Кнспект урока на тему "Мнемодорожка как средство обучения детей с нарушением интеллекта составлению описательных рассказов"

Доклад на тему:

«Мнемодорожка как средство обучения детей с нарушением интеллекта составлению описательных рассказов».

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста интересовало многих исследователей. У каждого из них мы находим своё понимание этой проблемы, средства и пути её реализации. Их интересовали пути становления связной речи у людей, начиная с дошкольного возраста. Одним из таких путей становления связной речи является переход от диалогической к различным типам монологической речи, которая является наиболее развёрнутым и психологически более сложным видом речи. Развитие у детей дошкольного возраста связной речи начинается с обучения их составлению описательных рассказов о предметах и игрушках. Умение описывать предметы является основой развития монологической речи, которое осуществляется при целенаправленном обучении под руководством взрослого с помощью различных способов, способствует развитию у детей психических процессов, обеспечивает единство сенсорного, умственного и речевого развития, а также выполняет коммуникативную и познавательную функции.

Данное обучение осуществляется с помощью различных средств (аудиальных, визуальных, кинестетических). Наиболее доступным для детей визуальным средством является мнемодорожка, которая относится к мнемотехническим способам работы и помогает ребёнку осмыслить и структурировать запоминаемый материал, значительно сокращая время его обучения. В изученной литературе мы не нашли прямого ответа на вопрос об использовании мнемодорожки как средства обучения детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов.

Мнемотехника – это система различных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника существует уже давно, и многие приёмы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон, многие люди их даже не замечают. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Наиболее яркими примерами мнемотехнических способов запоминания, используемых человеком в повседневной жизни, являются: монитор компьютера (где, благодаря визуализации информации, даже ребёнок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо щёлкнуть по значку дискеты); дорожные знаки (они, по существу являются символами тех или иных правил дорожного движения и воспринимаются человеком на больших скоростях); азбука Морзе (когда буквы кодируются в комбинации точек и тире); примером приёмов мнемотехники может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Так, автор И. Бодрова предлагает использовать мнемотехнические способы для формирования навыков запоминания любой информации, что способствует развитию памяти (1, С.33). Т.Б. Большева предлагает использовать мнемодорожку и мнемотаблицу в качестве дидактического материала, в работе по ознакомлению детей с окружающим миром через сказки (2, С.4). Итак, мнемодорожка, как наглядное средство обучения детей, называется среди обучающих средств. Мы же решили использовать мнемодорожку в обучении детей составлению описательных рассказов о предметах и игрушках, особенно с детьми с нарушением интеллекта.

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10% (В.Г. Петрова, И.В. Белякова). Актуальным, использование мнемодорожки в работе с детьми с нарушением интеллекта является ещё и потому, что у этих детей речь формируется с большим запозданием, многие из них в 5-6 лет начинают произносить лишь отдельные слова. Словарный запас их беден, значения слов недостаточно дифференцированы, наблюдаются дефекты в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и т.д. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз. Эти дошкольники не умеют общаться со своими сверстниками. На основе анализа изученной литературы и выше перечисленных особенностей детей с нарушением интеллекта, мы пришли к выводу о том, что в данной группе необходимо организовать работу, направленную на формирование у детей умения составлять описательные рассказы на основе наглядного материала, а именно мнемодорожки.

Поэтому целью нашей работы было выявить возможности мнемодорожки как средства обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью составлению описательных рассказов.

Нами были определены следующие задачи:

1. Определить уровень и особенности составления описательных рассказов у детей с нарушением интеллекта.

2.Разработать серию обучающих занятий и игр на основе использования мнемодорожки.

3.Проверить результативность проведённой работы.

Ожидаемые результаты:

- улучшение качества детских описательных рассказов;

- структурирование рассказов детей;

- развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, воображение;

- изменение эмоционального настроя у детей на занятиях по составлению описательных рассказов.

Свою работу мы начали с определения уровня речевого развития у детей группы, чтобы чётко представлять с кем из них и над чем необходимо работать. Полученные результаты убедили нас в том, что необходима специальная работа по обучению детей составлению описательных рассказов.

Вся работа проходила в три этапа. На каждом последующем этапе снижались значимость мнемодорожки и её обучающая функция.

1 этап включал в себя занятие, которое было направлено на ознакомление детей с условными обозначениями мнемодорожки и обогащение их знаний об окружающей действительности. Здесь воспитателем был предложен образец описательного рассказа об игрушке и сама работа с мнемодорожкой. Затем дети самостоятельно составляли описательный рассказ о игрушке с опорой на мнемодорожку. Если ребёнок испытывал затруднение при определении цвета, формы или величины предмета, воспитатель «распускал» дорожку вниз, предлагая знаковое изображение вариантов ответа.

2 этап включал в себя дидактические и словесные игры, упражнения, которые уточняли и закрепляли знания детей о признаках предметов. Они проводились в совместной деятельности педагога с детьми. Например:

- д/и «Чудесный мешочек», где дети должны были назвать такие признаки предмета, как форму и цвет

- д/и «Узнай игрушку по описанию» (воспитатель называет признаки предмета, а дети отгадывают и называют этот предмет);

- лексико-грамматические упражнения «Скажи какой», «Подбери действия», «Назови части предмета» и др., направленные на активизацию словаря дошкольников и на умение использовать ими в своей речи существительные, прилагательные и глаголы.

- речь с движением «Я умею двигаться как…» где дети учились обозначать движения животных словом, упражнялись в имитации этих движений, воспитывали у детей артистизм. Мнемодорожка находилась перед глазами, и в случае затруднения ребёнка, показывались значки, которые сигнализировали ему о том, какой признак предмета ещё не был назван.

3 этап направлен на актуализацию полученных знаний у детей с помощью полной мнемодорожки и представлял собой итоговое занятие на тему «Составление описательного рассказа по игрушкам». Мнемодорожка играла здесь лишь вспомогательную роль. Она находилась перед глазами детей, которые при необходимости использовали её как ориентир при составлении описательного рассказа о конкретном предмете.

Таким образом, использование мнемодорожки, как средства обучения детей с нарушением интеллекта, составлению описательных рассказов, позволило нам значительно повысить уровень описательной речи у наших воспитанников, улучшить качество детских рассказов: обогатить содержание, структурно оформить текст, насколько это было возможно, отобрать нужные для описания языковые средства.

Использование мнемодорожки привело к раскрепощению детей, изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках.

Перспективу нашей работы мы видим в использовании не только мнемодорожки при обучении детей с нарушением интеллекта различным видам монологической речи, но и мнемотаблицы.


Список литературы

  1. Бодрова И. Технология развития памяти //Обруч.- 1999.- №3.- С. 33.

  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – 2-е изд., испр.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-96с.

  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2000.- 400с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ