История развития прав детей
История развития прав детей
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» / ст. 2 Конституции РФ/.
Но так было не всегда…
Древний мир – это прежде всего архаическое общество. Во всех странах древнего мира были патриархальные отношения в семье, где отец имел полную власть над детьми. Ему разрешалось «вершить суд» над детьми; он решал жить ребенку или нет, методы наказания к детям тоже выбирал отец или старейшина рода. Так было в Древнем Китае, Древней Месопотамии, Древнем Риме, Древней Аравии. Родители имели право продать детей в рабство или отдать их за долги. Родители могли пожаловаться на детей, а дети, в свою очередь, не имели право жаловаться на родителей. Родители имели право посадить детей в тюрьму без объяснений. С развитием общества и религий это стало исчезать, но все же влияние и власть отца или родителей над детьми держалась вплоть до Средневековья, а в некоторых странах и до 19 века.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось.
Домострой.
Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем
Со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда..Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.
Новое время. Россия.
Из статьи 177 Свода законов Российской Империи(с 1649 г.)
« Дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение , послушание, покорность и любовь, служить им на самом деле, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота.
Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей.»
В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.
В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.
В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу. Но все же дети оставались наиболее бесправной категорией населения и вынуждены были тяжело и много работать.
До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети ( у тех, кто старше, это уже не получалось – пальцы грубели).
Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.
Лишь в 1882 г. закон в России запретил нанимать на работу детей моложе 12 лет, а время работы подростков от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя дать детям-работникам начальное образование (если они его не получили ранее).
Новейшее время
Трагические события Второй мировой войны заставили все мировое сообщество задуматься о правах самых беззащитных и уязвимых созданий – детей. Поэтому впервые были приняты международные документы о правах ребенка.
1) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году)
Государство, подписавшее декларацию – берет на себя ответственность следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.
Конвенция о правах ребенка.(ООН в 1989 году, )
Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране.
2) Фонд помощи детям «Обнаженные сердца».
Вопросами защиты и соблюдения прав детей занимаются не только государственные структуры, но и общественные организации. В2004 году Натальей Водяновой была создана благотворительная организация Фонд помощи детям «Обнаженные сердца», Цель ее - оказание помощи детям в России и за ее пределами.
В XX веке у детей появился свой праздник Международный день защиты детей (International Children's Day), который празднуется во всем мире 1 июня.
На протяжении многих лет отношение к детям менялось. Менялись и их права. Вспомните, с чего все начиналось? Детоубийство! Это какое-то сумасшествие! Вспомните, что происходит сейчас! Для детей строят огромные парки для отдыха. Для детей производят огромное количество мультфильмов, программ. Для детей готовят множество разного детского питания! Есть специальные комиссии, которые следят за соблюдением прав детей.
В современном мире – ребенок должен признаваться высшей ценностью человечества!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ