Конспект урока на тему "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ласточка»
Районное методическое объединение воспитателей ИЗО ДОУ по теме:
«Декоративно-прикладное искусство
как средство развития творческих способностей детей»
Воспитатель:
Высшей квалификационной категории
Ермолаева Н. В.
п. Таёжный 2009
Районное методическое объединение воспитателей ИЗО ДОУ по теме:
«Декоративно-прикладное искусство
как средство развития творческих способностей детей»
Дата проведения: 20.10.2005г
Место проведения: МДОУ д/с «Ласточка»
Форма проведения: Мастер-класс
Руководитель: Ермолаева Н.В. – воспитатель МДОУ д/с «Ласточка»
План работы
1. Введение в тему.
2.Теоретическая часть. Сообщение на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
3. Практический фрагмент «Давайте вспомним».
4. Практический фрагмент «Дымковские барышни».
5. Групповая творческая работа.
6. Практические рекомендации.
7. «Примите на память».
8. «Обратная связь».
Ход работы мастер-класса.
I. Введение в тему
Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра»- говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, отхожими промыслами, это значит, мужики ходили на заработки в города.
Кустарные промыслы давали не плохие доходы и ими занималось до половины крестьянских дворов.
Некоторые крестьяне постепенно, становились хозяевами фабрик. Так вот и складывались у нас промыслы.
Загадывание загадок о народных промыслах.
Тук – тук, щёлк – щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
(Богородская резьба)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(Дымка)
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница.
(Матрешка)
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз,
Может вывел из мороз?
Что за скатерть получилось!
Может это все приснилось?
(Вологодские кружева)
Ах! Эти барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки
Кавалеры наши.
(Коргопольская игрушка)
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
(Хохлома)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…
(Городец)
На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные.
(Павлово – Посадские шали)
II. Теоретическая часть
СООБЩЕНИЕ на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
III. Практический фрагмент «Давайте вспомним»
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду - удивительному чуду
Мы поклонимся не раз, о древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Как вы думаете, почему игрушки называются дымковскими?
(Игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе Дымково, недалеко от Вятки в 1174 г.).
Знаете ли вы название праздника, где продавались дымковские игрушки?
(Праздник назывался «Свистопляски». В ритуал праздника входили катания с высокого берега реки, музыкальный свист, песни, пляски. Ставились театральные балаганы, лотки с обилием сладостей, глиняных свистулек и игрушек.).
Кого символизирует дымковская барышня?
(Важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Её изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины).
Каким способом лепят дымковскую игрушку?
(Дымковскую игрушку не тянут из комка глины, а лепят по частям, соединяя части в целое, т.е. конструктивным способом).
Как называются элементы орнамента дымковской игрушки?
(Круги, кольца, овалы, зигзаги, колоссы, клеточки, точки. Круг-символ солнца, каровая хлеба, звезды, вода, дорога).
Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?
(Золотыми квадратиками, т.е. сусальным золотом).
Как вы думаете, эти игрушки лепят и разрисовывают веселые мастера или грустные?
(Лепят и разрисовывают игрушки веселые мастера).
Посмотрите каковы
Удивительно белы
Мастера, скорей за дело
Украшай игрушку смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовал он взор.
Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
IV. Практический фрагмент «Дымковские барышни»
Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, веселыми, солнечными, красочными, радужными, а помогут вам в этом таблицы с элементами и образцами росписи.
Полюбуйтесь каковы!
И нарядны, и на вы:
Пестрые, яркие,
Славные подарки!
Групповая творческая работа
VI. Практические рекомендации
(Презентация игрушек) Педагоги рассказывают каждый о своей игрушке.
Хороши игрушки расписные,
Все поют, бесхитростно светлы,
И видна в них радость молодая
Ставшая искусством ремесла.
VII. «Примите на память»
Под музыку в зал входят дети в русских костюмах с бумажными дымковскими игрушками.
1-ый ребенок:
Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались.
2-ой ребенок:
Благодарим вас за участие!
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди, любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!
VIII. «Обратная связь»
Педагоги обмениваются опытом работы, делятся своими творческими находками и «изюминками».
Выступление на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – Ханты и Манси.
Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Литература.
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. Изд-во Художник РСФСР 1975.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Изд-во Просвещение. М. 2001.
Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
Выбирай коня любого. Альбом для раскрашивания. Художник Е. Попова. Изд-во Малыш» М. 1989.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1998.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ