Использование ИКТ-компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения (2014 г.)
Ивашова Елена Александровна,
МОУ СОШ №5 г. Надыма, учитель начальных классов
Использование ИКТ-компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения (2014 г.)
Переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В этой связи остро встаёт вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых. Деятельностный компонент информационной компетентности, по мнению А.В. Хуторского, должен состоять из владения опытом самостоятельного поиска, умения анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, Интернет). Актуализация перечисленных умений в настоящее время инициирует увеличение внимания к формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с младших классов. В материалах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения даётся следующее определение: «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ-компетентности – способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), и деятельностью – «компетенции».
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно -деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.
В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе, что способствует развитию ИКТ-компетенций:
1. Уроки с мультимедийной поддержкой.
2. Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, связь с родителями и детьми через информационные системы школы, организую проектную деятельность.
Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.
В своем классе создаю уроки с мультимедийной поддержкой. В этом мне помогает оснащение кабинета. Мультимедийные уроки я провожу по всем предметам. На уроке русского языка, по теме «Части речи» с целью закрепления пройденного материала, мною была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применяла при актуализации знаний. Здесь я использовала такой компонент как кластер, для заполнения которого пользовалась приемом контейнер. Используя этот прием на интерактивной доске, дети подтверждали свои знания по теме и учились работать с интерактивной доской. Принцип работы контейнера заключался в следующем: надо перетащить карандашом понятие о делении звуков в нужное место. При изучении темы «Признаки предложения» использовала материал с интерактивным средством ЛАТ. В рабочей тетради была предложена работа по определению признаков предложения. Учащиеся выбирали эти признаки на доске, при нажатии на цифру, они подтверждали правильность своего выбора.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. В своей практике я применяю интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, которая создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление моих учеников. С помощью интерактивной доски демонстрируем с ребятами презентации, создаем модели, мои ученики активно вовлекаются в процесс освоения материала, что улучшает темп и течение занятия. Электронная доска помогает моим ученикам преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней передвигаем объекты и надписи, добавляем комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяем ключевые области и добавляем цвета. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске я могу передавать учащимся, сохранять на магнитных носителях, распечатывать, посылать по электронной почте. Так же на уроках у нас есть возможность выхода в Интернет, где учащиеся самостоятельно получают новую информацию. Во время работы на интерактивной доске, увидела, что улучшается концентрация внимания моих учеников, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повысилась успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Широко в своей практике использую на уроках математики и русского языка «Семейный наставник» - набор обучающих программно-методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль – «Наставник» – предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет система тестов, диктантов и уроков. Количество учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребёнка на протяжении всего учебного года: 3–5 сеансов по 15–20 минут интенсивной работы каждую неделю. Этой работе способствует использование мною на уроках проекта «Один ученик – один компьютер».
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.
Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использование аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей.
Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы.
Кроме презентаций, мои ученики создают, например, базы данных (классификация животных и растений, группировку учебного материала). Такие задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор.
Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
На уроках литературного чтения и ОРКиСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) я организую проектную деятельность. Дети дома готовят презентации в Power Point, и на последних уроках по теме они защищают свои проекты. Так в разделе ««Ребятам о зверятах» учащиеся готовили диафильм по произведению И. Токмоковой «Котята», на шестом уроке вежливости «Как содержать домашних животных» ребятами была выполнена групповая проектная работа, в которой ими были представлены правила содержания домашних животных. Четвероклассниками на заключительных уроках защищались индивидуальные творческие проекты в виде презентаций по модулю «Основы светской этики»: «Дружба», «Этикет», «Семейные праздники».
При работе над проектами формируется ИКТ – компетентность работы с ПК и его программами.
Вместе с детьми делаем электронные выставки книг и иллюстрации к произведениям.
Мною используются всевозможные варианты кроссвордов, ребусов, загадок, при помощи средства LAT создаем викторины, анаграммы, выбор ответов.
Для формирования ИКТ-компетенций школьников так же использую в своей работе автоматизированную информационную систему (АИС) «Сетевой город» - это программа, позволяющая использовать информационное пространство, находясь вне школы. В Сетевом Городе моим учащимся доступно текущее расписание уроков и мероприятий; дневник, куда автоматически помещаются отметки, выставленные мною в классный журнал. Каждый учащийся ведет свой личный портфолио — коллекцию своих работ и достижений, и определят доступ к нему других пользователей; принимает участие в проектной деятельности.
Я считаю, что использование в учебно-воспитательном процессе АИС «Сетевой город» значительно улучшает качество учебно-воспитательного процесса :
• повышает уровень ИКТ-компетентности учеников и учителей за счёт работы в АИС;
•стимулирует использование учениками сети Интернет не для развлечения, а для учебной деятельности;
•повышает уровень успеваемости и посещаемости занятий учащимися за счёт доступности информации об оценках и посещаемости родителям;
•вовлекает родителей в учебно-воспитательный процесс за счёт постоянного доступа к информации об успеваемости и посещаемости детей;
•интенсифицирует общение между участниками образовательного процесса за счёт коммуникации по электронной почте;
•расширяет и открывает образовательное пространство школы за счёт создания и наполнения Интернет-портала страницами учеников и учителей, электронными документами, дистанционными курсами, тестами.
Использование информационных технологий в образовательном процессе дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. Создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся. Формирование информационно - коммуникационной компетентности способствует развитию коммуникативных УУД (универсальных учебных действий), расширяет возможность самостоятельной деятельности обучающихся, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ младших школьников к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2011.
2. Могилёв А.В. Интернет - проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
3. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
4. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
5. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г
6. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
7. В.Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2
8. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе/ А.И.Дурова, А.А. Вахрушев.// Начальная школа.-2005-№12 с.49-51
9. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / Сост. Е.А. Савинов. – М. : Просвещение,2010. – 204 с.
10. Начальная школа плюс До и После. – 2011. –N 11. – С. 6–11.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской /
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ