Использование современных педагогических технологий в работе школьного психолога

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №232 Адмиралтейского района













Использование современных педагогических технологий в работе школьного психолога













Модзалевская Н.К.

педагог-психолог ГБОУСОШ №232




Санкт-Петербург

2014

Профессия школьного психолога предполагает включенность в учебно-воспитательный процесс; умелое и тактичное касание личностной сферы как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива; создание гармоничного безкомфликтного взаимодействия между всеми участниками, направленного на достижение одной цели: подготовке детей к взрослой самостоятельной жизни.

Особую значимость эффективная работа психолога приобретает в свете выполнения новых государственных стандартов. В связи с этим, объем работы психолога увеличивается, а время остается неизменным, к сожалению, в сутках всего 24 часа. Разрешить данное противоречие может использование универсальных технологий, способных решать одновременно комплекс задач. К такой технологии, несомненно, относится проектная деятельность.

В течение многих лет я использую метод проектов, взаимодействуя со школьниками разных возрастов. Позвольте поделиться с Вами, дорогие читатели, опытом работы над проектом: «Дизайнерская мастерская по разработке современных моделей обуви», реализованном совместно с учащимися 4-го класса.

Тема проекта была продиктована наличием внутреннего ресурса класса: одна из родительниц предложила мне активное сотрудничество в работе с детьми. Сама она была технологом по пошиву модельной обуви, креативной личностью, увлеченной своей профессией и готовой интересно и доступно делиться информацией с одноклассниками своего ребенка.

Использование данного ресурса позволило организовать интересную и плодотворную совместную деятельность, решающую комплекс задач: формирование коммуникативных умений и возможность реализовать их на практике; знакомство с миром профессий; приобретение азов самостоятельного планирования; формирование волевых качеств (способность довести начатое дело до конца). В ходе реализации проекта ребята научились совместно с педагогом

  • выделять социально-значимые проблемы;

  • объективно оценивать свои способности и возможности участия в решении проблемы;

  • находить единомышленников решения проблем;

  • совершенствовать коммуникативные умения для создания системы по коллективному решению проблемы;

  • планировать коллективную деятельность;

  • участвовать в коллективной работе;

  • коллективный проект разделять на индивидуальные проекты в соответствии с умениями и наклонностями каждого участника.

Планирование проектной деятельности

Этапы

Сроки

Формы и механизмы реализации проекта

1.

Подготовительный этап





6 часов

-Беседа: «Жизненные потребности человека».

-Упражнение в микрогруппах «Лотерея»

-«Вижу цель»: презентация наработанного материала, создание на мишени визуального плана поиска информации.

-Индивидуальная работа: поиск информации.

-«Общий сбор»: коллективное обсуждение результатов поиска.

2.

Выявление проблемы




4 часа

-формулирование вывода по следам общего сбора

Работа в парах сменного состава:

-Игра «Почемучка»;

-Упражнение «Путаница».

-Игра в микрогруппах: «Дерево полезных советов для деловых людей»

-Формулирование значимой проблемы.

3.

Поиск решения проблемы.



4 часа

-Групповое упражнение: «Аукцион предложений»

-Коллективное определение пути решения проблемы;

-Коллективное планирование деятельности.

4.

Поиск и анализ информации


4 часа

Знакомство с профессией дизайнера-модельера:

-Самостоятельный поиск и анализ информации по теме, взаимообмен с одногруппниками;

-Встреча с модельером-дизайнером;

-Просмотр видеоматериала о данной профессии.


5.

Практическая работа


6 часов

-Деление на пары для реализации подпроектов (парных проектов);

-Внутригрупповое планирование;

-Работа по реализации плана.

6.

Презентационный этап



4 часа

-Подготовка презентационных материалов каждой парой;

-Определение группы «информатиков» для подготовки общей презентации;

-Подготовка материалов для общей презентации;

-Формирование жюри (педагоги, родители);

-Подготовка приглашения для слушателей.

7.

Рефлексия



2 часа

-Интервьюирование приглашенных на презентацию;

-Коллективное обсуждение: «Круглый стол»;

-Индивидуальное анкетирование участников проекта.

-Психолого-педагогический анализ результатов анкетирования.


Содержание работы

  1. Подготовительный этап: дети знакомятся с основными направлениями промышленности, обслуживающими интересы общества. Вводится понятие: потребности человека. Для самостоятельной работы получают задание: внимательно посмотреть на предметы, окружающие их, определить продуктом какой отрасли они являются, и определить страну производителя. В ходе выполнения задания выясняется, что основная продукция импортного производства.

  2. Выявление проблемы: в качестве тренинга проводится ряд игр и упражнений на определение причинно-следственных связей; после чего совместно с детьми определяется одна из причин засилия импортного товара на прилавках – дефицит инициативных творческих людей, способных выпускать качественную продукцию. Формулируется проблема: где взять таких людей.

  3. Поиск решения проблемы: в процессе выполнения ряда упражнений дети делают вывод, что такими людьми они могут стать в будущем. Проводится ряд игр и упражнений на формирование деловых качеств будущих специалистов.

  4. Поиск и анализ информации: по результатам поиска и анализа информации выбирается тема коллективного дела.

  5. Практическая работа: реализация парных проектов, самостоятельная работа в парах от задумки до конечного результата.

  6. Презентационный этап: каждая группа представляет свою продукцию.

  7. Рефлексия: дети получают обратную связь от зрителей и жюри. Самостоятельно оценивают свою работу.

Литература

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей.- Самара, 2003

  2. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б., Андреева Е.А., Щербакова С.Г., Шавейко О.А. Метод проектов в начальной школе. Система реализации – Волгоград, 2009.

  3. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория – Волгоград, 2009.

  4. Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград, 2010.

  5. Современные образовательные технологии/ под ред. Бордовской Н.В. – М., 2011.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ