Родительское собрание "Выступление перед родителями дошкольников учителя – логопеда"
Выступление перед родителями дошкольников учителя – логопеда
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок добился в жизни значительных успехов. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребёнка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения:
· Общее недоразвитие речи;
· Нарушение процессов чтения и письма;
· Нарушение памяти;
· Низкую концентрацию внимания;
· Нарушение словесно-логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Решение логопедических проблем требует Вашего желания, веры и терпения. (памятка для родителей)
Здесь вы сможете ознакомиться с развивающими упражнениями.
Упражнение для свистящих звуков «с, з, ц»
1. «Сделать язык лопатой» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его под счёт от 1 до 10.
2. «Киска сердится» - улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд, как кошка выгибает спинку.
Упражнения для постановки звука [ л ]
«Наказать непослушный язык»
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5-6 раз, произнося «ля-ля-ля».
2. «Сделать язык лопатой», улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удержать под счёт от 1 до 5-10.
3. «Вкусное варенье»: слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (Нижней губой не помогать)
4. «Пароход гудит»: при открытом рте длительно произносить звук «Ы». Следить, чтобы кончик языка был внизу в глубине рта.
5. «Болтушка»: при открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала медленно, без голоса, затем убыстряя с голосом, пока не получится звук «бл-бл» (как индюк болбочет)
6. «Качели»: при открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка на нижние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-6 раз. Рот остаётся открытым.
7. «Пощёлкать кончиком языка»: при открытом рте пощёлкать кончиком языка сначала медленно, затем быстрее. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Для постановки звука [л] можно зажать язык между зубов и тянуть звук [ы] – будет слышаться межзубное [л]. Затем добавить гласные звуки (а, о, у – будут слышаться слоги [ла], [ло], [лу]). На втором этапе необходимо тренировать звуки в словах в начале, середине и конце слова.
Упражнения для постановки звука [ р ]. А если вы сами хотите попробовать научить своего малыша говорить звук «Р», то я посоветую начать все же с подготовительных упражнений и с артикуляционной гимнастики.
Подготовительные упражнения
Для выработки напора воздуха:
- Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Для языка.
- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
- Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
Артикуляционная гимнастика
«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться
«Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Посчитаем верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.
«Комарик» - Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».
Ну вот, ваш язычок уже «готов» к более серьезным испытаниями, он уже «стремится» занять свое правильное положение. Какое именно?
Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р»
- Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
- Губы открыты, зубы разомкнуты, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха. Звук получается звонкий.
А теперь начинается сама постановка звука. Она может проходить по подражанию, когда ребенок «копирует» вас. Этот способ основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести правильный звук. Это может быть механический способ постановки звука, который основан на внешнем воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. А может быть и смешанный, который совмещает два предыдущих.
Приемы постановки звука
Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.
Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.
Также можно поставить звук «р» от слогового сочетания «ззза». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «р».
При постановке мягкого «р» применяется тот же прием, но с помощью слога «зи».
Ну, вот вы и молодцы! Но сейчас осталась не менее важная задача – автоматизация правильного произношения этого звука в речи. Когда звук «р» будет произноситься малышом изолированно без затруднений, можно переходить к автоматизации. И вот тут начинается «кропотливая» работа, т.к. сначала необходимо закрепить правильное произношение звука в слогах, затем в словах, предложениях, и только в конце в спонтанной речи. Сначала берем слоги со стечением согласных (тр, др…) в начале слова, потом в середине, потом в конце. Затем отрабатывается звук «р» в начале слова в прямых слогах (ра, ро…), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.
Дорогие малыши и уважаемые взрослые! Вот вы и освоили этот трудный звук «р» и уже можете порычать как настоящий тигр или быстро-быстро сказать скороговорку со звуком «р». Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Ведь это работа не на один месяц. Вызвать звук «р», как и любой другой, намного легче, чем потом автоматизировать его в речи. Ну а если совсем ничего не получается, много непонятного, много вопросов, вы всегда можете обратиться к логопеду за помощью в решении трудностей. Успехов вам!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ