Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу все знать»

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СКИРО ПК и ПРО














Программа по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления


«Хочу все знать»





Срок реализации: 1 год

Рассчитана: на детей 6,5 – 7,5 лет








Составили:

Бесмельцева Д.А.,

учитель начальных классов МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды


Бояринцева Н.В.,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 6 с. Солдато-Александровского

Советского района


Масликова В.В.,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 10 с. Солдато-Александровского

Советского района


Ушакова Н.И.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды








г. Ставрополь

2011 г.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.  

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность данной программы позволяет реализовать востребованные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи программы:

- Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;

- Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;

- Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

- Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:


  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


В результате реализации программы «Хочу все знать!» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.


В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).


Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.


Сроки реализации программы: 1 год


Программа рассчитана на детей 6,5 – 7,5 лет

Формы и режим организации занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа за год) в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


Итоги реализации программы «Хочу все знать!» могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Тематическое планирование


п\п

Тема

Количество

часов

В том числе

Теория

Практика

  1. Вводный курс 8

1.

Проект? Проект!

1

1


2.

Как выбрать тему проекта?

1

1


3.

Какими могут быть проекты?

1

1


4.

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

1


5.

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

1


1

6.

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

1


1

7.

Выдвижение идеи и постановка проблемного вопроса.

1

1


8.

Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей

1


1

  1. Математика 5

9-10.

Цифры в русских народных сказках и пословицах

2

1

1

11-12.

Единицы измерения в Древней Руси

2

1

1

13.

Защита и представление проектов по разделу «Математика»

1


1

  1. Окружающий мир 5

14-15.

Домашние животные вокруг нас

2

1

1

16-17.

Моя родословная


2

1

1

18.

Защита и представление проектов по разделу «Окружающий мир»

1


1

IV. Литературное чтение 5

19-20.

Что значат наши имена

2

1

1

21-22.

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке)

2

1

1

23.

Защита и представление проектов по разделу «Литературное чтение»

1


1

V. Краеведение 5

24-25.

Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье

2

1

1

26-27.

Традиционные детские игрушки народов моего края

2

1

1

28.

Защита и представление проектов по разделу «Краеведение»

1


1

VI. ИЗО и художественный труд 5

29-30.

Изготовление игрушки из глины

2

1

1

31-32.

Что такое оригами

2

1

1

33.

Защита и представление проектов по разделу «ИЗО и художественный труд»

1


1

Итого:

33

15

18



Содержание программы:


  1. Вводный курс.

  1. Проект? Проект!

Беседа о проектной деятельности. Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?


  1. Как выбрать тему проекта?

Диагностика интересов и способностей учащихся. Дискуссия «Что мне интересно».

Выбор вариантов тем для исследования.


  1. Какими могут быть проекты?

Презентация проектов учителем. Коллективное обсуждение видов проектов. Выбор

учащимися наиболее эффективных вариантов раскрытия темы.



  1. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

Экскурсия в библиотеку. Практическое занятие по выбору литературы, необходимой для реализации проекта. Обсуждение альтернативных источников получения информации (интернет).


  1. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

Практическое занятие по самостоятельному поиску информации по заданной теме.


  1. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

Учебная игра (групповое занятие) по планированию совместной

деятельности для подготовки проекта.


  1. Выдвижение идеи и постановка проблемного вопроса.

Виртуальная экскурсия «Достопримечательности моего города».

Практическое занятие по постановке проблемных вопросов для проектов.


  1. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей.

Экспедиция в краеведческий музей города (села) для реализации цели

познания и осознание важности исследовательской деятельности.


  1. Математика

    1. Цифры в русских народных сказках и пословицах

Круглый стол «Число и цифра в русских народных сказках и пословицах».

Постановка проблемы, разработка плана исследования. Изготовление книжки-малышки по выбранной теме.


11-12. Единицы измерения в Древней Руси

Беседа «Единицы измерения в древности и в наше время». Соотношение единиц измерения в древности и в наше время, на конкретных примерах. Презентация учителя. Изготовление коллективного сборника «Цифры в нашей жизни».


13. Защита и представление проектов по разделу «Математика».

Каждая группа представляет свой проект. Обсуждение значимости проведенных исследований. Анкетирование «Что я узнал?».



  1. Окружающий мир

14-15. Домашние животные вокруг нас

Беседа «Мой домашний питомец». Выставка рисунков «Домашние животные в жизни человека». Дискуссия по постановке проблемного вопроса. Разработка плана исследования.


16-17. Моя родословная

Дискуссия «Моя семья – мое богатство». Сюжетно-ролевая игра «Семейные ситуации». Беседа по постановке проблемного вопроса. Разработка плана исследования. Оформление проекта «Мое семейное древо».


18. Защита и представление проектов по разделу «Окружающий мир».

Каждая группа представляет свой проект. Обсуждение значимости проведенных исследований. Диагностика «Семейные ценности».


  1. Литературное чтение


19-20. Что значат наши имена

Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим).



21-22. Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке)

Игра-пантомима «Угадай животное». Викторина «Животные в русских народных сказках». Разработка плана исследования. Оформление проекта «Животные в сказках».


23. Защита и представление проектов по разделу «Литературное чтение»

Каждая группа представляет свой проект. Обсуждение значимости проведенных исследований. Анкетирование «Что нового я узнал?»


  1. Краеведение

24-25. Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье

Презентация учителя «Семейные традиции». Деловая игра «Роли в семье».

Разработка плана исследования. Оформление проекта «Традиции моей семьи».


26-27. Традиционные детские игрушки народов моего края

Экскурсия в краеведческий музей. Беседа о традиционных особенностях игрушек своего края. Рассказ «Моя любимая игрушка». Разработка плана исследования. Оформление проекта «Игрушки нашего края».


28. Защита и представление проектов по разделу «Краеведение»

Каждая группа представляет свой проект. Обсуждение значимости проведенных исследований. Анкетирование «Что нового я узнал?»


  1. ИЗО и художественный труд

29-30. Изготовление игрушки из глины

Беседа с презентацией «История создания игрушки». Изготовление игрушки и ее роспись. Разработка плана исследования. Оформление проекта «Технология изготовления игрушки из глины».


31-32. Что такое оригами

Беседа с презентацией «История происхождения оригами». Практическая работа «Складывание фигур из бумаги». Оформление проекта «Технология изготовления игрушки в технике оригами».


33. Защита и представление проектов по разделу «ИЗО и художественный труд»

Каждая группа представляет свой проект. Обсуждение значимости проведенных исследований. Анкетирование «Что нового я узнал?»


Методическое обеспечение программы


Материально-технический ресурс:

-фото -,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами исследовательской деятельности и/или специалисты по данному направлению, не являющиеся педагогами;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы мог использовать навыки исследовательской деятельности.

Информационно-методический ресурс:

-школьный музей;

-городской краеведческий музей;

-городская детская библиотека;

-Дом детского творчества;

-школьный сайт;

- средства интернет.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

2. Горский, В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] / В.А. Горский// Стандарты второго поколения.- Москва,2010.-С.15.


3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [ Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения. Пособие для учителя.- Москва,2010.- С.25.


4. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] /

Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. .- Москва,2010.- С.40.


5.Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995


6.Дик, Н.Ф. Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в 1-2 классах.

[ Текст] / Н.Ф. Дик// Государственные стандарты второго поколения. Москва,2010.- С.15-45.


7. Дик, Н.Ф., Белостоцкая, Н.Ф. Школа полного дня. Целый день идет игра! [ Текст] / Н.Ф. Дик// Игровые технологии обучения и воспитания. Государственные стандарты второго поколения. Москва, 2010.- С.5-27.

8. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

9.Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.

10. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45

11. Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

12. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

13. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 4

14. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.]; под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.



15.Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития, 2002

16. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.

17.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

18. Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. [Текст] //Директор школы, № 3, 1998

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы для учителя

http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».



Для обучающихся:

1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах

2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.

3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

Интернет-ресурсы для обучающихся:

Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/

Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru  

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- - www.issl.dnttm.ru  

Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ