Конспект урока на тему "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели"




НРМДОУ Центр Развития Детский сад «Улыбка»

2009-2010 уч. год

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели»





















Старший воспитатель

Шалаева М.В.

















ТЕМА:«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели».

«Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь

живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и

одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до

пятилетнего страшное расстояние.»

(Л.Н. Толстой)

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить!»


Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве – удивления и восхищения миром.

Целью работы является: показать как модели способствуют познавательному развитию детей.

Задачи: 1. Систематизировать теоретический и практический материал по данной теме.

2. Развивать познавательную активность детей, их любознательность, стремление к самостоятельному поиску с применением такого средства как модели.

Результат:

1.Создать условия, позволяющие детям вести познавательно – поисковую деятельность посредством использования моделей.

Цель для детей 1. Сформировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность ребенка через использование моделей.

Результат для детей: Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

В центре программы «Детство « - ребенок – исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения, связи окружающего мира. Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Моделированием называется такой метод исследовании, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления.

Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, и тем самым не нанося им вреда.

Модели можно классифицировать по разным принципам:

  • по характеру моделирования – людей, объектов, процессов и биоценозов;

  • по внешнему виду – плоскостные и объемные;

  • по месту расположения – настольные, напольные, настенные;

  • по способу использования – статические и динамические.

Названные принципы классификации не исключают друг друга. По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальных ситуаций. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. А ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону, получают сведения о разнообразных моделях, накапливают обширные представления, которые им «необходимо» выстроить» в виде моделей.

Эта тема актуальна – современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций.

В одних работах моделирование выступает как «общая интеллектуальная способность» ( Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская и др.), в других – как «вид знаково – символической деятельности» (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, О.Н. Сомкова и др.).

Ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое – замещающее», некоторых правил моделирования, видоизменения готовых моделей.

Как происходит освоение детьми среднего дошкольного возраста свойств и отношений предметов посредством модели?

Данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать свойства и использовать свойства предметов в практической деятельности. Он осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает и мы признаны помочь ему в овладении средствами познания, выработанными человечеством и позволяющими самостоятельно открывать новое.

Освоение различных свойств и установление отношений в среднем возрасте происходит неравномерно.

Часть свойств и отношений: цвет, размер, форма осваиваются достаточно полно. Зато другие свойства и отношения осваиваются недостаточно глубоко, дети затруднялись в определении сенсорных эталонов, «смешивали» объемы представлений (неверно употребляют термины:

большой в место тяжелый,

мелкий в место легкий,

большой в место широкий) и т.д.

Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выраженности), так и с уровнем овладения способами их познания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повысили интерес детей к заданиям, вызвали желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.

При придумывании разнообразных моделей мы придерживались следующих требований:

  • Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;

  • Раскрывать существенное в объекте;

  • Замысел по созданию или использованию готовой модели обсуждали с детьми, что бы она была понятна.

Использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольника видах деятельности (в игре, конструировании, рисовании, лепке, аппликации, при изготовлении поделок) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования, дает богатейшие возможности для развития междеятельных связей.

В развитии речи модели используются для пересказа художественного рассказа, составления описательных рассказов и т.д.

В играх – экспериментах с различными материалами модели полнее раскрывали основные свойства и качества (воды, песка, глины).

Учет индивидуальных особенностей, интересов детей позволяет полнее познавать мир. Созданы коллекции «Ткани», «Бумаги», «Древесины», «Гербарий», «Фантиков», «Спичечных этикеток», «Пуговицы», «Значки».

Одной из форм организации познания детской деятельности , учитывающей выявленные особенности освоения свойств и отношений предметов и способствующей проявлению детской самостоятельности в познании наряду с :

  • Экспериментированием;

  • Решением практических и познавательных задач является дидактическая игра и игровые упражнения.

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:

  • Последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания свойств и отношений предметов;

  • Развивать умения осваивать содержание, моделировать, осознавать причинно – следственные связи;

  • Использовать разнообразные виды моделей;

    • по отражению содержания;

    • по степени условности содержания;

    • по способу выражения, оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;

  • накапливать опыт познания посредством моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно – развивающей среды;

  • повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.

Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника.

Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребенку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным хорошо знакомым вещам: Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой – помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения.

Модель лишь направляет исследование, помогает абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений, выступает средством измерения.

Преимущество игр заключается в возможности их усложнения и вариативности форм проведения, как индивидуально, так и с группой детей.

Успешность освоения свойств и отношений предметов детьми зависит от понимания ими модели как средство знаково – символической деятельности.

В среднем дошкольном возрасте дети лучше устанавливают связь «реальность – модель» в практической ситуации.

Разнообразие используемых моделей дает возможность детям осваивать раз-личные функции модели:

  • как средства познания;

  • фиксации;

  • контроля;

  • оценки правильности задания;

  • при установлении отношений модель использовалась в функции измерения т.е. при выполнении группировки дошкольники применяли модель, лучше «отвлекались от незаданных свойств, «удерживали» основания для образования групп.

Систематизировав материал по данной теме применяю модели:

  • «Времена года»

  • В трудовой деятельности.

(- «Цель труда – средства труда».

    • «Предмет труда».

    • «Трудовые действия».

    • Результат

    • «Я в трудовой деятельности»).

  • «Описание свойств материалов».

  • В речевой деятельности. (для составления рассказов).

  • В наблюдениях (способы сенсорного обследования предметов: овощей, фруктов, посуды, вещей, игрушек, и т.д.)

  • Модели эколого – систематических групп.

  • Живое (звери, насекомые, растения, модели, птицы)

  • Модели функций органов живого.(лист, корень, цветок, стебель)

А различное отношение детей к модели и познанию посредством ее указывает на разный уровень развития познавательных интересов.

Игры с моделями сочетают привлекательную эмоционально – образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями.

Оформила дидактические игры: с использованием этих моделей.

  • «Лото», «Модели».

Цель: Установить связь «реальность - модель».

  • «Что чем узнаем?»

Цель: Развитие осознания обследовательских действий»

Установление связи: «выделяемое свойство – анализатор действия»

  • «Загадки, отгадки»

Цель: Расширять представления о свойствах предметов.

  • Развитие умения абстрагировать свойствами и обобщать по ним.

  • Умение видеть предмет в единстве свойств, устанавливать связь «реальность и модель».

  • «Домики свойств»

Цель: развивать у детей умение выделять и абстрагировать свойства в предмете согласно модели отвлекаясь от других свойств и др.

  • «Так было летом … что произойдет зимой»

Цель: установление взаимосвязей в природе.

«Что перепутано?»

«Кто где живет?» и т.п.

Объемные модели биоценозов ( «Болото» «Лес зимой, весной, летом, осенью), «Пустыня» позволяют увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения.

В своей деятельности использую диагностический материал, разработанный авторами программы.

Проанализировать результаты педагогической деятельности мне помогают краткие характеристики уровней освоения содержания, представленные во всех разделах программ.

Учитывая растущие потребности детей среднего возраста внимательно отношусь к созданию пространственно – развивающей среды в группе.

Оформлены центры « Развития речи», «Математический». Для интеллектуального – творческого развития детей использую технологию

В.В. Воскотовича, для освоения сенсорных эталонов, первоначальных знаний геометрии.

Мои дошкольники, играя блоками Дьенеша, могут увидеть за символами реальные объекты, их свойства и применять знания в игре.

Палочки Кьюзенера помогли в освоении числовой последовательности.

  • «Конструирование»

  • «Театрализованная деятельность»

  • Уголок «Изодеятельности»

  • «Наука – природа» где подобраны коллекции камней, семян овощей, цветов, круп, ракушек, тканей, пуговиц и т.д. Имеется оборудование для проведения простейших опытов.

Я считаю важным условием реализации программы – открытость педагогического процесса и сотрудничества с родителями. Ежедневно оформляем раздел «Жизнь группы», индивидуальные и групповые консультации: «Домашняя игротека».

«Разные дети – разные интересы»,

«О развитии любознательности»

«Экспериментируем на кухне»

«Правила безопасности при проведении исследовательных игр»

«Дни открытых дверей», совместные праздники «Знай и люби свой край».

Участвую в организации и проведении педсоветов «Познавательное развитие посредством моделей», «Использование моделирования в процессе ознакомления с природой» (семинар). «Упражнения для развития исследовательских умений педагогов» (тренинг).

Постоянно повышаю свой профессиональный багаж, имею личную периодику по дошкольному воспитанию, участвую в МО д/сада, на курсах повышения квалификации «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича 2002г.

Цель своей работы считаю достигнутой, дети устанавливают причинно следственные связи при ознакомлении с природой и при ознакомлении с предметами окружающего мира.

  • Успешно обследуют (сравнивают реальность и модель).

  • Группируют, анализируют, поясняют свои действия, (общее – различное в предметах).

  • Понимают значимость труда.

  • Могут обозначать свойства условными знаками, видеть предмет в единстве свойств и качеств, устанавливают связь: выделяемое свойство – анализатор – действие.

  • Ориентируются по плану, схемам.

Дети владеют внешними формами замещения и наглядного моделирования, применяют заместители и наглядные модели в уме, представляют себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видят» возможные результаты собственных действий.

А это пригодится для дальнейшей учебной деятельности в школе.










Список используемой литературы:


1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего

школьного возраста//Экологического образование: концепции и

методические подходы. М., 1996.



2. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и

др. - 2-е изд., испр. и доп. - С-Пб.: «Детство-пресс», 2003.


3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,

1999.


4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Издательский

Дом «Карапуз», 2001.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ