Индивидуальная программа педагогического поиска "Развитие речи младших школьников с билингвизмом"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
индивидуальная программа педагогического поиска
индивидуальная программа педагогического поиска
Автор: учитель-логопед И.В.Проворова
г. Нефтеюганск
2012г
Обоснование выбора темы
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные школы, является значительное число детей с билингвизмом. Экономическая нестабильность влияет на миграционные процессы. В последние годы увеличилось число эмигрантов, у которых уровень владения русским языком различен, вплоть до полного незнания русского языка. В нашем городе нет специальных школ для данной категории детей, следовательно, они вынуждены посещать массовую школу.
На основании письма Министерства образования от 7 мая 1999 г. РФ № 682/1112 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» работа с такой категорией детей должна проводиться в первую очередь учителями начальных классов и учителями русского языка.1 Но мы имеем такую категорию детей-билингвов, у которых языковой барьер сочетается с другими трудностями: наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии. В свою очередь, все вышеперечисленные проблемы препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной логопедической помощи.
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», «в логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи: фонематическое недоразвитие речи нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи)».2 Следовательно, учащиеся с языковым барьером, которые имеют указанные речевые нарушения, зачисляются на логопункт наравне с русскоязычными детьми.
Стойкая неуспеваемость и трудность школьной адаптации, у детей с билингвизмом, является одной из наиболее острых проблем. Для ребенка-билингва, процесс овладения новым языком – это коренная перестройка мышления. Известно, «чем беднее процесс формирования речи, тем хуже овладеет ребенок письмом». 3Незнание русского языка вызывает значительные затруднения у младших школьников с двуязычием, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их адаптации в целом.
Из вышеизложенного следует, что успешное обучение зависит от речевого развития ребенка. Только целенаправленная работа с учетом комплексной структуры процесса будет способствовать улучшению качества обучения детей с языковым барьером.
Гипотеза: если в работе использовать методики учитывающие особенности двуязычных детей, учащемуся будет легче адаптироваться в двуязычной среде, что в свою очередь поможет дальнейшему обучению.
Цель работы: формировать понимание русской речи, через лексические темы, предложенные в методике Н.А.Румега
Задачи:
определить уровень экспрессивной и импрессивной речи;
формировать положительную учебную мотивацию учащихся к логопедическим занятиям;
развивать связную речь через лексические и грамматические темы, с использованием тематических словарей С.А.Васильевой4;
провести профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи;
изучить результаты коррекционной работы, определить задачи на следующий период коррекционной работы.
Структура коррекционного воздействия
Коррекционная работа делится на несколько этапов:
I этап – Диагностический (сентябрь)
Обоснование: Ребенок, который не только плохо говорит по-русски, но и не справляется с заданиями, требующими понимания русской речи, будет испытывать трудности в обучении.
Логопедическая работа не может быть эффективной, если не выявлены настоящие причины, влияющие на уровень понимания русского языка. Но так как наиболее достоверные сведения об уровне развития русского языка у детей-билингвов можно получить, проведя обследование, была определена задача диагностического этапа работы.
Задача: определить уровень экспрессивной и импрессивной речи
№
Виды диагностики
Автор методики
Приложения
1
устная речь учащихся
Н.А.Румега
Приложение № 1
3
подвижность артикуляционного аппарата
Н.С.Трубникова
Приложение №2
5
потенциальная возможность ребенка с языковым барьером
Беседы обиходно-бытового характера
II этап – Подготовительный (октябрь)
Обоснование: Если учащийся не понимает всю важность и пользу логопедических занятий, коррекционное воздействие будет безуспешным. Следовательно, необходимо заинтересовать детей, научить бесконфликтно общаться, работать сообща.
Задача: формировать положительную учебную мотивацию учащихся к логопедическим занятиям;
Направления работы:
формировать умение внимательно слушать и слышать логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
формировать полноценные предпосылки к обучению детей-билингвов русскому языку;
формировать навыки общения на русском языке;
обучить умению работать в группах;
развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
развивать артикуляционную моторику и фонематическое восприятие;
III этап – Коррекционный (II – III четверть)
Обоснование: Чем беднее процесс формирования речи, тем хуже овладеет ребенок письменной речью и чтением. Поэтому изучение всех базовых параметров русского языка должно проходить в рамках лексических тем. Это позволит сосредоточить внимание учащихся на грамматической теме и параллельно обогащать словарный запас, расширять картину представлений об окружающем мире.
Задача: развивать связную речь через лексические и грамматические темы
Направления работы:
обогащать и уточнять словарный запас учащихся;
развивать представление об окружающем мире;
формировать навыки словообразования и словоизменения;
обучать правильному грамматическому оформлению предложения;
формировать умение анализировать и оценивать продуктивность собственной деятельности;
развивать отдельные стороны психической деятельности;
развивать просодическую сторону речи (отработка интонации голоса при помощи логических ударений, интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления и др.).
(Приложение №3)
IV этап - Профилактический (IV четверть)
Обоснование: Языковой барьер в сочетании с нарушениями восприятия фонем присутствующих в обоих языках и фонем русского языка; с нарушениями лексико-грамматического строя речи; с нарушениями оптико-пространственного ориентирования и др., имеет неблагоприятный прогноз обучения. У таких детей может наблюдаться ряд специфических ошибок па письме. Поэтому важным является своевременное коррекционное воздействие.
Задача: провести профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.
Направления работы:
развивать мелкую моторику пальцев рук;
формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать зрительно-пространственное восприятие, зрительную память и внимание;
развивать функциональные предпосылки письменно-речевой деятельности;
формировать умение аккуратно списывать и писать под диктовку;
закрепить умение находить и исправлять допущенные на письме ошибки;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь.
(Приложение №4)
V этап – Контролирующий (I – II неделя мая)
Обоснование: Эффективность работы можно отследить по данным, полученным в результате первичной и вторичной диагностики.
Задача: изучить результаты коррекционной работы, определить задачи на следующий период коррекционной работы.
Направления работы:
уточнить развитие речевых навыков и функций, необходимых для дальнейшего обучения;
изучить предпосылки, связанные с восприятием речи в объеме кратковременной памяти, уровень развития хранения языковых правил;
уточнить уровень развития сукцессивных способностей, способностей к концентрации, распределения и переключения внимания;
обследовать развитие познавательных процессов и состояние высших психических функций;
обработка результатов обследования, планирование дальнейшей коррекционной работы.( Приложение №5)
Продолжительность и структура занятий
Продолжительность каждого занятия 40 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Начало курса занятий четвертая неделя сентября. Количество занятий может варьироваться, с учетом актированных дней и карантина. Учитывая возможности и уровень развития данных детей, курс рассчитан на 2-3 года обучения.
Для того, чтобы создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к обучению, занятия планируется проводить в игровой форме.
В настоящее время в коррекционной педагогике мало специальных методик, пособий, дидактических технологий, которые учитывают особенности детей с языковым барьером. Поэтому структура занятий будет базироваться на разработках Н.А.Руменга5и на методиках П.И.Харакоза6(Глава 3. Методика развития русской речи).
Литература
1
АСТ, М., - 2002г. «150 тестов, игр, упражнений»
2
Беляева А.И. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
3
Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — С.23-26.
4
Р.Е.Левина. Недостатки чтения и письма у детей.
5
Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией В.С.Кукушкина./Н.А.Румега – глава 6 - М., 2004г
6
Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
7
Трубникова Н.М.. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие/Екатеринбург, 1998г.
8
Харакоз П.И.. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе. – Фрунзе., 1962г
Приложение №1
Н.А.Румега
Диагностика устной речи
Вид диагностики
Инструкция
Цель диагностики
1
2
3
1. Вводная беседа (Общие сведения о себе, своей семье; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке говорит)
Понимание обращенной речи
Давай мы с тобой побеседуем. Я буду тебя спрашивать, а ты – отвечать.
Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй (Покажи, где нарисована…)
Выявить особенности экспрессивной диалогической речи, понимание речи, ориентировка во времени, социальная ориентировка.
Определение уровня понимания отдельных слов, простых и сложных грамматических конструкций
2. Исследование звукопроизношения
Повторяй за мной. (Предлагаются слоги, содержащие звуки, которые присутствуют в родном языке)
Выявление дефектов звукопроизношения
3. Активный словарь
Я тебе буду показывать картинки, а ты называй, кто или что изображено на них.
Определение уровня активного словарного запаса
4. Обобщающие понятия
Посмотри на картинку и назови предметы, одним словом
Определение уровня владения навыками классификации
5. Связная речь
Предлагается серия картинок. Разложи картинки в определенном порядке, затем попробуй придумать интересную историю.
Определение смысловой целостности рассказа, его лексико-грамматического оформления и степени самостоятельности выполнения задания.
6. Грамматический строй
Придумай предложение по картинке.
Выявление особенности фразовой речи, наличие аграмматизмов
Обработка результатов
Ф.И.
ребенка
Понима
ние обращн
ной речи
Звуко
произношение
Актив
ный словарь
Обобщающие понятия
Связная речь
Грамма
тические конструк
ции
Ситуатив
ная речь
- низкий уровень
- средний уровень
- достаточный уровень
Приложение № 2
(Н.С.Трубникова)
Обследование подвижности артикуляционного аппарата
Вид диагностики
Содержание задания
Цель диагностики
1
2
3
Инструкция проводиться по показу, затем по словесной инструкции
Исследование двигательной функции губ
Сомкнуть губы;
Округлить губы – под счет до пяти;
Вытянуть губы в трубочку – под счет до пяти;
Растянуть губы в «улыбочке»;
Чередовать «дудочку» и «улыбочку».
Отмечаются: правильность выполнения; есть ли наличие содружественных движений; наличие тремора,саливации.
Исследование двигательной функции челюсти
Широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;
Сделать движение нижней челюсти вправо, затем влево;
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед
Отмечаются: правильность выполнения; есть ли наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации.
Исследование двигательных функций языка
Положить широкий язык на нижнюю губу, на верхнюю губу – под счет до 5;
Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ;
Сделать язык широким, затем узким;
Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать по счет и опустить к нижним зубам;
Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза
Отмечается объем и качество движений; наличие гиперкинезов, тремор, саливация.
Исследование динамической организации движений
Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык за нижнюю губу, закрыть рот;
Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз : «и-а-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па-ка-та»
Чередовать упражнения «Дудочка», «Улыбочка»
Отмечаются: движения артикуляционного аппарата, объем движений; последовательность перехода от одного движения к другому;расторможенность.
Обработка результатов
Ф.И.
Подвижность губ
Подвижность челюсти
Подвижность языка
Динамическая организация движений
Приложение № 3
Обработка результатов по результатам I-го полугодия
(по лексическим темам)
Ф.И.
Животные
Детеныши животных
Части тела
Учебные принадлежности
Времена года
Овощи.
Фрукты.
- низкий уровень(более 5 ошибок)
- средний уровень (3 –4 ошибки)
- достаточный уровень (до 3 ошибок)
Приложение № 4
Обработка результатов по результатам IV четверти
1. Мелкая моторика пальцев рук;
2.навыки звукового анализа и синтеза слов;
3.зрительно-пространственное восприятие;
4.письменно-речевая деятельность;
5.умение аккуратно списывать
6.и писать под диктовку;
7.словарный запас;
Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
Обработка результатов по результатам 2-го полугодия
(по лексическим темам)
Ф.И.
Цветы, деревья
Одежда.
Обувь.
Семья
Профессии
Дом и его части
Транспорт
- низкий уровень(более 5 ошибок)
- средний уровень (3 –4 ошибки)
- достаточный уровень (до 3 ошибок)
Приложение № 5
Речевая карта
1. Данные
Фамилия, имя _________________________________________________________________
Возраст ______________________________________________________________________
Школа, класс _________________________________________________________________
Родной язык __________________________________________________________________
2. Анамнез ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Строение артикуляционного аппарата
Губы ________________________________________________________________________
Зубы _________________________________________________________________________
Язык _________________________________________________________________________
Небо _________________________________________________________________________
4. Общее звучание речи
а. Голос- тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый ________________________
б. Темп и ритм – замедленный, быстрый __________________________________________
в. Дикция – четкая, нечеткая, смазанная ___________________________________________
5. Логопедическое обследование
Наблюдение за поведением в процессе обследования
а. Работоспособность __________________________________________________________
б. Контакт ____________________________________________________________________
Зрительное восприятие:
а. Основные цвета _____________________________________________________________
б. оттеночные цвета ____________________________________________________________
Ориентация в пространстве _____________________________________________________
Ориентация во времени _________________________________________________________
Различие геометрических фигур _________________________________________________
Логическое мышление:
а. Выделение лишнего __________________________________________________________
б. Классификация предметов ____________________________________________________
Общая моторика _______________________________________________________________
Мелкая моторика ______________________________________________________________
Артикуляторная моторика:
а. Подвижность _______________________________________________________________
б. Удержание позы _____________________________________________________________
в. Тремор _____________________________________________________________________
г. Саливация __________________________________________________________________
6. Обследование связной речи
Составление рассказа по картинке ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок __________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пересказ _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Состояние словаря
Предмет и его части
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка __________________________________________
Стул: сидение, спинка, ножки ___________________________________________________
Часы: циферблат, цифры, стрелки, ремешок _______________________________________
Детеныши домашних и диких животных и птиц ____________________________________
Подбор антонимов:
Подбор антонимов:
Широкий ______________ высокий ________________ веселый _______________
Прямой________________ длинный ________________ светлый ______________
Сухой _________________ большой ________________ холодный _____________
8. Словообразование
стол ___________________ книга ___________________ воробей ________________
дом ____________________ ведро __________________ хлеб ____________________
ковер __________________ елка ____________________ топор __________________
Образование прилагательных от существительных:
Скамейка из дерева ___________________ тетрадь из бумаги ____________________
Сумка из кожи _______________________ кукла из резины ______________________
Шуба из меха ________________________ сок из клюквы _______________________
Образование притяжательных прилагательных:
Хвост (чей?) ___________ нора (чья?) ___________ шапка из меха зайца (какая?) ________
9. грамматический строй речи
Словоизменение:
Сущ. мн.ч. от сущ. ед.ч. коза ________ глаз _________ стул _________ пчела _________
Дерево ____________ ухо ___________ воробей __________ рот __________ дом ________
Окно __________ рукав ___________ мост ___________ ведро _________ перо __________
Грамматические представления:
а. произнесение скороговорок:
рыбки в аквариуме _____________________________________________________________
милиционер остановил велосипедиста ____________________________________________
сыворотка из- под простокваши __________________________________________________
Родовые окончания имен прилагательных:
Красивый девочка _______ злой собака ______ куриный яйцо ______ большая дом ______
Понимание грамматических конструкций:
Телега везет лошадь ____________ все старики будут когда-то молодыми ______________
10. Произношение звуков
Нарушенные звуки ____________________________________________________________________
Дифференциация звуков спонтанной речи: с –ш, з –ж, ть –ч, ч –щ, сь –щ, л –р и др.
11. Фонематический слух
Повторение слогов и слов:
Та –да –та __________ да –та –та __________ ка –га –ка __________кот –год –кот___________
Выделение ударного гласного в слове: Алик _____ Оля ______ Ира _____ утка ____ окна ______
Выделение последнего согласного: пух _______ кот _______ сок ________ нос ________
12. Произношение слов сложной конструкции
строительство ____________ велосипед ______________ милиционер ______________
водопроводчик ___________ регулировщик ___________ сковорода _______________
Воспроизведение предложений:
Водопроводчик чинит водопровод ___________ чистильщик чистит обувь _______________
13. Письмо
Образцы диктантов, списывание, анализ и синтез слов и предложений.
Пропуски букв, слогов, слов ____________________________________________________________
Перестановки ________________________________________________________________________
Замены букв _________________________________________________________________________
Ошибки в начертании ___________________ грамматич. ошибки ____________________________
14. Чтение
Техника чтения(побуквенное,послоговое,быстрое,угадывающее,с искажениямибукв,выразительн.)
Понимание прочитанного ______________________________________________________________
Ответы на вопросы по прочитанному ____________________________________________________
Умение обобщать и делать выводы ______________________________________________________
15. Логопедическое заключение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед ________________________ _______________ _____________ 20__г.
Перспективно-тематический план занятий по развитию речи детей с языковым барьером. (Н.А.Румега)
Грамматические темы
Лексические темы
Предполагаемый объем времени, час.
(до полного усвоения темы)
1
2
3
Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? Что?
Школа. Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные
3
Единственное и множественное число имен существительных. Числительные один, одна.
Учебные принадлежности. Домашние животные. Части тела.
4
Слова, обозначающие действия предметов
Дикие животные
2
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Дикие животные. Детеныши животных.
2
Согласование имени существительного и глагола в числе
На уроке. На перемене. В лесу.
3
Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени ед. числа в роде
Части суток. Режим дня. Времена года
4
Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу. Распространение простого предложения определением
Овощи. Фрукты. Одежда. Цветы. Деревья.
4
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Однородные определения
Овощи. Фрукты. Одежда. Мебель.
4
Местоимения мой, моя
Одежда. Семья. Игрушки.
2
Местоимения чей, чья
Животные. Одежда. Обувь. Профессии.
3
Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов
Повторение ранние изученных тем. Птицы. Продукты питания.
10
Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление рассказов по схеме.
Мебель. Дом и его части. Город. Транспорт.
10
Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера
Времена года. В саду. На огороде.
3
Составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме
Повторение
2
Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу. С опорой на картинки и без.
Повторение
2
1 Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией В.С.Кукушкина./Н.А.Румега – глава 6 - М., 2004г
2 Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
3 Р.Е.Левина. Недостатки чтения и письма у детей.
4 С.А.Васильева. тематический словарь в картинках./дидактические карточки по развитию речи// Допущено Министерством образования РФ.
5 Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией В.С.Кукушкина./Н.А.Румега – глава 6 - М., 2004г
6 П.И.Харакоз. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе. – Фрунзе., 1962г
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ