Комплексная программа воспитательной деятельности «С чего начинается Родина»
Министерство образования Саратовской области
ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3» г.Хвалынска Саратовской области
Рекомендовано к утверждению»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Методическое объединение воспитателей дошкольного и младшего школьного возраста ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом №3» г.Хвалынска Саратовской области
Протокол заседания № _____ «__»______________20___г.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3» г.Хвалынска Саратовской области
__________С.В.Агамирова
Директор ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3»
г. Хвалынска Саратовской области
_____________ Т.А.Бузаева
«___»______________20___г
Приказ №___ от _________г.
Комплексная программа
воспитательной деятельности
Направление: патриотическое воспитание
Тема: «С чего начинается Родина»
Возраст детей: 3 – 7 лет
Срок реализации программы: 34 часа
Разработал: воспитатель первой квалификационной категории Одинцова Р.Н.
Программа пересмотрена и переутверждена
Приказ №___ от _________г.
г. Хвалынск
2011 год
Паспорт программы
1) Наименование программы
«С чего начинается Родина
2) Основание для разработки программы
Приказ № 138 от 10 октября 2011г. «О разработке программ дополнительного образования детей»
3) Разработчик программы
Воспитатель первой квалификационной категории, дошкольной группы – Одинцова Римма Николаевна
4) Цели и задачи программы
Цели программы: формирование самосознания младших воспитанников, представлений о мире и своем месте в мире.
Задачи: формирование инициативности, самостоятельности;
- пробуждение интереса к истории своей семьи, её традициям, воспитание уважения к старшему поколению;
- приобщение учащихся к творчеству, обеспечение условий для реализации и самореализации творческих способностей и потребностей каждого воспитанника;
- развитие у дошкольников патриотических, нравственных и эстетических чувств, а также чувства ответственности;
- развитие индивидуальных способностей младших воспитанников;
- воспитание культуры поведения, формирование коммуникативных навыков;
5) Сроки и этапы реализации программы
34 часа
6) Исполнители программы
Одинцова Р.Н.
7) Ожидаемые конечные результаты программы
- вовлечь воспитанников в работу над собой; развивать творческую активность;
- сформировать у детей навыки правильного поведения в обществе;
- сформировать умение адаптироваться в самостоятельной жизни;
- воспитать личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами.
8) Организация контроля реализации
программы
Административный контроль.
Итоговый контроль: открытое занятие.
Пояснительная записка
Дополнительная комплексная программа «С чего начинается Родина!» реализуется в рамках социально-педагогической направленности.
Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно воспитанным и трудолюбивым.
Программа: «С чего начинается Родина!» основана на документе: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Который определяет характер современно-национального идеала, цели и задачи – духовно-нравственного идеала, цели и задачи – духовно-нравственного развития детей. Систему базовых национальных ценностей, основанные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного воспитания детей.
В свою программу: «С чего начинается Родина!» из 10 базовых ценностей взяла:
патриотизм, семья, гражданственность и природу.
Соединив все эти базовые ценности в одну программу, я хочу донести до детей, что Родина у каждого человека ассоциируется, с чем-то своим – дорогим ему. У одного Родина – это отчий дом, семья, у другого с природой, птицами, у третьего со службой в Армии и т.д. Ведь, когда мы говорим о Родине, мы вспоминаем своё детство: свою семью, родную, берёзку у дома, мамину песенку, своих друзей из детства и т.д. В четвёртом модуле, я соединила всё это, с целью выяснить у дошкольников, что для них значит – Родина.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Становление этих качеств у воспитанников происходит в ходе реализации основных направлений воспитательной работы.
- экологическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- семейное воспитание;
- патриотическое воспитание .
С учетом этих направлений комплексная программа «С чего начинается Родина!» разбита на четыре модуля:
Первый модуль: «Моё Отечество» по патриотическому воспитанию.
Цель модуля: формирование у детей представления об Отечестве. Знакомство детей с историей России её достопримечательностями.
Второй модуль: «Моя семья – мой дом» по семейному воспитанию.
Цель модуля: формирование у детей представления о семье, о семейных ролях, воспитание уважения к семейным праздникам и традициям. Знакомство детей с понятиями "семья", "род", "генеалогическое дерево": Закрепление знаний детей о распределении обязанностей между членами семьи.
Третий модуль: «Как прекрасен этот мир» по экологическому воспитанию.
Цель модуля: Формировать у детей представления об окружающем нас мире. Донести до детей, что всё в природе взаимосвязано. Воспитание бережного отношения к живой и не живой природе.
Четвёртый модуль: «Что мы Родиной зовём»
Цель модуля: Формирование у детей представления о том, что значит Родина для человека .
Актуальность программы для детей детского дома заключается в том, что эта программа помогает детям лучше познать окружающий мир, усвоить ценности семьи, узнать нормы и правила поведения в обществе, сформировать в себе мотивацию к отказу от вредных привычек. Реализация данной программы предусматривает развитие у воспитанников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных детским домом целей и задач по воспитанию полноценной, творчески развитой личности.
Цели программы: формирование самосознания младших воспитанников, представлений о мире и своем месте в мире.
Эта цель солидарна с главной целью воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.
Задачи образовательной программы «С чего начинается Родина»
- формирование инициативности, самостоятельности;
- пробуждение интереса к истории своей семьи, её традициям, воспитание уважения к старшему поколению;
- приобщение учащихся к творчеству, обеспечение условий для реализации и самореализации творческих способностей и потребностей каждого воспитанника;
- развитие у дошкольников патриотических, нравственных и эстетических чувств, а также чувства ответственности;
- развитие индивидуальных способностей младших воспитанников;
- воспитание культуры поведения, формирование коммуникативных навыков;
Отличительной особенностью программы «С чего начинается Родина!» является её преемственность с другими программами, реализуемыми в учреждении, так как она рассчитана на детей младшего школьного возраста. Данная программа позволяет выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться ребенку в нём. Вместе с тем программа не дублирует содержания дошкольного обучения и других программ.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «С чего начинается Родина!», 3 – 7 лет.
Срок реализации - 34 часа, 1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Формы занятий: коллективные. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения.
Режим занятий. Образовательный процесс длится 4года, занятия проводятся 1 раза в неделю, по 1 академическому часу. День занятий отражается в расписании работы кружков и секций в детском доме.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «С чего начинается Родина!» - тесты, проектная деятельность, «график индивидуальных достижений».
Учебно-тематический план программы
«С чего начинается Родина!»
Первый модуль
«Моё Отечество»
№ п/п
Наименование тем занятий
Формы проведения
Кол-во часов
теории
Кол-во часов
практики
Всего часов
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
тестирование
1
-
1
Тема 2.
. С «Что такое Отечество».
беседа
0,5
0,5
1
Тема 3
Се «Россия – родина моя».
семейный час
0,5
0,5
1
Тема 4.
Экс «Защитник Отечества».
Конкурс рисунка
1
1
Тема 5.
«День защитника Отечества»,
аппликация
-
1
1
Тема 6.
«Буду в Армии служить».
Экскурсия
-
1
1
Тема 7
«9 мая»
Встреча с ветеранами
-
1
1
Тема 8.
. О. О.З. «Путешествие в страну Россия»
занятие
1
-
1
Тема 9.
Итоговое занятие. Выходная диагностика.
тестирование
1
-
1
Итого
4
5
9
Второй модуль
«Моя семья – мой дом»
№ п/п
Наименование тем занятий
Формы проведения
Кол-во часов теории
Кол-во часов практики
Всего часов.
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
тестирование
1
-
1
Тема 2.
«Моя семья»
рисование
-
1
1
Тема 3.
«Что такое семья?»
беседа
0.5
0,5
1
Тема 4.
«Семейные традиции»
семейный час
0,5
0.5
1
Тема 5.
Практическое занятие «Мой дом»
аппликация
-
1
1
Тема 6.
Составление генеалогическое древо моей семьи.
Практическое занятие
-
1
1
Тема 7.
О.З. «Моя семья – мой дом»
занятие
1
-
1
Тема 8.
Заключительное занятие. Выходная диагностика.
тестирование
1
-
1
Итого
4
4
8
Третий модуль
«Как прекрасен этот мир»
№ п/п
Наименование тем занятий
Формы проведения
Кол-во часов
теории
Кол-во часов
практики
Всего часов
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
тестирование
1
-
1
Тема 2.
. С «Как прекрасен этот мир».
беседа, рисование
-
1
1
Тема 3
Се «Золотая осень»,
сбор семян
-
1
1
Тема 4.
«Зимушка зима, белоснежная»
опыты со снегом
1
1
Тема 5.
«Весна – зелена»
Экскурсия в лес
-
1
1
Тема 6.
«Лето красное».
аппликация
-
1
1
Тема 7.
. О. О.З. «Времена года»
занятие
0,5
-
0,5
Тема 8.
Итоговое занятие. Выходная диагностика.
тестирование
1
-
1
Итого
2,5
5
7,5
Четвёртый модуль
«Что мы Родиной зовём»
№ п/п
Наименование тем занятий
Формы проведения
Кол-во часов теории
Кол-во часов практики
Всего часов.
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
тестирование
1
-
1
Тема 2.
«Что такое Родина».
беседа
0,5
0,5
1
Тема 3.
«Мамина песенка»
занятие
0,5
0.5
1
Тема 4.
«Край, в котором я живу».
экскурсия
-
1
1
Тема 5.
«Моя малая родина – г. Хвалынск»
рисование
-
1
1
Тема 6.
«Дом, в котором я живу»
экскурсия по детскому дому
-
1
1
Тема 7
«Верный друг»
семейный час
0,5
0,5
1
Тема 8.
«Моей милой мамочке»
аппликация
1
1
Тема 9.
О.З. «Что мы Родиной зовём».
занятие
0,5
-
0,5
Тема 10.
Заключительное занятие. Выходная диагностика.
тестирование
1
-
1
Итого
4
5,5
9,5
Всего: 14,5 19,5 34
Содержание образовательной программы.
«С чего начинается Родина!»
Первый модуль
«Моё Отечество»
Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Что такое Отечество».
Что такое Отечество, от чего зависит его безопасность. Россия и Отечество – как ты понимаешь эти слова. Что они значат, для человека.
Тема 3. «Россия – родина моя».
Представление о стране Россия. Значения страны Россия - для русского человека. Столица России, герб, флаг и гимн России.
Тема 4. «Защитник Отечества ».
Представление о защитнике Отечества. Качества характера защитника Отечества.
Практическое занятие: « Как ты представляешь себе защитника Отечества» – рисование.
Тема 5. «День защитника Отечества».
Практическое занятие: «День защитника Отечества».
Поздравительная открытка для мужчин – аппликация.
Тема 6. «Буду в Армии служить».
Практическое занятие.
Экскурсия в военкомат и встреча с мальчишками, которые отслужили в Армии.
Тема 7. «9 мая».
День Победы.
Практическое занятие. Возложение венков к Вечному огню.
Встреча с ветеранами .
Тема 8. О.З. «Путешествие в страну – Россия».
Что узнал нового об Отечестве и о России. Что же такое Россия и Отечество для русского человека.
Тема 9. Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Проверить, как воспитанники усвоили новый материал.
Второй модуль
«Моя семья – мой дом»
Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. Рисование своей семьи, чтение литературных произведений, дидактические игры.
Рисование своей семьи. Чтение произведений о семье. Дидактические игры проводятся для уточнения знаний детей о родственных связях, о характеристики членов семьи по признакам.
Тема 3. Беседа «Что такое семья?».
Представление о семье. Познакомятся с понятием «семья», родословная; узнают о трудовых обязанностях членов семьи.
Тема 4. Семейный час «Семейные традиции».
Новые семейные традиции. Уклад семьи.
Тема 5. Практическое занятие «Мой дом».
Проектирование модели своего будущего дома, используя бросовый материал.
Тема 6. «Семейное древо».
Практическое занятие. Генеологическое древо.
Составление генеологического древа моей семьи.
Тема 7. О.З. «Моя семья – мой дом».
Проверка знаний о семье.
Тема 8. Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Проверить, как воспитанники усвоили новый материал.
Третий модуль
«Как прекрасен этот мир»
Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Как прекрасен этот мир».
Что окружает нас. Живая и не живая природа. Человек – часть природы.
Тема 3. «Золотая осень».
Чем осеннее время года отличается от других. Особенности и признаки осени.
Практическое занятие: Сбор семян.
Тема 4. «Зимушка зима, белоснежная».
Практическое занятие: опыты со снегом.
Тема 5. «Весна – зелена».
Практическое занятие.
Экскурсия в весенний лес.
Тема 6. «Лето красное».
Практическое занятие .
Коллективная аппликация: «Летний отдых»
Тема 7. О.З. «Времена года»
Времена года и порядок их прихода. Интрига - что произойдёт со всем миром, если хотя бы одно время года прейдёт не в своё время. Через сказку о временах года донести до детей важность прихода времён года в свою очередь.
Тема 8. Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Проверить, как воспитанники усвоили новый материал.
Четвёртый модуль
«Что мы Родиной зовём»
Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Что такое Родина».
Что такое Родина, от чего зависит её безопасность. Родина – как ты понимаешь это слово. Значение слова Родина, для человека и для тебя.
Тема 3. «Мамина песенка»
Занятие. Познакомить детей с праздником «День матери»
Тема 4. »«Край, в котором я живу». Практическое занятие .Экскурсия по улицам города.
Тема 5. «Моя малая родина – г. Хвалынск».
Практическое занятие.
Рисование.
Тема 6. «Дом, в котором я живу».
Практическое занятие .
Экскурсия по детскому дому.
Тема 7. «Верный друг»
Практическое занятие.
Чтение книг о дружбе. Составление рассказа: «мой друг».
Тема8. «Милой мамочке».
Практическое занятие.
Ручной труд: «Открытка для мамы».
Тема 9. О.З. «Что мы Родиной зовём».
С чем ассоциируется у тебя слово Родина и почему.
Зачем нужна человеку – Родина.
Тема 10. Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Проверить, как воспитанники усвоили новый материал.
Методическое обеспечение реализации программы.
-
Перечень разделов.
Форма занятий.
Приёмы и методы.
Техническое оснащение.
Формы подведения итогов.
Первый модуль
«Моё Отечество»
Теоретические и практические занятии, экскурсии, встречи с интересными людьми
рисование, аппликация, ручной труд
Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала,
показ,
игра, фото-сессия.
Телевизор, диски, кассеты,
фланелеграф, фотоаппарат, картинки, карточки, макеты, музыкальное оборудование
тестирование,
итоговое О.З.
Второй модуль
«Моя семья – мой дом»
Теоретические и практические занятия экскурсии, рисование, аппликация, ручной труд
Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала, рассказ, игра.
Телевизор, диски, кассеты,
фланелеграф, фотоаппарат, картинки, карточки, макеты, музыкальное оборудование.
тестирование,
итоговое О.З.
Третий модуль
«Как прекрасен этот мир»
Теоретические и практические занятия, экскурсии, рисование, аппликация, сбор семян, опыты.
Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала, рассказ, игра, фото-сессия.
Телевизор, диски, кассеты,
фланелеграф, фотоаппарат, картинки, карточки, макеты, музыкальное оборудование.
тестирование,
итоговое О.З.
Четвёртый модуль
«Что мы Родиной зовём»
Теоретические занятия, экскурсии, рисование, ручной труд практическая работа
Эвристическая беседа, объяснение нового материала, показ, рассказ, игра.
Телевизор, диски, кассеты,
фланелеграф, фотоаппарат, картинки, карточки, макеты, музыкальное оборудование
тестирование,
итоговое О.З.
Список литературы.
Первый модуль
«Моё Отечество»
Дошкольное воспитание, 09 2005г.
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в дошкольной группе: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград: 2007. – 382 с.
Обухова Л.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы) М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
Попанова И.Н., Организация и содержание работы в дошкольной группе– М.: Айрис-пресс, 2004. – 144 с.
Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки. Волгоград: Воспитатель, 2008 –173с.
Второй модуль
«Моя семья – мой дом»
Воскресенская З.И. "Секрет" (Из книги "Сердце матери") Л.: Дет. Лит., 1980. – 31ил.
Воскресенская З.И. Сердце матери – М.: Дет. Лит., 1990. – 239с.
Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие- М.: Просвещение 2003. 175с.
Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие – М.: Просвещение 2005. 314с.
Михалков С.В. "А что у вас?" – М.: Дет. Лит., 1987. – 32с., ил. – (Школьная библиотека.)
Осеева В.И. "Сыновья", "Хорошее". Ленинград «Детская литература». Ленинградское отделение 1991г., 16с.
Третий модуль
«Как прекрасен этот мир»
2. Дошкольное Воспитание, 03.2002г.
3. Дошкольное Воспитание, 02.2008г. стр. 64 «Образ зимы».
4. Дошкольное Воспитание, 06.2008г. стр.50 «Жарко, жарко».
5. Дошкольное Воспитание, 01.2009г. сто.64 «Зимние забавы».
6. Дошкольное Воспитание, 09.2007г. стр.52 «Дары осени».
7. Ушинский К.Н. «Четыре желания».
8. Энциклопедия для детей «Времена года».
Четвёртый модуль
«Что мы Родиной зовём»
Лесневский С.В «Хвалынск. Портрет города», 2001г, 288с.
Маяков А.Н. «Стихотворения».
Саконская. М.С. "Разговор о маме"
Хижняк Л.Г. «Зелёный остров», Приволж. изд-во1991г.,104с.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
№
Модули
Ожидаемые результаты
Способы их проверки
1.
«Моё Отечество»
Дети должны узнать, что такое Отечество, кто является его защитниками.
Также дети должны усвоить, каждое государство имеет свой герб, гимн, свою столицу.
Конкурс на лучший рисунок: «Защитник отечества».
Тестирование.
Проект «Я буду Родину защищать».
Коллективная работа : «День защитника Отечества».
Игра: «Дарц» (дротики)
2.
«Моя семья – мой дом».
Дети должны знать, что семья состоит не только из родителей и их детей, но и есть бабушка, дедушка, тетя, дядя. Также дети должны усвоить то, что у каждого члена семьи существуют свои обязанности, которые способствуют выполнению бытового труда.
Должны понять, что семья - это высшая ценность нашего общества, ее значение трудно переоценить; в семье формируются идеалы, обычаи, традиции, потребности в материнстве и отцовстве; что семья является той средой, где создаются моральные ценности: доброта, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм.
Генеалогическое древо моей семьи.
Тестирование.
Проект «Моя семья – мой детский дом».
Ролевая игра: «Дочки-матери».
Рисование: «Моя будущая семья»
3.
«Как прекрасен этот мир»
Дети должны знать, как можно больше об окружающем нас мире: о временах года.
Должны понять, что в природе всё взаимосвязано и каждое время кого прекрасно по своему.
Сочинение и инсценировка сказки: «Времена года».
Тестирование.
Практическая работа: «Опыт со снегом»
«Сбор гербария и семян».
4.
«Что мы Родиной зовём»
Дети должны убедиться, что слово – родина – у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, близким именно ему.
Тестирование.
Рисование: «Мой край».
Экскурсия по городу и по детскому дому
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ