Конспект урока на тему "Комплексный подход к формированию коммуникативных способностей у детей с нарушениями речи"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8 «РОДНИЧОК»
«Комплексный подход к формированию коммуникативных способностей у детей с нарушениями речи»
Автор-составитель:
Яцук Наталья Сергеевна
Юрга 2010
Содержание
Введение 3
Коммуникация- одна из сторон общения 5
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей 8
друг с другом, создание положительных эмоций
Игры, направленные на достижение положительного
самоощущения, умение выражать позитивные эмоции,
на развитие навыков взаимодействия. 12
Игры доверия 15
Успокаивающие игры 17
Заключение 20
Литература 21
Введение
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. Вначале развитие ребёнка обусловлено общением с близкими взрослыми( родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется - в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контакта ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают.
В период дошкольного возраста ( от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируется его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
Эффективность воспитания в большей степени зависит от умения родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства. Воспитывая ребенка, взрослые сами являются участниками этого процесса, порой ощущая неуверенность и бессилие, иногда…раздражение. И возникают вопросы: « И почему он такой упрямый?», а потом: « Что я делаю не так?» и т.д. Научить ребёнка общаться мы можем лишь в том случае, если сами обладаем таким умением. Ведь пример взрослого - самый показательный практический урок, тем более, когда его преподают ребенку родители - самые близкие и значимые люди.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от воспитателей детского сада. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. Воспитатель совместно с родителями помогает ребенку вступить в мир новых взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Китайская мудрость гласит: « Делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого». Чем раньше мы научим своего ребенка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
Коммуникация - одна из сторон общения
На всех этапах развития ребенка его непосредственное взаимодействие с взрослым в процессе совместной деятельности осуществляется на разных уровнях: материальном (предметном), моторном (двигательном) и информационном (коммуникативном). Коммуникация как одна из сторон и функций общения в данном случае выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности. Именно коммуникация, основным средством, которого является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности.
Освоение предметного мира и формирование предметного сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого (матери и дитя). Основными средствами в этом взаимодействии, известном как « эмоционально-положительное общение» и ведущая форма деятельности ребенка первого года жизни, выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово ( речь) матери. Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребенка: вербальная и невербальная коммуникация. В результате активного взаимодействия с взрослым у нормально развивающегося ребенка появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается « коммуникативно-познавательный комплекс», обеспечивающий постепенное становление вербального и невербального компонентов коммуникации.
В раннем детстве у ребенка вначале появляются и вырабатываются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов и мимики, взглядов и т.д., которые сопровождаются вокализацией, дословесными голосовыми реакциями (крик, гуление, лепет и т.д). Лишь по мере взросления и практического усвоения языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая в дальнейшем становится основным средством, обеспечивающим успешность становления и личностного развития.
Поскольку основным средством коммуникации в норме является слово (речь), то вполне понятно, что в случаях речевой патологии будут нарушаться все функции речи, в том числе коммуникативная.
Дети с нарушением речи должны иметь большой репертуар невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно пользоваться им в качестве компенсации несформированных вербальных средств общения. К невербальным средствам коммуникации выделяют:
1 визуальные (различные движения рук, головы, мимические движения, позы, осанку и др.)
2. акустические (паралингвистические: мелодико-интонационные и темпо-ритмические проявления речи; и экстралингвистические: речевые паузы, смех и др.);
3. тактильные (прикосновения, пожатие руки и т.д.) и др.
Как показывают исследования у дошкольников с речевыми нарушениями особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, Но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми. Такие дети используют и понимают более « простые» средства невербального общения ( движения, жесты, мимику, взгляды ), характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста. В репертуаре у дошкольников с нарушением речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды), тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами.
Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций.
« Назови себя»
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.
Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени ( если хочет, может что-то рассказать о себе).
« Снежный ком»
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Ход игры: Первый участник ( например , слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по имени всю группу.
« Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Инструкция: « Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону, Теперь нужно постараться не перепутать и бросать мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя»
« Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
« Опиши друга»
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Ход игры: упражнение выполняется в парах ( одновременно со всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.
«Встаньте те, кто…»
Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ход игры: Ведущий дает задание : « Встаньте те, кто…
любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры6 « Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?». Затем вопросы усложняются: « Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестренку?» каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам- ему помогает группа.
« Представь свое имя в движении»
Цель: игра помогает детям запомнить имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
« Представься с помощью куклы»
Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в неё играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? И т.д.
« Переходы»
Цель: переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры:
А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга : У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа , вот на этом стуле, сидел тот, у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные волосы. Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т.д.
Б) Задание то же, что и в предыдущем варианте, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
« Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место ( не больше двух-трех изменений должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
« Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении Все зависит от фантазии и желания ребенка.
« Передача чувств»
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать « по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
« Цвета эмоций»
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет ( поочередно или одновременно), а вторая- отгадывать.
« Тихий разговор»
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Ход игры: Участники садятся в круг. Задание- невербально сказать выбранному партнеру фразу ( которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную» фразу.
« Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку ( сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один ( или несколько) садятся на корточки в круг; накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит, А
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова( приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его « голубит» следующий желающий.
« Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценивать ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры: Взрослый читает сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т.д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия.
« Разноцветный букет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все « букетики» объединяются в один большой « букет» и устраивают хоровод цветов.
« Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит:» Каждый из нас что-то или кого-то любит, но мы все по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим « пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. ( Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».
« Солнечный зайчик»
Цель: воспитание дружелюбного отношения детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки..
Ход игры: Детям предлагают с помощью зеркала « поймать» солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал « зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда « зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что за это время « зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. « Зайчика» выпускают, но каждый ловит частичку его тепла, нежные лучики своим сердцем.
« Катаем мяч»
Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.
Ход игры ( детям): Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы- большая лента.
Можем мы большими быть( подняли руки вверх),
Можем маленькими быть( руки вниз),
Но никто один не будет ( киваем соседям и пожимаем руки).
А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: « Марк в нашей группе!». После того Марк катит мяч кому-то другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.
( Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить. Стихи читают каждый раз, когда группа собирается в круг).
« Капитан»
Цель: развивает умение планировать деятельность, ответственность, способствует сплочению группы.
Инструкция: « Давайте сейчас поиграем в капитанов. Капитаном будет каждый из вас, кто захочет, по очереди. Задача капитана-перевезти как можно больше пассажиров на своем карауле ( корабль- сдвинутые спинками вплотную два стула). Капитан будет по одному подводить к « кораблю» пассажиров и размещать их так, чтобы никто из них не касался ногами земли и ни в коем случае не упал. Когда останется место только для одного человека, капитан сам занимает его и кричит:» Вперед!». Я засекаю время и в течении одной минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт, т.е. коснуться пола ногами или руками. После этого капитан запоминает, сколько пассажиров ему удалось перевезти и запоминает место среди пассажиров»
В этой игре ведущему нужно находиться около стульчиков и страховать детей. В начале игры он может немного помогать капитану размещать детей на стульях.
« Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот « паровозиком» ( склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.
« Волшебные заросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.
Ход игры: Каждый участник ( по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу « волшебными водорослями»- всеми остальными участниками. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо « просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет, от чего это зависело?
« Менялки игрушек»
Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.
Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача- угадать, кто с кем поменялся игрушками.
«Уточка ути-ути»
Цель: игра учит действовать согласованно, соотносить свою активность с правилами игры.
Ход игры: Считалкой определяется, кто из детей будет уточкой. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Ребенок- « уточка», двигаясь вперевалочку, проходит под теперь уже поднятыми руками игроков. Стоящие в кругу поют песенку:
Уточка ути-ути,
Негде уточке пройти,
Негде сунуться,
Попросунуться.
Кабы уточке вода,
Потопила бы меня,
Кабы волчий хвост-
Бери за хвост!
Когда произносятся последние слова игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс и они продолжают движение вместе, далее наступает очередь следующего игрока. Игра идет до тех пор , пока все не соберутся в одну цепочку.
« От спины к спине»
Цель: игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной задачи.
Материал: « летающая тарелка»- одноразовая картонная или пластмассовая. Ход игры: Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный круг, плечом к плечу. Потом опускаются на четвереньки, по- прежнему тесно прижавшись плечами. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать тарелку друг другу спинами , без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, всем вместе громко выкрикнуть: « Ура!».
Игры доверия
« Лабиринт»
Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.
Ход: Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный « лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: « Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не просто лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери лабиринта захлопнуться и игра остановится».
Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.
« Слушаем сердце»
Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.
Условия: Игра выполняется на ковре, без обуви.
Ход игры: дети разбиваются на пары. Один ребенок ложится на ковер на спину, другой ребенок становится перед ним на колени. Лежащий ребенок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребенка, стоящего перед ним- слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.
« Кораблик»
Цель: способствует доверительным отношениям со взрослыми, повышает самооценку ребенка.
Материал: одеяло, любая игрушка.
Ход игры: Двое взрослых ( психолог и педагог) раскачивают за края одеяло- это кораблик. При словах « тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают пантомимой хорошую погоду. При слове « Буря» они начинают шуметь, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находившийся в кораблике, должен перекричать бурю: « Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!».
Для объяснения этой игры в первое « плавание» можно отправить игрушку.
« Ива на ветру».
Цель: способствует атмосфере доверия и снимает напряжение.
Инструкция: « Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий ветер раскачивает ветви ивы».
Ход: Группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре один ребенок,» ива». Легкие движения рук по направлению ветра, слегка раскачивают иву.
У ребенка « ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении , а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из участников должен побывать « ивой».
Надежное падение ( свеча)
Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.
Ход игры: Попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети , на которых этот ребенок падает, ловят и ставят его в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку побыть в центре круга. ( Взрослый должен обязательно подстраховать детей).
Прогулка с завязанными глазами
Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.
Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары-ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.
Успокаивающие игры
« Клубочек»
Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.
« Печем пирог»
Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.
Материал: одеяло или плед.
Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками,» просеивают муку», « раскатывают», « замешивают», « втыкают изюм»или « обмазывают вареньем». Затем « пирог» переворачивают и украшают. « Пирог» сам скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печи. Упражнение проводится с тем кто захочет.
« Тихий час для мышат»
Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать , как они откусывают кусочки сыра- обедают. Гладят свои животики-наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик « спать». Включается музыка для релаксации.
« Дождь в лесу»
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Ход: дети становятся в круг, друг за другом,- они « превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют движения. « В лесу светило солнышко, и все деревья протянули свои веточки к нему. Высоко0высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся( дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются ( дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи и деревья почувствовали первые нежные капли дождя ( дети легкими движениями пальцев касаются спины впереди стоящего товарища). Дождик стучит все сильнее ( дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками ( дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
« Превратились в пластилинчик»
Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить , что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и « лепит» из него какое-либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.
« Гамак»
Описание: Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться в гамаке и стать необычайным « подарком» для взрослых участников игры.
Материалы: шерстяное одеяло и спокойная музыка.
Инструкция ( ведущий детям): В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, используют гамак. Они ложатся в него и и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы с вами сделаем особенный гамак. Я постелю на пол одеяло, и один из детей на некоторое время уляжется в гамак. Один взрослый станет в изголовье, другой- у ног, затем мы немного приподнимем одеяло, и ребенок начнет медленно качаться в гамаке в такт музыке. Все остальные дети стоят вокруг гамака, приветливо улыбаются, можно подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. Гамак свободен для следующего ребенка.
« Слон у папы на спине»
Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.
Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно « пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движения рук возможно ее воспроизвести.
« Из семечка -в дерево»
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко( сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относиться к семечкам, поливает их ( гладит их по головке и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко медленно начинает расти ( дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки( руки поднимаются), растет стебелек( вытягивается тело), появляются веточки с бутонами ( руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент- и бутоны лопаются( резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой( осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками( кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой.( раскачивание руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко ( свернуться на полу). Снег укутал семечко, теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.
Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети « сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
Заключение
Из изложенного становится очевидным вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию невербальной коммуникации с нарушением речи. Проведение, которой в системе логопедического воздействия особенно важно на ранних этапах коррекционного воздействия.
Каждый этап коррекционной работы включал в себя систему упражнений, игр и игровых приемов, специальных заданий, психогимнастических тренингов и т.д. В процессе занятий детей знакомили с различными невербальными средствами коммуникации. Их учили определять( узнавать) и дифференцировать разные эмоциональные состояния людей по мимике, выразительным жестам, позам и т.д. Вырабатывали у детей умения и навыки применения невербальных средств коммуникации в моделируемых ситуациях общения, в играх-драматизациях, на музыкальных и других занятиях, в самостоятельных играх, бытовых ситуациях и т.д. Учили выражать с помощью невербальных средств различные эмоциональные состояния.
Литература
Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией//Дефектология 1995.№6 с7-15.
Зимняя И.А. педагогическое общение как процесс решения
коммуникативных задач/ Под ред. А.А.Бодалева, В.Я. Ляудис. М.,1980.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения М.,1989.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ