Конспект логопедического занятия для группы детей с ФФНР. 2 класс "Ударные и безударные гласные в корне"
Конспект логопедического занятия для группы детей с ФФНР. 2 класс.
Учитель-логопед ВКК
Буркова Галина Салимгареевна,
Гимназия № 212 «Екатеринбург - Париж",
г. Екатеринбург, 2014 г.
Тема: Ударные и безударные гласные в корне.
Цели:
1.Коррекционно-образовательные:
- показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции;
-тренировать в подборе проверочных слов;
-закрепить умения составлять словосочетания, предложения, писать тексты со словами с безударными гласными.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать общую моторику и пространственную координацию;
- развивать моторику пальцев рук (координация, переключение);
- развивать голос (осознанную подачу силы голоса);
-развивать кинестетические ощущения от положения органов артикуляции;
-развивать зрительную и слуховую память;
-развивать абстрактное мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
- развитие навыка самоконтроля;
- развитие навыка аккуратного письма;
- развивать сознательное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: гласные буквы, вырезанные из картона, разной величины, карточки с заданиями, материал для развития общей моторики и пространственной ориентировки, мяч.
Ход урока
Этапы
занятия
Содержание
Примечания
Орг. момент, развитие голоса
- Назовите гласные первого и второго ряда.
- Дайте характеристику гласным звукам (ударный или безударный).
. . . . _ ______
А АОУ А АОУ
. . . . . . ___ _______
АО А О У И АО АОУИ
«точка»- звук произносится на твёрдой атаке, коротко.
«тире»- звук тянется плавно
Развитие общей моторики
1
- Определить на ощупь данную в руки ученика букву по её контуру: А, О, И, У, Е, Я, Э
-Определить «лишнюю» букву в ряду: О, А, У, Ж, Э, ы. (Ж –согласный звук)
Можно «написать» на руке, на спине ученика своей рукой
Объявление темы
- Сегодня мы вспомним правило написания безударных гласных в словах и потренируемся в проверке безударных гласных в словах.
Работа со словами
-Вспомните правило о проверке безударных гласных в словах:
Безударный тихий гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Слуху вы не доверяйте!
Удареньем проверяйте!
- Прочитайте слова. Перенесите ударение на безударную гласную. Запишите ударный слог.
Спишите слова.
Вода, во.., во…
Зима, зи.., зи.. .
Река, ре.., ре.. .
- Спишите слова: трава - травинка, травушка, травы, травянистый. Почему не все эти слова являются проверочными?
- Тренировка в подборе проверочных слов с перекидыванием мяча.
Один - много:
стена- стены, сосна- сосны, гроза, страна, плечо, ядро, коза, вода;
Вчера – сегодня:
платил –платит, просил- просит, плясал, носил, вязал, чертил, тащил;
Много – один: дела- дело, ряды -ряд, грибы, поля, снега,….
Сегодня – вчера: везёт- вёз, цветёт- цвёл, пасёт, метёт, плетёт,…
- Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение.
Родина- р-дной, страны – стр-на, воды- в-да, реки- р-ка, росы- р-са, белый- б-лить.
Слова написаны на доске
Небольшой мяч
Игра с мячом
Слова написаны на доске
Физ. минутка
- Упр. с проговариванием:
Гряда, цена, скала, весна,
Коза, стрела, стена, сосна,
Проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг,
В словах есть безударный звук!
Встают, при перечислении слов руками в разные стороны показывают, затем «грозят пальцем»
Работа со словосочета-ниями
2
Составьте словосочетания, изменив слова по смыслу. Подберите проверочные слова к первым словам словосочетаний.
Высокая (сосны) – высь, высокие сосны;
Зелёная (травы) – зелень, зелёные травы;
Морские (бой) –
Степная ( травы)-
Цветущие (сад)-
-Устно можно составить предложение с каждым словосочетанием .
Сначала устная работа, затем письменная.
Работа с предложе-ниями
- Составить предложения со словосочетаниями. Обязательно проанализировать лексическое значение слов.
Запевает в хоре – запивает молоком
Отворил дверь - отварил картофель
Слезал с крыши – слизал варенье
Сыро в лесу – метил в лису
Сад увядал – охотник увидал
Анализ значений слов обязателен, особенно, если есть дети с ОНР
Итог занятия
- Как проверить безударную гласную в словах «вода», «трава»?
- Какое правило надо знать для этого?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Оценивание
Оценивается работа на занятии ( активное участие в ответах, работа у доски, аккуратность работы в тетради), отдельно и дополнительно ставится оценка за поведение на занятии.
Может быть больше 10 баллов за занятие – две пятёрки ( за поведение и за работу на занятии)
-Итак, занятие окончено. До свидания.
Дополнительные тренировочные упражнения по данной теме:
Подберите только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам:
- садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник;
- лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;
- лиса – лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;
- снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник;
- Почему не все родственные слова являются проверочными?
2. Вставить безударную гласную в корне. Доказать, что это нужная буква, подобрав проверочное слово. Сначала повторить правило проверки безударных гласных в корне слова.
3
М.ряк- (море), тр.пьё –(тряпка),
С. лач- (сила), в.ренье –(варит),
Н. члег- (ночь), д.брота –(добрый),
Ст.рик – (старый), м.рщинка – (морщить),
Х. трец – (хитрый), с.лонка- (соль).
3. Выписать из предложений парами однокоренные слова, поставить ударение, безударные гласные подчеркнуть. Списать предложения, вставляя безударные гласные.
Образец: час-часы
Объяснить, почему одно слово является проверочным для другого.
Целый час я решал задачу. Наши ч.сы идут верно. Ветер надул парус. Корабль подн.л п.руса. У больного поднялся жар. Дедушка сегодня болен.
С.довник осмотрел посадки. В. ренье варят в т.зах. Налей воды в таз.
4. По цепочке у доски. Найти безударную гласную в слове, проверить её, подобрав несколько проверочных слов. Поставить ударение в проверочных словах.
Например, кормушка-корм, кормит, подкормка.
Боец, снеговик, часовой, скрипач, топить, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, свистеть, глазной, мясной, ночной, грибной и др.
5. К данным словам подобрать родственные слова, которые отвечают на вопрос - Что делал? Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные в словах.
Образец: кОсит - косил
Ходит, тащит, точит, хвалит, носит, катит, кормит, ловит, варит, бросить.
4
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ