Конспект урока на тему "Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек в условиях ДОУ"
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ
МИНИ –МУЗЕЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК
В УСЛОВИЯХ ДОУ
Музыкальный руководитель
Буторина Татьяна Васильевна
ДОУ № 2 «Звездочка»
пос. Протоки
Мурманской области
2009-2010 учебный год
Представленный материал содержит методические рекомендации по созданию мини - музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек в условиях ДОУ.
Данное обобщение опыта может быть адресовано работникам ДОУ –музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
«МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МИНИ - МУЗЕЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И
ИГРУШЕК В УСЛОВИЯХ ДОУ»
План.
Введение
Глава I. Методика организации мини - музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.
Фонд музея.
Формы работы.
Глава II. Обобщение опыта.
Заключение
Перечень музыкальных инструментов
Нетрадиционные музыкальные инструменты
Перечень музыкальных игрушек
Фонотека
Видеотека
Используемый практический материал
Словарь терминов
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Своеобразным учреждением является и музей в ДОУ, он ведет в ме-ру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу, экспо-нирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с воспи-тательно - образовательными задачами ДОУ.
Число музеев из года в год растет. Большинство из них давно стали важным звеном педагогического процесса ДОУ.
В практике ДОУ созданию музея предшествует организация выставки, уголка, комнаты. По мере накопления новых материалов, расширения своей деятельности они постепенно перерастают в музеи.
Музей имеет ряд признаков:
1) необходимое условие организации и существования музея – определе-ние его профиля, который исходит от воспитательно - образовательных задач ДОУ и выделением приоритета; важное значение при этом имеют интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фон- дов будущего музея подлинными предметами;
2) наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его осно-ву (предметы, письменные и печатные источники, подлинные фотогра-фии и т.д.);
3) вспомогательный фонд - предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явле-ний:
- точные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муля-жи, слепки);
- карты, схемы, тематические рисунки и т.п.;
4) в музейной работе следует активно использовать ТСО (фонд звуко-записей, видеофильмов и проч.);
5) материалы должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание выбранной темы, выставляться в определенной системе – в соответствии с логикой разделов музея;
6) фонды должны постоянно пополняться, а экспозиции систематически обновляться, но изменения эти должны быть осознанными и целенаправ-ленными;
7) музей должен иметь соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций;
8) создание интерактивных экспозиций, зон детской активности, где дети могут не только рассматривать, но и слушать, ощупывать, нюхать, т.к. мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание»;
9) на все экспонаты музея составляется картотека;
10) план работы музея координируется с годовым планом ДОУ и вклю-чает в себя проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскур-сии, развлечения, праздники, вечера-досуги и т.д., время проведения мероприятий и ответственные;
11) занятия в музее желательно проводить по подгруппам (около 10 детей).
Свое название мини-музей получил от небольшого размера занимае-мой комнаты, кабинета, от количества экспонатов.
ГЛАВА I.
Методика организации мини-музея музыкальных инструментов в усло-виях ДОУ.
Фонд музея.
Давно известно: именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития ребенка - формирование его эмоциональной сферы, которая является ведущей сферой психического развития до-школьников.
Педагоги эстетических дисциплин призваны воспитывать эмоциональ-ную отзывчивость (способность понимать язык интонаций – как речевых, природных, так и искусственных – музыкальных) и эмоциональную выра-зительность.
Нет ни одного современного музыкально-методического пособия, в котором бы не отмечалось значение музыкальной деятельности в разви-тии эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Сегодня это провозглашается важнейшей задачей личностно - ориентированного эстетического воспитания.
В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию дошкольников. Одной из интересных форм работы в этом направлении является создание в ДОУ мини – музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
Ц е л и мини-музея:
1) познакомить дошкольников с музыкальными инструментами и музы-альными игрушками в мини - музее;
2) создавать условия для формирования у дошкольников чувства эмо-ционального удовлетворения от инструментального музицирования и потребности в нем.
З а д а ч и:
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и вооб-ражение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения);
- воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам;
- стимулировать самостоятельную познавательную деятельность до-школьников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
Небольшое помещение для мини – музея было выделено рядом с музыкальным залом.
Ф о н д мини-музея можно представить таким образом:
1) основной фонд составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки;
2) вспомогательный фонд:
- модели музыкальных инструментов (домбры, балалайки, гармошки);
- «Паспорта музыкальных инструментов»;
- «Музыкальная азбука» (загадки про музыкальные инструменты);
- подборка песен про музыкальные инструменты;
- подборка пальчиковых игр типа «Дудочка», «Пианино» и др.;
- «Музыкальная библиотека»;
- иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструмен-тов;
- раскраски с изображением музыкальных инструментов;
- поделки («Русские музыканты», «Играй, гармонь!») и рисунки детей.
Формы работы.
Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы.
При знакомстве с инструментом обращаем внимании на его форму, из какого материала сделан, на что похож, рассказываем об истории возникновения. Используем тактильные ощущения, рассматриваем иллю-страции с изображением музыкального инструмента, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим извлечь звук, а также сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в наш музей, и учим детей правильному и бережному хранению инструментов, чтобы со-хранить их внешний вид и звучание как можно дольше. Объясняем, что музыкальные инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным, пронзительно - громким звуком.
После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои во-просы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.
Занятия, проводимые в мини –музее, могут быть также интегрирован-ными и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошколь-ники в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют зна-ния о музыкальных инструментах.
Развлечения проводятся различной содержательной направленности:
- познавательно – тематические вечера (викторины, беседы);
- концерты;
-театрализованные представления;
- музыкальная мастерская;
Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкаль-ными инструментами в мини-музее. Этот интерес неиссякаем!
Глава II. Обобщение опыта.
Воспитательно-образовательные задачи нашего ДОУ:
Оздоровление детей как форма развития, расширения их психо –физиологических возможностей.
Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций, жизнерадостности, бодрости, веры в свои возможности и силы, уважения к людям, полноты жизни и увлекательной деятельности детей.
Диагностика и развитие школьно-значимых психо –физиологических функций дошкольников.
Развитие системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства в ДОУ, стимулирующего профессиональное саморазвитие педагогов.
Влияние работы мини-музея на эмоциональную сферу дошкольников:
а) обеспечиваются условия позитивного психо - эмоционального развития детей посредством накопления у дошкольников опыта эмоциональной отзывчивости на действия с музыкальными инструментами и музыкаль-ными игрушками;
б) развлечения в форме познавательно-тематических вечеров, викторин и концертов пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, а также в интересной и увлекательной форме вызы-вают потребность в познании нового, расширяют кругозор.
И занятия, и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал с детьми средней и старшей – подготовительной к школе групп по подгруппам (7 – 10 человек). Для этого разработаны темы и конспек-ты занятий и праздников. Назовем их.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ - МУЗЕЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ЗАНЯТИЯ
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
I квартал
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» (познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения)
«В ГОСТЯХ У МУЗЫКИ» (создать радостное на-строение от инструмен-тального музицирования,
познакомить с новыми музыкальными инструмен-тами)
II квартал
«ПОИГРАЕМ – КА НЕМНО-ЖКО МЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ»(рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа)
«ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (в занимательной форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)
III квартал
«В ГОСТЯХ У БАРАБАНА»
(дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»)
«СОЛНЕЧНЫЙ ОРКЕСТР» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра; уточнить приемы звукоизвлечения из ДМИ)
СТАРШАЯ ГРУППА
ЗАНЯТИЯ
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
I квартал
«КОЛОКОЛЬЧИКИ И КОЛОКОЛА» (рассказать об устройстве, многообразии и назначениях колоколов и колокольчиков)
«ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ» (объяснить происхождение слова «музыкант»; сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты; заинтересовать дошкольников, рассказать им об известных исполнителях, композиторах, дирижерах)
II квартал
«ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!» (познакомить детей с гармонью, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека)
«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (викторина)
III квартал
«ОРКЕСТР» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра, познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и народного (балалайка, трещот-ка, свирель, треугольник) оркестра)
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАСТЕРА И НАША МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» (научить изготовлению из «бросового материала» са-модельных музыкальных инструментов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективы:
- мини-музей музыкальных инструментов и игрушек стал частью пред-метно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает реализовывать худо-жественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно;
- -мини - музей – это своего рода информационный центр, и культурно-просветительскую работу музея действительно необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.
- мини - музей открылся, но это только начало большого пути по сбору и накоплению материалов на указанную тему.
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
аккордеон ;
синтезатор;
мандолина;
балалайки;
губная гармошка;
маракасы ;
барабан ;
бубен ;
кастаньеты ;
бубенцы;
треугольники;
трещотки ;
музыкальный молоточек;
деревянные ложки ;
колокольчик ;
ксилофон ;
металлофоны;
погремушки;
дудочка;
свистульки;
флейты;
гармошки детские.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: «шумелки»,
«гремелки».
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК
саксофон;
шарманка;
гитара;
пианино (2);
музыкальная шкатулка (2);
неваляшка (2);
гармошки с мелодией (4);
музыкальный микрофон.
ФОНОТЕКА:
- аудиоэнциклопедии: «Народные инструменты» и «Симфонический оркестр» (издательство «ВЕСТЬ – ТДА»);
- аудиокассеты «Беседы о музыкальных инструментах» О.П. Радыновой
(«Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные инструменты», «Струнные смычковые и щипковые инструменты. Ансамбль. Оркестр»);
- диск «Лучшие произведения для органа»;
- симфонические сказки для детей на дисках ( «Петя и волк» С. Проко-фьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н. Сац, по мотивам сказки К. Чуковского);
- диски с р.н.мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении р.н. инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка –малинка», «Хоровод»;
- диск Вячеслава Цветкова «Лесной оркестр» (Сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);
- диск Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр» (веселые песенки для музицирования);
- аудиокассета «Петя и мышь» Сергея и Веры Железновых (Музыкаль-ная сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);
- диск «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола, настройки оркестра);
- диск «Театральные шумы» (колокольные перезвоны);
- диск Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?»;
- диск «Русские народные музыкальные инструменты» (серия «Русский фольклор», издательство «Весть –ТДА»;
- аудиокассета «Танцевальные ритмы народов мира: от кадрили до кантри» (в исполнении, например, трио гитаристов, фольклорного ансамбля и др.);
- аудиокассета «Во поле береза стояла» из серии «Музыкальное вос-питание детей. Слушаем музыку» издательства «ВЕСТЬ – ТДА»; (р.н. мелодии в исполнении, например, оркестра народных инструментов, баяна, духовых инструментов, баяна и балалайки);
- аудиокассета «Русская тройка» (р.н. музыкальные инструменты).
ВИДЕОТЕКА:
- видеозаписи фрагментов телепередачи «Утренняя звезда» с выступле-ниями детей, играющих на музыкальных инструментах;
- видеокассета с мультфильмом «Фантазия» Уолта Диснея (для занятия на тему «Оркестр и дирижер»);
- видеомультфильм «Бременские музыканты»;
- детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - приложение «Оркестр» (DVD).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1) книги фабричного производства («Кто на чем играет?», «Бринь-бринь-бринь!», В. Одоевский «Городок в табакерке», «Бременские музыканты», «Идем на концерт», «Кот - музыкант») и книги –самоделки в виде музыкальных инструментов;
2) плакат «Музыкальные инструменты. Оркестр»;
3) звуковой плакат «Веселый оркестр».
4) паззлы «Три поросенка» (с музыкальными инструментами);
5) музыкально -дидактические игры («Музыкальное лото», «Собери кар-тинку», «Что сначала, что потом», «Веселый поезд» и др.).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Макет – что-либо воспроизведенное, обычно в уменьшенном виде (здание, декорации к спектаклю, книга) как пробный, предварительный образец.
Модель – 1. Образец для какого-либо изделия.
Уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение или макет чего-либо.
Музейщик – работник музея, специалист по музейному делу.
Муляж – слепок или модель предмета в натуральную величину.
Слепок – точное воспроизведение чего-нибудь, выполненное литьем или из затвердевающего материала.
Экскурсия – посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.
ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ
http://www.obrazpress.ru/index.php?option=com_deeppockets&task=catContShow&cat=4&id=132&Itemid=61
БИБЛИОГРАФИЯ
Анисимов В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально - нравственной культуры // Музыкальная палитра. – 2006. –
№ 4. – С. 3-7.
Боровик Т. Пути педагогического творчества (Самодельные музыкальные инструменты) // Музыкальный руководитель. -2004. – июль –август. – С. 31.
Бусаргина Е., Масленникова З. Мини-музей музыкальных инструментов //
Музыкальный руководитель. - 2006. - № 5. – С. 92.
Бусаргина Е., Масленникова З. Музыкальная библиотека // Музыкаль-
ный руководитель. - 2008. - сентябрь. – С. 39.
Буторина Т.В. «Изготовление домбры» // Музыкальный руководитель. – 2008. – июль-август. – С.22.
Ильина Ю. Веселые колокольчики // Музыкальный руководитель. – 2008. – май – июнь. – С.79.
Ильина Ю.В. На военном параде // Музыкальный руководитель. – 2009. -№ 1 или 2.
Матвиенко Е.Ю. Вот какой у нас оркестр! // Музыкальный руководи-тель.-2007. – март-апрель. –С. 74.
Науменко Г. Русские народные музыкальные инструменты // Музыкальный руководитель. – 2004. –январь – февраль. –С.26.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Москва «Русский язык» 1990.
Рубан Т.Г. Дети слушают орган // Музыкальный руководитель. – 2006. –ноябрь – декабрь. – С. 2.
Симукова В. Инструменты симфонического оркестра // Музыкальный руководитель. -20004. – март – апрель. – С. 36.
Школьные музеи: Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова и М.П. Кашина. М.: Просвещение, 1977.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ