КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Шалаева А.А.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12

с углублённым изучением отдельных предметов


В современных условиях воспитание гражданственности подрастающего поколения требует от педагогов поиска новых средств и методов, наиболее полно отвечающих реалиям и требованиям времени. Комплексные формы гражданского воспитания, связывая отдельные мероприятия в целостную систему, подчиненную единой цели и конкретным задачам, способствуют осознанию подростками своей сопричастности к историко-культурным традициям малой Родины и своего Отечества, уважению героического прошлого русского народа, связи поколений и передаче социального опыта от старших к младшим, что оказывает влияние на развитие ментальности современного российского гражданина.

В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами, является целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения патриотизма, гражданской ответственности, нравственности, вос­питания национального самосознания, личностных качеств, относящихся к менталитету русского народа (соборность, духовность, милосердие, совестливость, любовь к Отечеству и готовность его защищать), развитие само­бытности каждой личности. С этой целью в МБОУ «СОШ №12 с УИОП» была разработана и внедрена в учеб­ный процесс комплексно — целевая программа патриотического воспитания, направленная на формирование духовно — нравственной личности, высокообразованного граж­данина, знающего свою родословную, уважающего традиции и обычаи рус­ского народа, любящего малую родину и Отечество.

В процессе реализации данной программы приобщение школьников к ис­токам родной культуры, историко-литературному наследию малой родины происходит через включение краеведческого материала в уроки гуманитар­ных и художественно-эстетических дисциплин, организацию внеуроч­ной деятельности:

  • работу различных кружков: «Литературное краеведение», «Народные ремесла», «Русская вышивка», «Юные краеведы», «Календарно-обрядовая поэзия родного края», исторической секции «Русич»;

  • систему воспитательных мероприятий программы патриотического воспитания «Истоки»;

  • классные часы, встречи в литературной гостиной с поэтами и писателями Оскольского края, историками, научными сотрудниками музея;

  • экскурсии, этнографические экспедиции по родному краю, паломнические поездки по святым местам, туристические походы по местам «Боевой Славы».

Сущность личности в воспитательном процессе выражается и в культуросообразности, которая применительно к настоящему, по убеждению Е.В. Бондаревской, «может иметь историческую память, формировать национальные качества русского национального характера, развивать духовность в каждой личности». Народная культура испокон веков укрепляла нравственный облик наро­да, по мнению Л.Н. Толстого, была его исторической памятью и наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обрядам и традициям, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

На протяжении многих лет обучающиеся школы собирают материал об участниках тыла, строителях железной дороги Старый Оскол-Ржава. К празднованию 60-летия победы нашего народа над фашистскими захватчиками была создана рукописная книга «Годы, опалённые войной», организована выставка творческих работ обучающихся 7-8 классов «Они сражались за Родину», проведены классные часы. В школе постоянно проводятся беседы, осуществляется поисковая работа, походы по местам боевой славы.

Важную роль в гражданском воспитании подростков играет и такая ком­плексная форма воспитательной работы, как экскурсии. Почти все обучаю­щиеся нашей школы побывали на местах боев, проходивших на Прохоровском поле и Курской дуге, посетили музей боевой славы.

Осознать значимость боевых и трудовых традиций земляков помогают походы по родному краю, в ходе которых учащиеся приобретают много ценного материала для школьного музея, изучают славные боевые тради­ции нашего народа, что позволяет лучше понимать настоящее и с уверенно­стью смотреть в будущее.

Составной частью похода по местам боевой и трудовой славы является краеведческая экспедиция. Она также способствует развитию по­исковой деятельности школьников и приобщению их к традициям старших поколений. В ходе экспедиции по родному краю учащиеся знакомятся с культурными традициями, обычаями своих земляков, кустарными промыс­лами и фольклором.

В школе создан музей Боевой Славы, где ребята изучают историю города, героическое прошлое его жителей. Работает фольклорный ансамбль «Посиделки». Настоящим театрализованным представлением стали народные празд­ники: «Осенины», «Золотая старина», «Тепло родного очага», «Широкая масленица», подготовленные обучающимися. В ходе этногра­фической экспедиции по родному краю школьники записывают пословицы, сказки, народные песни, которые тщательно обрабатывают, а затем их исполняют.

Таким образом, сочетая в воспитательном процессе различные комплек­сные формы, которые воздействуют на формирование гражданских чувств школьников, обеспечивают наиболее целесообразную координацию различ­ных факторов, объединяют отдельные, мероприятия в систему, подчинен­ную единой цели и конкретным задачам.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ