Классный час в 9 классе "Тайны Галактики"



Негосударственное образовательное учреждение

«Школа-интернат №19» среднего (полного) общего образования

ОАО «РЖД» г. Новокузнецк

   









Игра для старшеклассников

«Слабое звено»









Тема: «ТАЙНЫ ГАЛАКТИКИ»









Разработала воспитатель Болдарева Наталья Степановна.



г. Новокузнецк

2011г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция игры «Слабое звено» по теме: «Тайны Галактики» состоит в том, что у воспитанников должны формироваться не только соответствующие знания и умения по данной тематике, но и определенные личностные качества, которые позволят во время с ориентироваться и дать правильный ответ.

Новизна формы проведения мероприятия заключается в пошаговом его проведении, в котором воспитанники должны пройти четыре этапа.

Первым шагом на этом пути является именно познание, а также быстрое, эмоциональное восприятие того или иного вопроса. Из присутствующих в классе выбираются пять воспитанников, которые самые первые дают правильный ответ (отборочный тур).

Второй шаг – умение правильно и быстро формулировать ответ, что позволит пройти в следующий тур.

Следующий шаг - воспитанники получают « порцию адреналина», т.к. в финал выходят только два участника. Это финишная прямая…

Это финал, где выявляется САМОЕ СИЛЬНОЕ ЗВЕНО.

Тема: «Тайны Галактики».

Цель: знакомство воспитанников с миром и тайнами Галактики

Задачи:

1. Прививать интерес к астрономии, астрологии, умение ориентироваться по звездам;

2. Способствовать развитию познавательного интереса подрастающего поколения;

3. Воспитывать любовь и уважение к своим землякам – космонавтам.

Подготовка к мероприятию:

  1. Выбор темы проведения мероприятия;

  2. Анализ научно-методической литературы;

  3. Подготовка вопросов;

  4. Ознакомление с правилами игры;

  5. Гонг;

  6. Подготовить канцелярские товары (бумагу А4, маркеры);

  7. Провести подготовительную работу с воспитанниками;

  8. Подготовка презентации.

Оборудование: мультимедийный проектор, бейджики, вопросы, символы и созвездия, презентация, маркеры, планеты, музыка.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Время проведения: 15-30.

Возраст: воспитанники 9 класса.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово воспитателя (Звучит песня о космосе)

Издавна люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, человек всегда мечтал полететь к звездам.

Наше мероприятие посвящено всенародному празднику 50-летию Космонавтики, который вся страна отмечает 12 апреля. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов.

Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

1-й ученик.

В устах ученых много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

2-й ученик.

И вот летит ракета ввысь

Там видно очертания планет.

Землянин, ты домой вернись,

А звездам передай от нас привет.

Воспитатель: Сегодня мы проводим игру «Слабое звено». Тема: «Тайны Галактики», посвященная 50-летию Космонавтики. Прослушайте правила проведения игры.

Правила:

В основе игры – упрощенные правила некогда популярной телевизионной игры «Слабо звено». С помощью вопросов отборочного тура выбираются 5 игроков. Ведущий в каждом раунде задает по очереди каждому 3 вопроса. После каждого раунда члены команды пишут на заранее подготовленных листах ярким маркером имя того, кто, по их мнению, играл хуже всех. Ведущий просит нескольких человек дать объяснение своему решению. Затем со своим помощником подводит итоги, и один игрок выбывает. К четвертому раунду остаются два игрока, которым задается по пять вопросов. Побеждает тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов. При равном счете задаются дополнительные вопросы. Победителю вручается приз.

Воспитатель:

С вами игра «Слабое звено: в мире Галактики». И сегодня мы выясним, кто из вас не может ориентироваться по звездам, а кого можно назвать знатоком Вселенной. Итак, мы начинаем. С помощью вопросов отборочного раунда мы выбираем 5 игроков, которые и составят команду. Для этого нужно дать определение нескольким понятиям. Участником игры становится тот, кто быстрее и точнее ответит на вопрос.

Вопросы отборочного раунда:

1.НАЗОВИТЕ РУССКОГО УЧЕНОГО, ОСНОВОПОЛОЖНИКА КОСМОНАВТИКИ. (К.Э. Циолковский)


2. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. (Сергей Павлович Королев)

3. В КАКОМ ГОДУ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС? (12 апреля 1961 г.)

4. ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОКОРИВШИЙ ЗВЕЗДНОЕ НЕБО. (Юрий Алексеевич Гагарин )

5. СКОЛЬКО ДЛИЛСЯ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ Ю.А. ГАГАРИНА? (108 мин = 1 ч 48 мин)

6. КАК НАЗЫВАЛСЯ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ Ю.А. ГАГАРИНА? ("Восток")

Воспитатель: Прошу победителей отборочного раунда занять места за игровыми столиками. Давайте с вами познакомимся. Назовите свои имена? (Желательно всем иметь бейджи). Сейчас вы – команда. Но раунд за раундом вы будете терять игроков. В финал выйдут двое. Они и сразятся за звание «Знатока Галактики». Начинает игру тот, чье имя идет первым по алфавиту. Итак, начинаем.

ПЕРВЫЙ РАУНД (Звучит гонг)

Вопросы первого раунда

1. ПЕРВАЯ В МИРЕ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ. (Валентина Владимировна Терешкова)

2. КТО ПЕРВЫМ ВЫШЕЛ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС? (Алексей Архипович Леонов )

3. КТО СТАЛ ПЕРВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СТУПИВШИМ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ? (Нил Армстронг)

4. КАК НАЗЫВАЮТСЯ РУССКИЙ И АМЕРИКАНСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ? ("Буран", "Шаттл")

5. КАК НАЗЫВАЕТСЯ АМЕРИКАНСКИЙ РАКЕТОНОСИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ 28 ЯНВАРЯ 1986 ГОДА ПОТЕРПЕЛ КАТАСТРОФУ - ВЗОРВАЛСЯ НА 74 СЕКУНДЕ С МОМЕНТА СТАРТА? ("Челленджер")

6. В КАКОМ ГОДУ БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН ЗАПУСК ПЕРВОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ? (4 октября 1957 г.)

7. КАК НАЗЫВАЛСЯ САМОХОДНЫЙ АППАРАТ, СОВЕРШИВШИЙ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЛУНЫ? ("Луноход")

8.КАК НАЗЫВАЛИСЬ АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ, КОТОРЫЕ В 1984-85 ГОДЫ ИССЛЕДОВАЛИ ВЕНЕРУ И КОМЕТУ ГАЛЛЕЯ? ("Вега")

9. СКОЛЬКО БОЛЬШИХ ПЛАНЕТ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ? ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ. (Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

10. КАКАЯ ИЗ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ НАИБОЛЕЕ БЛИЗКА К СОЛНЦУ? (Меркурий)

11. САМАЯ БЛИЗКАЯ К ЗЕМЛЕ ПЛАНЕТА? (Венера)

12. САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЛАНЕТА? (Юпитер)

13. ПЛАНЕТА, ОКРУЖЕННАЯ ЯРКИМИ КОЛЬЦАМИ? (Сатурн)

14. САМАЯ УДАЛЕННАЯ ОТ СОЛНЦА ПЛАНЕТА? (Плутон)

15. НА КАКОЙ ПЛАНЕТЕ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ТАК ЖАРКО, ЧТО ПЛАВИТЬСЯ СВИНЕЦ, А С ДРУГОЙ – ПОЧТИ 200 ГРАДУСОВ ХОЛОДА? (Меркурий)

Воспитатель: Первый раунд закончился, и настало определить самое слабое звено этого раунда. Кто не знает элементарных ответов на простые вопросы, тот покидает игровой столик. Вы, <…> (имя), самое слабое звено! Прощайте!

ВТОРОЙ РАУНД

Воспитатель: А мы начинаем второй раунд. Первым отвечать на вопросы будет <…> (имя) – самое сильное звено прошлого раунда. Звучит гонг

Вопросы второго раунда

1.Из мифологии какого народа взяты названия планет? (Из римской мифологии)

2.Естественный спутник Земли. (Луна)

3. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы)

4.Сколько воды в лунных морях? (Нет воды)

5. Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее? (Взаимное притяжение тел, или тяготение)

6.Какой ученый открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон, упало яблоко)

7. Кто обнаружил существование атмосферы у Венеры? (Михаил Васильевич Ломоносов)

8. Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник)

9. Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория)

10. Основной инструмент астронома. (Телескоп)

11. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества. (Галилео Галилей)

12. Как называется метеорит, упавший в Сибирскую тайгу в 1908 г? (Тунгусский метеорит)

13. Космодром в Казахстане. (Байконур)

Воспитатель: Сейчас мы определим, для кого наша игра уже закончилась. Кто путается в законах всемирного тяготения, как в лабиринтах?.. Вы, <…> (имя), самое слабое звено! Прощайте!

ТРЕТИЙ РАУНД

Воспитатель: Сильное звено прошлого раунда - <…> (имя). Этому игроку я задаю первый вопрос. Звучит гонг

Вопросы третьего раунда.

1.Космодром в США. (мыс Канаверал)

2. Кому принадлежат слова: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна…" (М.В. Ломоносову)

3. Звезд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)

4. Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)

5. Чем вызвано мерцание звезд? (Движением воздуха в атмосфере)

6. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующий своеобразный узор? (Созвездие)

7. Сколько на небе созвездий? (88)

8. С помощью, какой звезды находят стороны света? (Полярной звезды)

9. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы)

Воспитатель: Сейчас вас трое. Но для одного из вас путь в финал закрыт. Кто голосует в последний раз? Решайте. Кто беспомощен, как младенец? Кто не ориентируется по звездам?. Вы, <…> (имя), самое слабое звено! Прощайте!

ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД

Воспитатель: В финальный круг друг против друга сражаются двое самых выносливых. Я задам вам по пять вопросов. При равном счете игра будет продолжена до первого проигрыша. Сильное звено прошлого раунда - <…> (имя), и он первым начинает отвечать на вопросы финального раунда. Звучит гонг

Вопросы финального раунда.

1. Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы? (Семь)

2.. Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус)

3. Думаю, вы знакомы со словосочетанием "знаки зодиака", а что же означает в переводе с греческого "зодиак"? ("Пояс зверей")

4. Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец)

5. Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии. (Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан))

6. Назовите день весеннего равноденствия. (21 марта)

7. Назовите день осеннего равноденствия. (23 сентября)

8. Назовите день летнего солнцестояния. (22 июня)

9. Назовите день зимнего солнцестояния. (22 декабря)

10. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)



Дополнительные вопросы

1. Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас)

2. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль)

3. Какой вид имеет траектория движения кометы? (Орбиты комет - вытянутые эллипсы, близкие к параболам)

4. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно "заморозили"? (Полет на Марс в начале XXI века)

5.Найдите соответствие между созвездиями и символами, которыми они обозначаются.

Созвездие Символ

1 Овен 1

2 Телец 2

3 Близнецы 3

4 Рак 4

5 Лев 5

6 Дева 6

7 Весы 7

8 Скорпион 8

9 Стрелец 9

10 Козерог 10

11 Водолей 11

12 Рыбы 12

Ответ: 1 - 10, 2 - 6; 3 - 11; 4 - 1; 5 - 12; 6 - 5; 7 - 9; 8 - 2; 9 - 7; 10 - 8; 11 - 3; 12 - 4.

Воспитатель: Победитель нашей игры - <…> (имя). Вы самое сильное звено во всей Вселенной! Поздравляю! Но это была всего лишь игра. ПРОЩАЙТЕ!



Таким образом, в непосредственном контакте между участниками, осуществляется общение в процессе познавательной, игровой деятельности. Это мероприятие, проводимое в игровой форме, позволяет сформировать или открыть новый взгляд на просторы Вселенной.





Список используемой литературы:

  1. Щербаков А. А. «Венок Гагарину: сборник стихотворений», художник Г. И. Метченко. — М.: Советская Россия, 112 с.

  2. Первушин А. И. «108 минут, изменившие мир». Серия: Люди в космосе. Издательство: Эксмо, Москва, твёрдый переплёт, тираж 5000 экз., 528 с. ISBN 978-5-699-48001-2

  3. Данилкин Л. Юрий Гагарин — М.: Молодая гвардия, 2011. — 512 с. — (Жизнь замечательных людей). — 20000 экз. — ISBN 978-5-235-03440-2.

  4. В. Россошанский. Феномен Гагарина. 2005 год. 297 стр.

  5. И. Волк, В. Томский. Сделано в России. 2009 год. 225 стр.


Интернет - ресурс:

  1. Гагарин Юрий Алексеевич. К годовщине первого полета человека в космос - фотогалерея: http:/all photo.ru/Gagarin/indez/ru/

  2. Ярослав Голованов. Королёв: факты и мифы. 1994 год./PDF. 12.3 Мб






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ