Роль учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации образовательного процесса

Роль учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации образовательного процесса.

Грановская Ю.Р., учитель первой категории истории и обществознания, МАОУ СОШ № 154.

Классическая парадигма образования, доминирующая в системе образования прежних лет, ориентировала на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся были монологическими, субъект – объектными. Перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, а ранее учебная исследовательская деятельность ограничивалась в большей степени лишь рефератами и докладами. Новая парадигма образования акцент переносит на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является творческая деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником становятся диалогическими.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим и обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности обучающихся.

Учебная исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).

Учебная исследовательская работа с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В соответствии с возрастной спецификой (для обучающихся в основной школе 5 – 8 классы) на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь учебная исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, - идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом необходимо дать шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и учебной исследовательской компетентности.

Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя - из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

-проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

-целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

-самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

-представление результатов своей деятельности и хода работы;

-презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

-практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

-выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

-проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной учебной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Таким образом, в настоящее время при новых требованиях к образованию, на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, наиболее ярко она проявляется в учебной исследовательской деятельности. Именно повышение качества обучения и обуславливает использование учебной исследовательской деятельности, так как она приводит к достижению намеченных результатов, то есть формированию образованной и самостоятельной личности.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ