, инженеры и научные сотрудники, все зарубежные гости. Растроганный старик сказал только одну фразу: «Ради этого стоило жить!» Большего профессионального успеха трудно себе представить.

Успешность деятельности любого учителя зависит от степени его профессиональной подготовки и переподготовки, от сформированности системы собственных взглядов, смыслов, позиций, наличия профессионально-личностной « Я» -концепции.

Известный американский психолог Роберт Стернберг в своей трёхкомпонентной теории интеллекта даёт такое определение успешности: «...это способность человека достигать в жизни уровня заданных личных стандартов, обусловленного конкретным социально-культурным контекстом».

В этом определении, как мне кажется, отмечены составляющие профессионального успеха: высокое мастерство, достойные результаты, общественное признание.

Мастерство учителя, на мой взгляд, не только в совершенном владении методиками преподавания своего предмета и развитыми коммуникативными навыками. Мастерство современного учителя заключается в создании положительной учебной мотивации, развитии мыслительных способностей, создании ситуации успеха для каждого, развитии у детей потребности в учении, сохранении их здоровья, обеспечения комфортного состояния на уроке. Главным учительским принципом, я считаю, должно быть доверие к ученику, ибо глубоко убеждена в том, что оно и ученика в свою очередь располагает доверять учителю. Только в этом случае педагог может рассчитывать на то, что те мысли, идеи, которые он хочет донести до своих

питомцев, будут восприняты и усвоены ими глубоко и всерьёз, а не формально.

Если же учитель обладает таким мастерством, а оно приходит с опытом, то, несомненно, придут и результаты. Будут и победы на олимпиадах и конкурсах, будет признание и уважение коллег. Но главное, по-моему, будет виден интеллектуальный рост учеников. Мы растим человека и должны сделать его счастливым, а значит, и себя тоже. И если все ратуют за учение с увлечением, то обучение обязательно должно быть с любовью. Воспитание без любви и дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним — это блуждание в потёмках. Я глубоко уверена, что главным результатом труда учителя является формирование мыслительной способности ученика, сбалансированное формирование его сознания и самосознания.

Что же касается общественного признания, оно, конечно, очень важно.

Важно, чтобы труд учителя был оценен обществом, должны быть награды и благодарности, ведь педагог выполняет важнейший социальный заказ – обучает молодого человека нравственным нормативам и законопослушанию.

Но ни одна награда не заменит слов благодарности от своих учеников. Мне хотелось бы пожелать всем учителям испытать хотя бы толику того признания, которое получил школьный учитель академика Н.М. Жаворонкова.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ