Методический час по теме "Методы и приёмы обучения"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Попереченский детский сад «Колосок»















Методический час по теме «Методы и приёмы обучения»









Подготовила

старший воспитатель

Бушманова Наталья Анатольевна























с. Поперечное 2011г.

Тема: Методы и приёмы обучения

Цель: систематизировать знания педагогов о методах и приёмах обучения, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность

Материалы: Таблицы «Классификация методов обучения» по Ю.К.Бабанскому; листы бумаги, ручки для каждой команды


Ход занятия:

  1. Вступление:

Вся деятельность педагога в детском саду заключается в развитии, воспитании и обучении детей. А осуществляется это с помощью методов и приёмов обучения. Сегодня на занятии вспомним, что такое методы и приёмы, какие они бывают и как их использовать.

  1. Знакомство с понятиями «методы обучения», «приёмы обучения» -Дайте своими словами определение понятию «методы обучения».

«Метод» в переводе с греческого означает «путь».

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.

- А что такое приёмы обучения? Чем они отличаются от методов?

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Например: По теме «Систематизация знаний детей о весне» Метод: беседа, Приёмы: показ веток берёзы с распустившимися листьями, загадывание загадок, чтение стихотворения.

  1. Классификация методов обучения

Существует несколько подходов к классификации методов и приёмов обучения. Самая общепризнанная классификация по Ю.К.Бабанскому. Все методы обучения он делит на три группы: методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Давайте подробнее познакомимся с каждой из этих групп.

(Проводится беседа, в результате которой воссоздаётся таблица классификации методов) (Приложение 1)

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две группы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности.

-Какие методы вы используете, чтобы сформировать у детей интерес к учению? (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр).

-Каким образом вы создаёте в образовательной деятельности ситуации занимательности и успеха для каждого ребёнка?

-Какие методы вы используете, чтобы сформировать у детей долг и ответственность? (предъявление требований, порицание, поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций).

-Каким образом дискуссии и анализ жизненных ситуаций помогают сформировать у детей долг и ответственность?

Методы организации учебно-познавательной деятельности

-Перечислите методы словесной передачи и слухового восприятия, используемые в ДОУ (объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ)

-Назовите методы наглядной передачи и зрительного восприятия, используемые в ДОУ (наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов)

-Перечислите методы практической передачи и тактильного восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты)

-Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания: индуктивный и дедуктивный. Что они означают? (индуктивный – от частного к целому, дедуктивный – от целого к частному)

-Методы степени педагогического управления: управление непосредственное или опосредованное (самостоятельная работа). Какой из этих методов чаще используется в детском саду?

-Методы степени творческой самостоятельности: организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и непрограммированного характера. Что означают эти методы?

-Какие основные методы обучения, используемые в детском саду, мы не назвали? (игровые методы)

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

Эти методы способствуют установлению обратной связи, помогают корректировать образовательный процесс. Выделяют следующие виды контроля:

    • Текущий и итоговый

    • Групповой, индивидуальный, фронтальный

    • Устный, письменный, лабораторный, программированный

    • Самоконтроль

- Объясните, какие виды контроля используются в детском саду, приведите примеры

  1. Инновационные методы обучения

Развитие науки и техники ведёт за собой изменения методов преподавания новых знаний. Педагоги и исследователи разрабатывают новые технологии и методы обучения. В банке данных современных методик разрабатываются и применяются такие методы, как:

  • Ситуационный

  • Метод мозговой атаки

  • Метод проектов

  • Метод инсценизации

  • Метод программированного и компьютерного обучения

  • Метод генерации идей

  • Метод моделирования и др.

Говорить об этих методах на сегодняшнем заседании мы не будем, так как для изучения каждого из них необходим продолжительный период времени. Постепенно ежегодно мы будем изучать по одному инновационному методу, пробовать применять его на практике. Для самостоятельного изучения можно найти информацию в журнале «Дошкольное воспитание» №3. 97г., №4. 97г.

  1. Практическая часть

(Педагоги делятся на три команды по возрастным группам)

Задания:

  1. Подберите методы и приёмы, которыми вы будете пользоваться при проведении занятия по теме:

    • «Устроим кукле комнату» - младшая группа

    • «Наш зайчонок заболел» - средняя группа

    • «Что из чего сделано» - старшая группа

  1. Расскажите о том, как правильно использовать в работе:

    • Метод наблюдения – средняя группа

    • Показ картин и иллюстраций – младшая группа

    • Чтение – старшая группа

Метод наблюдения: выбирать место и моменты, когда дети могут увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта. Перед наблюдением проводится беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание во время наблюдения. Во время наблюдения вопросы и указания должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание дошкольников к разным признакам наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать их вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдаемым объектом, рассказывать о каких-то других объектах, читать стихи или загадывать загадки. Во время наблюдения всё внимание должно быть направлено на объект. В конце необходимо спросить детей, что они увидели, подвести итог наблюдению. После возвращения в группу знания, полученные во время наблюдения, необходимо закрепить с помощью рисования, строительства из строительного материала, песка, организацию игры и т.д.

Показ картин и иллюстраций: Для одновременного показа всем детям картина должна быть большого размера, а изображённые на ней предметы крупными и чёткими. Нужно попросить детей сначала установить главное содержание картины, ответить, что на ней изображено, а затем остановить внимание детей на деталях, частностях. Необходимо учитывать, изображено ли на картине новое, незнакомое детям явление. Тогда воспитатель сам объясняет содержание картины. Если же изображено то, что было в их опыте, предлагает самим передать содержание картины. При рассматривании картин велика роль слова, пояснения. Воспитатель направляет внимание детей, что-то подчёркивает в изображении, выделяет то, что нужно рассмотреть, привлекает знания, опыт дошкольников.

Чтение: Перед чтением необходимо проводить предварительную беседу, нацеливающую детей на восприятие произведения, задать вопрос, на который дети смогут ответить после прочтения произведения. После чтения необходимо проводить беседу по содержанию произведения. Если дети маленькие, то чтение проводится обязательно с использованием наглядности, можно использовать обыгрывание произведения. Сказки и стихи необходимо читать наизусть, передавать их своеобразие. К прочитанному произведению необходимо обращаться несколько раз, используя его для пересказа, театрализованной игры, рисования и т.д.

  1. Разработать для метода поощрения детей словарь слов по алфавиту (Зачитывают по кругу, повторяющиеся слова не называют)

  2. Для чего нужен метод наказания? Приведите пример из личной жизни, когда метод наказания стал для вас источником развития.

  1. Итог

Для достижения целей обучения имеется огромное количество разнообразных методов и приёмов. Каждый педагог должен уметь целенаправленно выбирать из всего многообразия необходимые методы и приёмы обучения детей на занятиях и в повседневной жизни. Только тогда он сможет достичь более высокого качества знаний, умений и навыков детей.









Приложение 1


Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому


Группа

Методы

Методы стимулирования мотивации учебно – познавательной деятельности

Методы формирования интереса к учению

  • Создание ситуаций занимательности

  • Создание ситуаций успеха

  • Познавательные игры

Методы формирования долга и ответственности

  • Предъявление требований

  • Порицание

  • Поощрение

  • Дискуссии

  • Анализ жизненных ситуаций

Методы организации учебно-познавательной деятельности

  • Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа, чтение, пересказ)

  • Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ образца, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ способа действия, использование видеофильмов)

  • Методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты)

  • Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания (индуктивный и дедуктивный метод)

  • Методы степени педагогического управления (непосредственное и опосредованное управление)

  • Методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и непрограммированного характера)

Методы контроля и самоконтроля

  • Текущий и итоговый

  • Групповой, индивидуальный, фронтальный

  • Устный, письменный, лабораторный, программированный

  • Самоконтроль













Список использованной литературы


    1. Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. АЙРИС ПРЕСС, М., 2009г.

    2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Феникс, Ростов – на – Дону 2008г.

    3. Дошкольная педагогика/ под редакцией В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина «Просвещение» М., 1978г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ