Использование современных педагогических технологий в работе школьного психолога
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №232 Адмиралтейского района
Использование современных педагогических технологий в работе школьного психолога
Модзалевская Н.К.
педагог-психолог ГБОУСОШ №232
Санкт-Петербург
2014
Профессия школьного психолога предполагает включенность в учебно-воспитательный процесс; умелое и тактичное касание личностной сферы как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива; создание гармоничного безкомфликтного взаимодействия между всеми участниками, направленного на достижение одной цели: подготовке детей к взрослой самостоятельной жизни.
Особую значимость эффективная работа психолога приобретает в свете выполнения новых государственных стандартов. В связи с этим, объем работы психолога увеличивается, а время остается неизменным, к сожалению, в сутках всего 24 часа. Разрешить данное противоречие может использование универсальных технологий, способных решать одновременно комплекс задач. К такой технологии, несомненно, относится проектная деятельность.
В течение многих лет я использую метод проектов, взаимодействуя со школьниками разных возрастов. Позвольте поделиться с Вами, дорогие читатели, опытом работы над проектом: «Дизайнерская мастерская по разработке современных моделей обуви», реализованном совместно с учащимися 4-го класса.
Тема проекта была продиктована наличием внутреннего ресурса класса: одна из родительниц предложила мне активное сотрудничество в работе с детьми. Сама она была технологом по пошиву модельной обуви, креативной личностью, увлеченной своей профессией и готовой интересно и доступно делиться информацией с одноклассниками своего ребенка.
Использование данного ресурса позволило организовать интересную и плодотворную совместную деятельность, решающую комплекс задач: формирование коммуникативных умений и возможность реализовать их на практике; знакомство с миром профессий; приобретение азов самостоятельного планирования; формирование волевых качеств (способность довести начатое дело до конца). В ходе реализации проекта ребята научились совместно с педагогом
выделять социально-значимые проблемы;
объективно оценивать свои способности и возможности участия в решении проблемы;
находить единомышленников решения проблем;
совершенствовать коммуникативные умения для создания системы по коллективному решению проблемы;
планировать коллективную деятельность;
участвовать в коллективной работе;
коллективный проект разделять на индивидуальные проекты в соответствии с умениями и наклонностями каждого участника.
Планирование проектной деятельности
№
Этапы
Сроки
Формы и механизмы реализации проекта
1.
Подготовительный этап
6 часов
-Беседа: «Жизненные потребности человека».
-Упражнение в микрогруппах «Лотерея»
-«Вижу цель»: презентация наработанного материала, создание на мишени визуального плана поиска информации.
-Индивидуальная работа: поиск информации.
-«Общий сбор»: коллективное обсуждение результатов поиска.
2.
Выявление проблемы
4 часа
-формулирование вывода по следам общего сбора
Работа в парах сменного состава:
-Игра «Почемучка»;
-Упражнение «Путаница».
-Игра в микрогруппах: «Дерево полезных советов для деловых людей»
-Формулирование значимой проблемы.
3.
Поиск решения проблемы.
4 часа
-Групповое упражнение: «Аукцион предложений»
-Коллективное определение пути решения проблемы;
-Коллективное планирование деятельности.
4.
Поиск и анализ информации
4 часа
Знакомство с профессией дизайнера-модельера:
-Самостоятельный поиск и анализ информации по теме, взаимообмен с одногруппниками;
-Встреча с модельером-дизайнером;
-Просмотр видеоматериала о данной профессии.
5.
Практическая работа
6 часов
-Деление на пары для реализации подпроектов (парных проектов);
-Внутригрупповое планирование;
-Работа по реализации плана.
6.
Презентационный этап
4 часа
-Подготовка презентационных материалов каждой парой;
-Определение группы «информатиков» для подготовки общей презентации;
-Подготовка материалов для общей презентации;
-Формирование жюри (педагоги, родители);
-Подготовка приглашения для слушателей.
7.
Рефлексия
2 часа
-Интервьюирование приглашенных на презентацию;
-Коллективное обсуждение: «Круглый стол»;
-Индивидуальное анкетирование участников проекта.
-Психолого-педагогический анализ результатов анкетирования.
Содержание работы
Подготовительный этап: дети знакомятся с основными направлениями промышленности, обслуживающими интересы общества. Вводится понятие: потребности человека. Для самостоятельной работы получают задание: внимательно посмотреть на предметы, окружающие их, определить продуктом какой отрасли они являются, и определить страну производителя. В ходе выполнения задания выясняется, что основная продукция импортного производства.
Выявление проблемы: в качестве тренинга проводится ряд игр и упражнений на определение причинно-следственных связей; после чего совместно с детьми определяется одна из причин засилия импортного товара на прилавках – дефицит инициативных творческих людей, способных выпускать качественную продукцию. Формулируется проблема: где взять таких людей.
Поиск решения проблемы: в процессе выполнения ряда упражнений дети делают вывод, что такими людьми они могут стать в будущем. Проводится ряд игр и упражнений на формирование деловых качеств будущих специалистов.
Поиск и анализ информации: по результатам поиска и анализа информации выбирается тема коллективного дела.
Практическая работа: реализация парных проектов, самостоятельная работа в парах от задумки до конечного результата.
Презентационный этап: каждая группа представляет свою продукцию.
Рефлексия: дети получают обратную связь от зрителей и жюри. Самостоятельно оценивают свою работу.
Литература
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей.- Самара, 2003
Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б., Андреева Е.А., Щербакова С.Г., Шавейко О.А. Метод проектов в начальной школе. Система реализации – Волгоград, 2009.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория – Волгоград, 2009.
Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград, 2010.
Современные образовательные технологии/ под ред. Бордовской Н.В. – М., 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ