СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Шалаева А.А.
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Старый Оскол Белгородской области
Реформы, произошедшие в системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление и развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.
Однако при работе с этими детьми постоянно возникают трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Под целостной системой. Это прежде всего целевые, содержательные (содержание материала, отраженное в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).
В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции:
1) понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих текстов
2) отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью
тестов интеллекта (тесты А. Вине и У. Штерна, Г., Дж. Гилфорда и др.);
3) рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциаль
ных различий, что связано с выделением общих и специальных
способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепло
вым и получила наибольшее распространение в нашей стране
(Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева,
В. А. Крутецкий и др.);
4) соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребёнка,в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.
Одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов и др.). Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Какого же ребенка считать одаренным? Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
- интеллектуальной;
-творческо-продуктивного мышления;
- академических достижений (дети, которые хорошо учатся в
школе);
- общения и лидерства;
- художественной деятельности;
-двигательной.
Ученые выявили признаки одаренности в каждой сфере. К личностным характеристикам одаренных детей относят:
высокие интеллектуальные способности;
высокие творческие способности;
способность к быстрому усвоению и отличную память;
любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
- высокую личностную ответственность;
самостоятельность суждений;
позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной само
оценкой.
На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что одаренность различают:
по широте проявления - общая и специальная;
по предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, творческая, художественная, спортивная, конструкторская, лидерская и т. д.;
- по интенсивности проявления - повышенная готовность к
обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или
особо одаренные (таланты и вундеркинды);
по виду проявления - явная и скрытая (не проявившаяся);
по возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная);
личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этого целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, слабой психомоторной сферой и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки.
Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания предполагать их наличие. Почему такое возможно? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.
Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО - к концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между 17-20 годами.
Исследование одаренности имеет особое значение в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.
Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школе в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учителя - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования - развитие способностей.
Интересно отметить, что большинство психологов считают, что творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению. Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы.
Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования их «нормальных» сверстников, не вызывает никаких сомнений. Одаренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некоторыми общими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оправдан в условиях спецшкол и спецклассов (например, профильных, с углубленным изучением некоторых предметов). Создание таких классов в нашей школе позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Например, это и услуги репетиторов, и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений (профильные классы - привлечение преподавателей университетов) и т. д.
Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы: изменение количественных характеристик; изменение качественных характеристик.
К количественным характеристикам относят - объем учебного материала и темп обучения. К качественным - соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи. Па основе изменения количественных характеристик содержания образования выделены две основные стратегии: «ускорения» и «интенсификации», а на основе качественных - сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская». К этим моделям относятся виды обогащения, находящиеся за пределами основного учебного плана. Это то, что относится к системе дополнительного образования и составляет вариативный компонент образовательной деятельности (факультативы, кружки, студии и т. д.).
На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс для работы со способными детьми, который состоит из трех этапов:
Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, тестирований.
Диагностика детей с помощью психологических тестов, учи
тывая их склонности и интересы. Но главным
недостатком используемых методов является их ориентирован
ность на результативную сторону проявления психических процес
сов, способностей и деятельности индивида. В то же время процес
суальная сторона этой деятельности, которая, и пред
определяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зре
ния». Одним из методов, позволяющих
работать именно с процессуальной стороной способностей сознания детей и взрослых, являются тренинговые методы вы
явления и развития одаренности (включая учебно-игровые мето
ды). Их главное отличие состоит в том, что с их помощью внима
ния человека переключается с анализа достигнутых результатов на
изучение способов изучения деятельности. Но эта тема требует
специального рассмотрения и обсуждения.(заключительный этап). Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей (классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы).
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает, что «каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способными, одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно подходить к организации и проведению уроков, заниматься разработкой авторских программ, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант!
Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча даст возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ