Интерактивный метод и формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №26 г. Вологда









Интерактивный метод и формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР









Разработала: учитель-логопед

высшей категории МДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №26»Урюпина Е.А.























г. Вологда 2011 г.

Развитие связной речи имеет важное значение для подготовки ребенка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

От ученика, поступившего в школу, требуется умение давать развернутый ответ, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти умения закладываются в дошкольном возрасте.

У детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы (а в тяжелых случаях — всей речевой системы) спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения (дефекты звуковой стороны речи, нарушения формирования фонематических и лексико-грамматических обобщений, понимания и воспроизведения смысловой стороны речи, затруднения в формировании связной речи и подготовки к обучению грамоте). Таким образом, элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной коммуникативной деятельности и последующего обучения в школе. Поэтому с момента обнаружения дефекта речи дети должны включаться в специально организованный педагогический процесс логопедического воздействия, которое они получают в детском саду компенсирующего вида.

Формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий, предполагающих формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять содержание своего высказывания и реализовывать его в экспрессивной речи.

Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями, как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В.П. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, Л.П. Федоренко, Е.И. Тихеева и др.). Пересказ - это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст (значительная часть школьной программы основана именно на нем). Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста.

Существует несколько видов пересказа:

- коллективный (с обсуждением вариантов фраз);

- выборочный (пересказываются отдельные фрагменты);

- по цепочке;

- с элементами драматизации;

- с изменением лица;

- пересказ с опорой на картинку и вопросы, заданные в последовательности рассказа;

- с опорой на вопросы (вопросы ставятся к каждому предложению);

- по обобщенному вопросу;

- с опорой на глаголы, данные в последовательности рассказа;

- с опорой на причинно - следственные связи;

- краткий;

- творческий пересказ - граница между пересказом и устным сочинением (составление рассказов по аналогии, с опорой на начало, по концу, по воображению).

Чтобы пересказ не был механическим заучиванием текста, а являлся основой для развития творческих способностей ребёнка, в своей деятельности мы используем компьютерные технологии (слайд- шоу - последовательная смена картинок; интерактивный мультфильм - это обучающий мини-мультфильм, игра, где дети могут управлять героями, сами придумывать сюжеты и воплощать их с помощью компьютерных технологий).

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, вызывает эмоциональный отклик.

Компьютер - это средство поддержки задач образования. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты окружающей нас жизни - северное сияние, солнечное затмение и др.).

Благодаря компьютеру дети получают возможность не просто увидеть и услышать различные истории, сказки, но и принять участие в них.

Использование интерактивных мультфильмов позволяет посмотреть, послушать сказку, а потом пересказать и поиграть с персонажами, ведь игра - это основной вид деятельности дошкольников. Волшебный мир компьютерных анимации позволяет чудесным образом оживить картинки, создать желаемый сюжет той или иной истории.

Интерактивный метод обучения используется в дошкольном образовательном учреждении через подгрупповые и индивидуальные формы работы с ребёнком. В подготовительной к школе группе у детей появляется интерес к самостоятельному выполнению заданий (дети, которые умеют читать, сами знакомятся с условием игры и выполняют задание).

При использовании интерактивных технологий в образовании мы получаем высокий эмоциональный отклик, и выраженную заинтересованность со стороны детей в работе по формированию и развитию связной речи. Образование детей становится более интересным и продуктивным с использованием компьютерных технологий при условии их систематического использования в сочетании с традиционными методами образования. Эта работа направлена на:

- качественное и количественное обогащение словарного запаса;

- обогащение лексики в активной речи;

- формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;

- усвоение структуры связных высказываний (рассказ), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи;

- развитие способности к звуковому и речевому самоконтролю;

- воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;

- усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества (на примере русских народных сказок);

- совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.

Повышается эффективность образования детей по формированию связной речи, что ведёт к качественной подготовке ребёнка к школе.



Список литературы:

Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Практическое пособие. АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.

А.М. Бородич Методика развития речи детей. М., 1995

В.П. Коноваленко Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.М., 2004















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ