Формирование толерантности на уроках истории и обществознания

Формирование толерантности на уроках истории и обществознания.

Процессы интеграции и глобализации и возрастающая с каждым годом мобильность населения земного шара превращает большинство стран в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур.

С другой стороны, возникают и процветают идеи изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наше неумение или нежелание жить рядом с непохожими на нас самих людьми делает реальным предположение о том, что в скором будущем культурные различия могут стать главным источником враждебности между людьми. Все это всегда было актуально для России страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Страны с множеством проблем в межкультурных отношениях. Об этом свидетельствуют, в том числе, страницы современной истории страны.

Ведущей задачей учебного процесса в школе является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. В связи с этим перед учителем истории и обществознания стоит цель постоянной и целенаправленной работы в данном направлении.

Поэтому на первый план в преподавании предметов истории и обществознания должен выходить не когнитивный (знаниевый), а личностный компонент. А формирование и воспитание толерантности является одной из важных составляющих повседневной деятельности педагога на уроках.

Так что же такое толерантность? В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дается следующее определение: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой деятельности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Эту работу необходимо проводить системно. Урок за уроком учитель должен доносить до учащихся идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением относиться к ценностям других людей.

Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:

  • признавать разнообразие позиций и мнений;

  • воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;

  • способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;

  • представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.

Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

При этом не следует забывать, что в формировании толерантности обязательно должны присутствовать и взаимодействовать два взаимодополняющих аспекта. Во-первых, нормативно-правовой, который определяется и устанавливается государством. А во-вторых, этико-нормативный, который отражает не только исторически сложившиеся системы социальных норм и ценностей, но и обращает внимание на современные тенденции развития общества.

У формирования толерантности на уроках истории и обществознания есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании представления о многообразии культур в России и мире; в воспитании позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; в создании условий для интеграции учащихся в культуру других народов; в развитии умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; в воспитании в духе мира; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и культуре других народов; в создании мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Формирование и воспитание толерантности на уроках истории и обществознания возможно при использовании деятельностного (построение процесса обучения через специально организуемую деятельность учащихся), ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении принципов уважительного отношения к личности ребенка, культуросообразности и принципа связи формирования толерантности с жизнью.

В качестве средств формирования толерантности выступают:

  • конструирование содержания образования на уроках истории и обществознания;

  • отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания;

  • проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося;

  • педагогическая поддержка учащихся;

  • организация образовательного пространства.

В ходе изучения Истории Древнего Мира в 5 классе и Истории Средних веков в 6 классе учащиеся знакомятся с многообразием этнических, религиозных и культурных традиций многочисленных народов, заселявших нашу планету в древности и в эпоху Средневековья. К тому же история пестрит примерами того, как взаимообогащение двух резко различавшихся культур приводило к расцвету искусства и служило толчком к обретению новых знаний. Так, начиная с XIII века, на архитектуру и живопись Индии оказало большое влияние искусство мусульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы — мавзолеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочетались индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты. В свою очередь арабы заимствовали индийские цифры, что привело к научным открытиям не только в математике, но и в астрономии. Используя эти примеры, учитель призывает учащихся интересоваться не только культурой своего народа, но и поближе знакомиться с достижениями народов всего мира.

Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Например, при изучении в 6 классе темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указываем на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву.

Большая роль в формировании толерантности отводится при изучении национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей Урала, народов, его заселявших, их традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости.

В каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.

Тема «Духовная сфера общества» раскрывает духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.

Тема «Правила и нормы поведения в обществе» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

В темах «Семья» и «Ребенок в семье» рассматриваются вопросы формирования межпоколенной толерантности и отчасти гендерной толерантности, что также имеет важной значение при воспитании гармонично развитой личности.

Таким образом, формирование толерантности на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, отчуждения и ненависти по отношению к другим народам, вероисповеданиям; противостоять получившему распространение в последние годы национализму; способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ