КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Шалаева А.А.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12
с углублённым изучением отдельных предметов
В современных условиях воспитание гражданственности подрастающего поколения требует от педагогов поиска новых средств и методов, наиболее полно отвечающих реалиям и требованиям времени. Комплексные формы гражданского воспитания, связывая отдельные мероприятия в целостную систему, подчиненную единой цели и конкретным задачам, способствуют осознанию подростками своей сопричастности к историко-культурным традициям малой Родины и своего Отечества, уважению героического прошлого русского народа, связи поколений и передаче социального опыта от старших к младшим, что оказывает влияние на развитие ментальности современного российского гражданина.
В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами, является целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения патриотизма, гражданской ответственности, нравственности, воспитания национального самосознания, личностных качеств, относящихся к менталитету русского народа (соборность, духовность, милосердие, совестливость, любовь к Отечеству и готовность его защищать), развитие самобытности каждой личности. С этой целью в МБОУ «СОШ №12 с УИОП» была разработана и внедрена в учебный процесс комплексно — целевая программа патриотического воспитания, направленная на формирование духовно — нравственной личности, высокообразованного гражданина, знающего свою родословную, уважающего традиции и обычаи русского народа, любящего малую родину и Отечество.
В процессе реализации данной программы приобщение школьников к истокам родной культуры, историко-литературному наследию малой родины происходит через включение краеведческого материала в уроки гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, организацию внеурочной деятельности:
работу различных кружков: «Литературное краеведение», «Народные ремесла», «Русская вышивка», «Юные краеведы», «Календарно-обрядовая поэзия родного края», исторической секции «Русич»;
систему воспитательных мероприятий программы патриотического воспитания «Истоки»;
классные часы, встречи в литературной гостиной с поэтами и писателями Оскольского края, историками, научными сотрудниками музея;
экскурсии, этнографические экспедиции по родному краю, паломнические поездки по святым местам, туристические походы по местам «Боевой Славы».
Сущность личности в воспитательном процессе выражается и в культуросообразности, которая применительно к настоящему, по убеждению Е.В. Бондаревской, «может иметь историческую память, формировать национальные качества русского национального характера, развивать духовность в каждой личности». Народная культура испокон веков укрепляла нравственный облик народа, по мнению Л.Н. Толстого, была его исторической памятью и наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обрядам и традициям, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
На протяжении многих лет обучающиеся школы собирают материал об участниках тыла, строителях железной дороги Старый Оскол-Ржава. К празднованию 60-летия победы нашего народа над фашистскими захватчиками была создана рукописная книга «Годы, опалённые войной», организована выставка творческих работ обучающихся 7-8 классов «Они сражались за Родину», проведены классные часы. В школе постоянно проводятся беседы, осуществляется поисковая работа, походы по местам боевой славы.
Важную роль в гражданском воспитании подростков играет и такая комплексная форма воспитательной работы, как экскурсии. Почти все обучающиеся нашей школы побывали на местах боев, проходивших на Прохоровском поле и Курской дуге, посетили музей боевой славы.
Осознать значимость боевых и трудовых традиций земляков помогают походы по родному краю, в ходе которых учащиеся приобретают много ценного материала для школьного музея, изучают славные боевые традиции нашего народа, что позволяет лучше понимать настоящее и с уверенностью смотреть в будущее.
Составной частью похода по местам боевой и трудовой славы является краеведческая экспедиция. Она также способствует развитию поисковой деятельности школьников и приобщению их к традициям старших поколений. В ходе экспедиции по родному краю учащиеся знакомятся с культурными традициями, обычаями своих земляков, кустарными промыслами и фольклором.
В школе создан музей Боевой Славы, где ребята изучают историю города, героическое прошлое его жителей. Работает фольклорный ансамбль «Посиделки». Настоящим театрализованным представлением стали народные праздники: «Осенины», «Золотая старина», «Тепло родного очага», «Широкая масленица», подготовленные обучающимися. В ходе этнографической экспедиции по родному краю школьники записывают пословицы, сказки, народные песни, которые тщательно обрабатывают, а затем их исполняют.
Таким образом, сочетая в воспитательном процессе различные комплексные формы, которые воздействуют на формирование гражданских чувств школьников, обеспечивают наиболее целесообразную координацию различных факторов, объединяют отдельные, мероприятия в систему, подчиненную единой цели и конкретным задачам.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ