Индивидуально-творческий проект "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17 «Радуга»

управления образования

Сокольского муниципального района Вологодской области















«Классическая музыка как фактор

художественно-эстетического воспитания старших дошкольников».












автор: музыкальный руководитель

Груздева Мальвина Александровна























Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Она содействует гуманизации общества и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни.

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание) музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать предварительные выводы о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия, т.е. необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само содержание обучения.

На занятиях музыки в детском саду, наряду с музыкой, специально написанной для детей, встречаются с произведениями, выходящими за пределы сугубо детского музыкального репертуара. Это сочинения серьезного классического искусства. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества - программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении. При этом способность дошкольников к эмоционально непосредственному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию произведений музыкальной классики характеризует самые важные итоги музыкального развития дошкольников, ступени формирования их культуры.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном “творческом продукте” через музицирование, рисование, словотворчество. В.А. Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

Именно поэтому возникла необходимость обращения к синтезу искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т С. Комарова, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры. Вместе с тем, при интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же — помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества - программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников. Это убедило меня в необходимости разработки педагогической технологии восприятии детьми классической музыки.

Исходя из всего вышесказанного целью моей работы с детьми является эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки.

Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.

Задачи работы:

- расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

-вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

Для решения поставленных задач разработана педагогическая технология организации восприятия классической музыки, направленная на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач определены педагогические условия восприятия классической музыки, которые базируются на следующих принципах:

1. Гуманизации – ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.

3. Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

4. Субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

5. Педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

6. Сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

7. Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.

8. Художественности музыкальных произведений.

9. Систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.

10. Продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.

11. Синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников


Технология работы включает в себя следующие этапы:

1 этап- создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки

2 этап-накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

3 этап- обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

4 этап - организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности- игровой , художественной, двигательной;

5 этап – контрольно- аналитический.

1 этап включает следующие направления работы:

  • создание музыкального центра для слушания музыки.

В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей.

  • удовлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;

  • обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;

  • учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;

  • определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен;

Для решения поставленных задач было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.

Музыкальный репертуар сгруппирован по темам, которые стали традиционными в программе: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Кто с нами рядом живет» и новые «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие. Наряду с произведениями, рекомендованными программой, включаю в репертуар произведения вологодских композиторов: Гаврилина, Малышевой О.А.

Большим праздником для нас становятся концерты артистов Вологодской филармонии. Они не только исполняют музыку; проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети принимают участие и играют на музыкальных инструментах.

На 2 этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями осуществляется через проведение традиционных и доминантных музыкальных занятий. Например, по теме «Как рождается музыка и какой она бывает» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений. По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию.

В процессе слушания учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

Выделяются этапы восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании:

1. Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.

2. Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.

3. Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие с целью закрепления представлений о прослушанной музыке .

Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

- слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

- слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;

- слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в движениях и оркестре, пении. Например, знакомство с произведением «Санта-Лючия» осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре.

Характер музыки Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.

Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки.

На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.


Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии.

Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществляется следующими способами:

  • поочередное включение произведений в восприятие ребенка, когда музыкальное произведение “дополняет” живописное, или наоборот;

  • попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыкальные, художественное слово), адекватных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;

  • одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыкальное и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки, и наоборот;

  • контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.

На занятиях, где это возможно и уместно, проводятся параллели с другими видами искусства. Например, изучение таких жанров, как опера, балет, включает в себя знакомство с их литературными источниками, с декорациями, костюмами балетных и оперных спектаклей. Творческое постижение образного строя музыкального искусства в его взаимосвязи с другими видами искусств создает предпосылки для освоения музыки, близкой возрастному восприятию и художественным внутренним потребностям детей.

Ведущие принципы интеграции искусств на занятиях:

  • перевод произведения искусства из одного художественного ряда в другой. Например: создание рисунка + подбор музыки или сочинение сказки, сочинение сказки + рисунок к ней, показ героя в действии + характеризующая его музыка и т. д.

  • на всех этапах занятий перевод произведений строится по принципу постепенного накопления сведений о герое;

  • восприятие, фантазирование, “пропускание через себя”

  • перевоплощение-действие: создание образа средствами театрального искусства, характеристика его посредством музыкальной импровизации на фортепиано или на простейших детских музыкальных инструментах

посредством рисунка, рассказа, сочинения.

Такая последовательность творческих заданий представляет собой цикл, который способствует более глубокому постижению ребенком содержания произведений, специфики художественного языка каждого из искусств.

Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»

Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи с в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

На этом этапе активно использую методы развивающего обучения: поисковые вопросы, проблемные ситуации, требующие сравнения.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то занятия строю на основе игровых технологий: провожу занятия в игровой форме, использую игровые мотивации, элементы театрализованных игр. В работе широко применяются дидактические, ролевые, музыкальные игры с пением, творческие задания.

Искусство и игра – две опоры в развитии творческих способностей ребенка, в настроенности на положи­тельную эмоциональную сферу, недаром по Платону, игра - источник удовольствия и творчества. А чтобы превратить совместную деятельность ребенка – педагога - родителя в творческие игры типа: «Я - поэт», «Я – музыкант» «Я - писатель», «Я - художник», необходим привлекательный игровой материал (приложение).

В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей.

На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и рассматривают картину «Девятый вал» Айвазовского; по теме «Сказка в музыке» слушая Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В детском саду используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушаем знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи.

Например, проведены музыкальный досуг по произведениям Чайковского «Времена года», концерт-беседа по развитию музыкального восприятия по музыкальной сказке «Про Алису».

Вместе с детьми были поставлены музыкальные спектакли по сказкам «Щелкунчик», «Снежная Королева», «Муха-цокотуха», «Спящая красавица».

4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности - игровой , художественной, двигательной.

Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга

Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики с удовольствием играют в богатырей, когда мы знакомимся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Девочки превращаются в Василису красу и Царевну Лебедь, играют в Золушку (балет С.С. Прокофьева «Золушка») Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. В этих видах деятельности закомплексованные, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.

Педагоги часто используют музыку в различных видах занятий. (Тема «Аквариум» ,музыка Сен-Санса , «Море» (Римский-Корсаков «Океан – море синее»),«Карнавал животных» Сен-Санса ) На экологических занятиях используется музыкальный цикл по «Временам года» П.И. Чайковского, А. Вивальди.

Методы и приемы, используемые для развития у детей музыкального восприятия. Это наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный), словесный, практический методы.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки, качество ее звучания) –один из важнейших в развитии музыкального восприятия. На занятиях широко используются магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку слушаем в грамзаписи (или в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме этого, появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, разумеется, не со всеми сразу, а постепенно, теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна. Такие сопоставления позволяют придать наглядному методу проблемный характер, заинтересовывают детей, активизируют их слуховое внимание.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Углубить восприятие музыки детьми помогают словесные методы. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представ­ления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Беседа включает в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В силу специфики музыки как вида искусства именно это направление должно являться ядром беседы о ее содержании. Пояснения, ко­торые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими ее восприятие.

Слушание музыки предполагает опору на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?» Основа содержания музыки –настроения, чувства. Поэтому начинаем беседу с главного – определения эмоционально-образного содержания музыки. Беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. При повторных прослушиваниях произведения дети могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки моделируем с помощью движений рук (пластическое интонирование), танцевальных и образных движений, игры на детских музыкальных инструментах). Одним из эффективных практических приемов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений).

Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен. (Дети делятся на группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню.) В этом случае объединяются разделы занятия — слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Такие варианты (отход от стереотипной структуры) придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии.

Инсценировка песен сочетается с приемом оркестровки, чтобы дети яснее, глубже вслушались в музыку, различили в ней характер, изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся ак­тивными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.


Работа с родителями.

В моей работе большую помощь оказывают не только воспитатели, но и родители. Главная задача в работе с ними – пропаганда музыкальных занятий среди взрослых и убеждение родителей в необходимости музыкального развития детей.

Работа с родителями ведется в нескольких направлениях:

- использование наглядной информации: папки (передвижки, стенды, тематические выставки, выпуск родительской газеты, использование «аудиогазеты»);

- выступление на родительских собраниях с беседами и лекциями, с показом концертов);

- участие в работе семейного клуба.

Родители живо откликаются на мои просьбы: шьют костюмы к праздникам и развлечениям, помогают в разучивании стихов, песен, частушек с детьми. На праздниках и развлечениях родители не являются пассивными слушателями, а участвуют в играх, танцах, аттракционах. После знакомства с новым произведением я задаю детям «домашнее задание» - нарисовать рисунок к прослушанной музыке или придумать под нее танец. Дети вместе с родителями с удовольствием выполняют это задание. По просьбе родителей занимаюсь с детьми индивидуально, для их подготовки к музыкальной школе. Эта работа дает возможность мне сблизиться с родителями, создать доверительную атмосферу. Мы постоянно убеждаем родителей в том, что развитие музыкальных, творческих способностей ребенка, дает возможность ближе узнать его, помочь ему отразить свои впечатления в самостоятельной деятельности.


Мониторинг эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа участия выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.

В разработке нашей методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника мы руководствовались положениями К.В. Тарасовой.

Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.


Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

- дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

- их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

- они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

- стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

- создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

- находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Положительным результатом своего опыта считаю достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДШИ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.














Литература:

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1963

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1984.

Гогоберидзе А.Г. Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Москва «Академия» 2005 год

Зимина А. Н. «Теория методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». - Шуя, 1995.

Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Гуманитарное издательство центр «ВЛАДОС», 2000.

Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика»; Учебник - 2-е
издательство - М.: «Академия» - 2000.

Музыкальная энциклопедия. - В 6 томах - М., 1973 -1982.

Мухина В. С. Детская психология. - М., 1985.

Тарасова К. В., Петрова М. Л., Рубан Т. Г и др. «Синтез» -
программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза
трех искусств. - М., 1993 - 1995.

Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». В 2 ч. - М., 1997.

Радынова О. П. «Слушаем музыку». - М., 1990.

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и
методические рекомендации. – М.: «Гном пресс», 1999. (Музыка для
дошкольников)

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебник - 2-е изд. - М.:«Академия» - 2000.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика
музыкального воспитания. - М.,1990.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ