Формирование успешной личности младших школьников по средствам нравственного воспитания в коррекционной школе VIII вида
Формирование успешной личности младших школьников по средствам нравственного воспитания в коррекционной школе VIII вида.
Н.В.Фокина, воспитатель,
Бейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Модернизация современной образовательной системы затронула все элементы образования. Это отвечает, прежде всего, запросам государства и общества. Сегодня обществу требуется не ученик, напичканный академическими знаниями, который не всегда бывает успешным в жизни, а своеобразный «новый человек» - инициативный, творческий, умеющий жить в постоянно изменяющемся мире. Поэтому современная школа и современный педагог должны решать не только задачу выполнения государственного образовательного стандарта, но и в значительной степени овладения учениками опытом социально значимой деятельности. На первый план выходит не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка осваивать и присваивать способы познания.
Сложившаяся ситуация требует от педагога изменения подхода к ученику. Ребенок должен стать полноценным участником образовательного процесса. А для этого необходимо формировать именно социальные качества ученика: умение ставить и осознанно решать проблемы, овладевать социально значимым опытом. Каждый ребенок должен почувствовать свою успешность в школе. Именно это позволит ему перенести значимый опыт деятельности в повседневную жизнь.
Школа должна стремиться выпускать из своих стен нового человека, который бы соответствовал параметрам модели личности. Модель успешной личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
В своей работе воспитателя я также стараюсь воспитать успешную, адаптированную личность, делая большой акцент на нравственное воспитание.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.
Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать.
Проблема нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальна. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.
Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации. Подготовить учащихся к активной жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Ребята приходят в школу из семьи с низким уровнем воспитанности. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований педагогов и родителей. Поэтому работа воспитателя состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.
В своей работе я использую непосредованный и опосредованный методы обучения. К непосредованному обучению относятся беседы, воспитательные часы, праздники. Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.
Ребята принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, что способствует воспитанию у них нравственных качеств личности, любви к Родине, уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи. Во время подготовки и проведения праздника, посвященного «Дню Матери», ребята заранее разучивали стихи, приготовили открытки своими руками, для своих мам.
Участие детей в праздниках - это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психо-эмоционального состояния. Ведь не секрет, что большинство детей, обучающихся в школе, далеки то мира искусства, живущие зачастую в проблемных и асоциальных семьях, ограничены домом, двором, улицей.
К опосредованному методу относятся мероприятия, направленные на закрепление у детей тех качеств личности, которые прививаются во время бесед, воспитательных часов. При посещении столовой, общественных мест, во время экскурсий воспитатель направляет поведение детей в нужное русло, создает ситуации, в которых ребятам приходится закреплять все полученные ранее знания, умения и навыки на практике.
Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Главное в работе воспитателя – это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.
В своей работе я всегда стараюсь учитывать место каждой обучающей ситуации, и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности младшего школьника.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ