Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий
Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий
Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. К таким видам деятельности традиционно относят исследование и проектирование.
Педагогическая эффективность руководства исследовательской и проектной деятельностью учащихся во многом зависит от теоретической подготовленности учителя. Однако анализ педагогической и методической литературы выявил отсутствие единства и терминологической чёткости в научном описании данных видов деятельности, что неизбежно ведёт к трудностям, проблемам и ошибкам в организации исслед. и проектной деят. в школе.
Нам сегодня предстоит понять, в чем отличие исследовательской деятельности от проектной.(слайд)
Исслед. и проектной деят. схожи в главном – это самостоятельная(слайд), а следовательно, поисковая деятельность школьников. Именно ключевое слово «поиск» (слайд) (его синонимы: испытание, исследование, нахождение, обретение, открытие и др.) обусловило, смешение понятий «исследовать» и «проектировать».
(слайд)Проектная деятельность – это деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата». Результат четко обозначен в начале.
Исследовательская деятельность «предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным(слайд) решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира…»
(слайд)Таким образом, исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания.
(слайд)Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения.
(слайд)Главной целью проектной деятельности – изменить действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта (макета, книги, мультфильма, видеофильма и т.д.), «получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел», а целью исследовательской деятельности(слайд) является проведение некоего исследования с целью уяснения какой-либо закономерности, «установление истины, "того, что есть", "наблюдение" за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь».
(слайд)Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Исследование подразумевает обязательное выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет и гипотезы.
При реализации проекта мы продумываем план и стараемся четко следовать ему от начала и до конца. При исследовании мы тоже планируем свои действия, но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований.
(слайд)Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. (об этом нам позже расскажут наши коллеги)
Но нужно всегда помнить (я еще раз повторю), что результатом проектной деятельности является продукт (запланированный! заранее известный!), который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел, а результатом исследовательской деятельности является знание (заранее неизвестное) и доказательство истинности этого знания.
Структура
деятельности
Самостоятельная учебно-познавательная (поисковая) деятельность
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Предмет
Обнаружение проблем и их решение
Результат
Знание
(новое, заранее неизвестное)
Продукт
(заранее известный запланированный результат)
Потребность
Самостоятельно искать ответ на загадки мира, открывать новое
Влиять на ситуацию, изменять действительность
Цель
Решить когнитивную проблему
Изменить действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта
Действия
Анализ когнитивной проблемы
Выдвижение гипотезы
Планирование исследования, но планы могут меняться
Проведение исследования
Интерпретация данных
Опровержениемили неопровержение гипотезы
В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы
Оформлениемрезультатов исследования
Анализ ситуации, для которой необходимо создать новый продукт
Формулирование идеи (замысла) проектирования
Планирование этапов выполнения проекта, чёткие шаги по плану
Собственно реализация проекта
Получение продукта, его соотнесение с исходной ситуацией
Оформление конечных результатов
проектирования
Операции
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация
Наблюдение
Методы опроса
Анкетирование
Теоретический анализ
Реферирование
Конспектирование
Математические и статистические методы и др.
Многообразие операций: зависит от объекта, проблемы, субъекта и др.
(решение изобретательских задач;
моделирование и др.)
Приведу пример:
Давайте представим, что нам нужно построить дом на воде.
Задайте себе несколько вопросов, чтобы понять, что именно у вас получится:
У вас получится исследование
У вас получится проект
Что вы хотите?
Вы пытаетесь разобраться в чём-то непонятном
Вы хотите проверить что-то на собственном опыте
У вас есть мечта или задумка. Вам хочется воплотить это в реальности.
Например: выяснить, возможно ли вообще строить дома на воде
Например: построить дом на воде
Чего вы ждёте?
Результат заранее неизвестен.
Вы точно знаете, что именно у вас должно получиться
Например: возможно, выяснится, что здания на воде строить нельзя или станет ясно, что существует великое множество самых разных построек на воде
Например: несмотря на то, что пока вы не знаете точно, как будет выглядеть ваша постройка, это будет именно дом и именно на воде.
Как собираетесь действовать?
Хорошо планировать свои действия. Но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований
Вы продумываете план и стараетесь четко следовать ему от начала и до конца
Например: если мы выясним, что бывают самые разные постройки на воде, возможно, нам захочется поделить их на группы по странам, а возможно - по свойствам и внешнему виду
Например: для того, чтобы построить дом, нужно действовать шаг за шагом: исследовать место будущего строительства, начертить план, пройти все стадии строительства
Сколько у вас времени?
Время на выполнение одной части исследования может быть ограничено. Но исследовать что-то можно в течение всей жизни
Время на каждый проект ограничено: у любого проекта есть начало и конец
Например: можно начать с маленького школьного опыта, а потом основать целый научно-исследовательский институт по изучению построек на воде
Например: нельзя строить дом бесконечно, дома строятся, чтобы в них жили. Если захочется построить ещё один дом, это будет уже новый проект.
По этим четырем вопросам легко определить вид деятельности, проектная эта деятельность или исследовательская.
В условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося. (двигающиеся этапы разграничений)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ