Конспект урока на тему "Система методических рекомендаций для родителей "Как помочь ребенку"


Система методических рекомендаций для родителей


« Как помочь ребенку?»

























Автор-составитель:

Сафиулина Наталья Васильевна,

учитель-логопед,

высшая категория

МДОУ № 105, г. Кемерово




Пояснительная записка


Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к воспитательно-образовательному процессу привлекаются родители. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей, пытаются привлечь родителей

к коррекционно-развивающей работе через систему

методических рекомендаций.
























  • Начнем с Вас. Говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.


  • Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.


  • Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово. Дети очень чутки к интонациям, поэтому старайтесь говорить как можно более выразительно.


  • Тоже, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу, меняя порядок слов. Если Вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.


  • Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребенка большим количеством незнакомых слов.


  • Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.


  • Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

  • В основе речи - стремление к обучению. Поддерживайте стремление ребенка общаться.


  • Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь, обогатить его. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.


  • Уважайте его попытки говорить. Когда ребенок говорит, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.


  • Учите в игре. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы. а ситуация.


  • Не предупреждайте его желания. Если родители предупреждают желания ребенка, то у малыша нет необходимости произносить что-либо. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.


  • Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.


  • Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так Вы сможете день за днем судить о его успехах.


  • Развивайте фонематический слух. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож, уточка -удочка и т. д.)


  • Не пренебрегайте звукоподражаниями. Короткие слова, основанные на звукоподражаниях облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку.


  • Читайте, читайте, читайте... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Постарайтесь разыграть стихотворение -покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, попробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.


  • Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук, т. к. она тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму.


  • Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны. Если Ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово - правильно. Он обязательно повторит за Вами, когда придет время.


  • Только Вы! Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаше хвалите своего малыша!












(Стратегии, способствующие развитию речи)


Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится. Тон беседы задаете вы сами - голосом, жестами, отношением.

Если вы хотите, чтобы малыш раскрыл все заложенные в нем возможности, между вами должны установиться хорошие, доброжелательные отношения.


1. Разговор с самим собой.

Когда ребенок рядом, начните вслух говорить о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Вы стираете, застилаете постель, вытираете пыль - говорите обо всем этом. Но говорить нужно короткими, простыми предложениями медленно и отчетливо.


2. Параллельный разговор и называние предметов.

На этот раз вы говорите о том, что делает ребенок. Попробуйте описать словами, что он видит, ест, нюхает, слышит или чувствует. Таким образом, вы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт. Позже он воспользуется ими.


3. Распространение.

Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком - делайте его предложения распространенными. Не нужно заставлять малыша повторять за вами, достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подготовите его к переходу на следующую стадию развития.



4. Объяснение.

Объясняйте ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающийся обед, время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать и запоминать, что следует делать в приближающейся ситуации, особенно если взрослые объясняют, почему мы это делаем. Ребенок получает важную информацию о планировании, саморегуляции, окончании действия.


5. Открытые вопросы и ответы.

Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют развитию. Например, малыш показывая на дерево, спрашивает: «Что это?» В ответ взрослый спрашивает: «А что ты видишь?», тем самым давая возможность ребенку поговорить о листиках, птичках на дереве.

Открытые вопросы и ответы развивают разговорные умения.


6. Подпорки.

Используйте игры, для того, чтобы развивать речь ребенка. Пытайтесь активизировать участие ребенка в игре, пропуская последнее слово в знакомом стишке, чтобы его произнес сам ребенок.

По мере развития языковых навыков у ребенка, необходимость в подсказке взрослых отпадает. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить. Не пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша.


Говорите медленно и четко, используя простые понятные предложения. Медленная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить новые слова.











Литература:


  1. Чейпи Дж., Готовность к школе: Как родители могут подготовить к успешному обучению в школе. /Перевод с английского – М.: Педагогика-Пресс, 1992.


  1. Михайлова Л.С., Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей д/садов. Волгоград: «Братья Гринины», 1996.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ