СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Шалаева А.А.

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Старый Оскол Белгородской области

Реформы, произошедшие в системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные тех­нологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неорди­нарные способности. Появились учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление и развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких тех­нологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуаль­ного потенциала общества.

В нашей стране в рамках президентской программы «Одарен­ные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие дос­тижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают трудности, обусловленные разнооб­разием видов одаренности, множеством противоречивых теорети­ческих подходов и методов, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подго­товленных к работе с одаренными детьми.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы рабо­ты с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Под целостной системой. Это прежде всего целевые, содержательные (содержание материала, отраженное в учеб­ных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции:

1) понимание одаренности как высокого уровня развития сис­темы когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с по­мощью соответствующих текстов

2) отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью
тестов интеллекта (тесты А. Вине и У. Штерна, Г., Дж. Гилфорда и др.);

3) рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциаль­
ных различий, что связано с выделением общих и специальных
способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепло­
вым и получила наибольшее распространение в нашей стране
(Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева,
В. А. Крутецкий и др.);

4) соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской актив­ности ребёнка,в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.

Одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов и др.). Различа­ют общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые ле­жат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих ви­дах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, худо­жественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Какого же ребенка считать одаренным? Одаренными и талант­ливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специали­стов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достиже­ния в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной;

-творческо-продуктивного мышления;

- академических достижений (дети, которые хорошо учатся в
школе);

- общения и лидерства;

- художественной деятельности;

-двигательной.

Ученые выявили признаки одаренности в каждой сфере. К личностным характеристикам одаренных детей относят:

  • высокие интеллектуальные способности;

  • высокие творческие способности;

  • способность к быстрому усвоению и отличную память;

  • любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

  • - высокую личностную ответственность;

  • самостоятельность суждений;

  • позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной само­
    оценкой.

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что ода­ренность различают:

по широте проявления - общая и специальная;

по предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, твор­ческая, художественная, спортивная, конструк­торская, лидерская и т. д.;

- по интенсивности проявления - повышенная готовность к
обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или

осо­бо одаренные (таланты и вундеркинды);

по виду проявления - явная и скрытая (не проявившаяся);

по возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная);

личностным, гендерным (социально-половым) и иным осо­бенностям.

Указанным видам одаренности соответствует определенная ти­пология одаренных детей. Помимо этого целесообразно дифферен­цировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психи­ки; в другую входят дети, психическое развитие которых отличает­ся неравномерностью в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчиво­стью, слабой психомоторной сферой и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходи­мость оказания им психологической помощи и поддержки.

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основа­ния предполагать их наличие. Почему такое возможно? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается раз­глядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подхо­де, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одарен­ность нередко обнаруживается на более поздних возрастных эта­пах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, ни­кем не замечаемое своеобразие возможностей ребен­ка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться особенно ценным, подняться в ранг одаренно­сти. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления зависят от формирующихся с годами черт характе­ра, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.

Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ре­бенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО - к концу периода зрелости и нача­лу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту меж­ду 17-20 годами.

Исследование одаренности имеет особое значение в юноше­ском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не толь­ко проявляются, но и развиваются. Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.

Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школе в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, со­ответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учи­теля - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенст­вования - развитие способностей.

Интересно отметить, что большинство психологов считают, что творческие возможности детей прямо и непосредственно не связа­ны с их способностью к обучению. Творчество может стимулиро­ваться не столько многообразием имеющихся знаний, сколько вос­приимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы.

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования их «нормальных» сверстников, не вызывает никаких сомнений. Ода­ренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некото­рыми общими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оп­равдан в условиях спецшкол и спецклассов (например, профиль­ных, с углубленным изучением некоторых предметов). Создание таких классов в нашей школе позволяет на деле, а не на словах ре­шать проблему обучения детей с признаками одаренности.

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достато­чен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнооб­разных сферах деятельности своих способностей. Школа гаранти­рует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнитель­ного образования. Например, это и услуги репетиторов, и деятель­ность государственных дополнительных образовательных учреж­дений (профильные классы - привлечение преподавателей универ­ситетов) и т. д.

Какова же стратегия разработки содержания учебной деятель­ности одаренных детей? Существуют два основных подхода к ре­шению этой проблемы: изменение количественных характеристик; изменение качественных характеристик.

К количественным характеристикам относят - объем учебного материала и темп обучения. К качественным - соотношение раз­личных направлений, моделирования содержания, характер его по­дачи. Па основе из­менения количественных характеристик содержания образования выделены две основные стратегии: «ускорения» и «интенсифика­ции», а на основе качественных - сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская». К этим моделям относятся виды обогащения, находящиеся за пределами основного учебного плана. Это то, что относится к системе дополнительного образования и составляет вариативный компонент образовательной деятельности (факульта­тивы, кружки, студии и т. д.).

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс для работы со способными детьми, который состоит из трех этапов:

  • Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, тестирований.

  • Диагностика детей с помощью психологических тестов, учи­
    тывая их склонности и интересы. Но главным
    недостатком используемых методов является их ориентирован­
    ность на результативную сторону проявления психических процес­
    сов, способностей и деятельности индивида. В то же время процес­
    суальная сторона этой деятельности, которая, и пред­
    определяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зре­
    ния». Одним из методов, позволяющих
    работать именно с процессуальной стороной способностей сознания детей и взрослых, являются тренинговые методы вы­
    явления и развития одаренности (включая учебно-игровые мето­
    ды). Их главное отличие состоит в том, что с их помощью внима­
    ния человека переключается с анализа достигнутых результатов на
    изучение способов изучения деятельности. Но эта тема требует
    специального рассмотрения и обсуждения.

  • (заключительный этап). Работа педагогов с детьми по специа­лизированным программам, направленным на развитие и углубле­ние их способностей (классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы).

Американский исследователь Блум, изучавший биографии из­вестных людей, подчеркивает, что «каковы бы ни были способно­сти детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специаль­ных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способны­ми, одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно под­ходить к организации и проведению уроков, заниматься разработ­кой авторских программ, находить индивидуальный подход к спо­собностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант!

Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педа­гога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих слу­чаях такая встреча даст возможность пережить «точку роста», про­движения на пути профессионального и личностного становления.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ