Формирование ЗОЖ в современной школе

Формирование основ здорового образа жизни в современной школе

Лукичева Татьяна Анатольевна

МБОУ «СОШ № 41 г.» Белгород

Укрепление и сохранение здоровья школьников и приобщение их к здоровому образу жизни - это одна из задач современной педагогики. В настоящее время в отечественной науке существуют разнообразные подходы к определению понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». В официальных документах Всемирной организации здравоохранения, под понятием «здоровье» понимается состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Французский философ Мишель Монтень утверждает: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Таким образом, каждый человек должен дорожить и сохранять свое здоровье.

Известно, что основными факторами здоровья современного школьника являются генетические факторы, экология, условия проживания, материальный достаток в семьи, медицинская помощь. Сам человек должен иметь активную позицию по отношению к собственному здоровью и прикладывать постоянные усилия для его сохранения и укрепления. Передать знания ребенку о здоровье и здоровом образе жизни учителю возможно лишь тогда, когда он сам владеет знаниями о здоровом образе жизни [5, с.3].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем [3, с.179].

Здоровый образ жизни не может появиться сам по себе, он формируется у человека в результате определенного педагогического воздействия и влияния семьи. Поэтому надо больше уделять внимание профилактической работе с обучающими в плане пропаганды здорового образа жизни и осознанного отношения учащихся к сохранению собственного здоровья.

С переходом из класса в класс ухудшается здоровье школьников. Число здоровых детей за период обучения с 1 по 8 класс уменьшается в четыре раза. Если в первом классе обучается 25% здоровых детей, то в третьем их – 19%, в девятом 9 %, а в одиннадцатом- 6 %. Обучающие страдают различными хроническими заболеваниями, повышенным давлением, нарушением осанки, наблюдается снижение зрения [4, с.4].

Одна из причин этого: нездоровый образ жизни семьи, отсутствие режима труда и отдыха, неполноценное питание. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения и отдельно каждого ребенка- это комплексная проблема системы образования и отдельно взятой школы, ее грамотного взаимодействия с семьей и др социальными институтами. Именно в школьном возрасте формируется база здоровья на всю дальнейшую жизнь и имеющие проблемы со здоровьем или вредными привычками могут быть успешно преодолены.

В настоящее время особую опасность представляет гипокинезия (недостаток движения), которая влияет на работоспособность школьника, способствует росту заболеваниям, подрывает физические и духовные силы ребенка. Состояние человека зависит от многих факторов, среди которых – образ жизни. Занятие физической культурой и спортом - вот одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Спортивные занятия помогают обучающимся снять утомление после интеллектуальной деятельности, что способствует физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья

Спорт и физические упражнения не только непосредственно влияют на растущий организм ребенка, но и приобретают особо важное значение в формировании привычек здорового образа жизни. Совсем непросто привлечь детей и подростков к регулярным занятиям спортом и увлечь идеей здорового образа жизни. Старые подходы решения этих проблем, основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое. Выходом из создавшей ситуации заключается в формировании у детей и подростков нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья. Необходимо изменить подходы в организации оздоровительной работы с помощью первичной профилактики- формирования у школьников знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Для того чтобы хорошо учиться и преодолевать все трудности школьной жизни, ребенок должен быть здоров. Поэтому, одна из главных проблем школьного современного образования состоит в том, чтобы помочь обучающемуся осознать, что здоровье – это главная ценность человека, которую надо беречь и ценить начиная с раннего возраста. Научить ребенка жить в гармонии с собой, справляться со стрессами и учебными нагрузками, не исчерпывая при этом ресурсы своего здоровья.

Формирование основ ЗОЖ связано с духовно- нравственным воспитанием, личностным развитием воспитанника, культурой межличностного общения [1,с.38-39]. Быть здоровым- это стремление любого человека. Только духовно развитый и здоровый человек счастлив: он получает удовольствие от жизни, ценит ее, самосовершенствуется, достигая удовлетворения от учебы и работы.

Необходимо обратить внимание на следующие факторы риска у детей и подростков: малоподвижный образ жизни, ожирение, курение. Потребность у младших школьников в среднем равна 21- 24 тысяч шагов в день. Активность у школьников начальных классов значительно меньше нормы, вследствие напряженной работы или длительного пребывания в неудобной позе за партой вызывают у ребенка неприятные ощущения, которые проявляются в снижении дисциплинированности и повышении двигательной активности.

Для того чтобы предупредить или снять утомление у детей и повысить работоспособность на уроке, необходимо проводить учителю физкультурные минутки и паузы. Сочетание физической и умственной активности снимет психоэмоциональное напряжение у школьников. Для того чтобы преодолеть двигательный голод, следует соблюдать режим дня, выполнять утреннюю гимнастику, совершать пешие прогулки, принимать участие в подвижных играх на свежем воздухе, принимать посильное участие в общественно- полезном труде.

Особо следует обратить внимание на эмоциональный аспект здорового образа жизни ребенка. Данные технологии помогают воспитанникам поддерживать эмоциональное равновесие, умение контролировать свои эмоции.


Список литературы:

  1. Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды// Педагогика 2012.№ 3

  2. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/ Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград:Учитель, 2012.

  3. Здоровьесберегающие педагогические технологии/ А.М. Митяева,-М. Академия, 2008.

  4. Педагогическая валеология/. Кукушин В.С.- М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д, 2005.

  5. Торыбаева Ж.З. О педагогических технологиях формирования здорового образа жизни школьников// Педагогика -2012. № 5

  6. Формирование здорового образа жизни.5-11 классы: классные часы/Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ