Конспект урока на тему "Организация коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения"

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Автор-составитель: Цветкова Елена Петровна, старший воспитатель МДОУ № 105, город Кемерово









1.ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕМ СРЕДЫ

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Исходя из того, что комплексный психолого-медико-педагогический подход к организации среды нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии.

Определен ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

- превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;

- пропедевтическая направленность корреционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);

- преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;

- специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.

Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением.

Доступность и целесообразность информационного поля предметно-развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду.

Важнейшим условием успешности влияния предметно-развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка.

Содержание развивающей предметной среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.

Педагогический процесс и преемственность в организации среды для младшего и старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.

В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.

Предметная среда решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.

Среда включает как известные для ребенка занятия, так и направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.

Предметная среда, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами практически согласуется с уровнем актуального развития ребенка.

Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в конкретной предметно-развивающей ситуации в реальности, достоверности, точности, правильности совершаемых действий; имелась бы возможность для ребенка достигать цели для удовлетворения своих познавательных интересов и потребностей.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:

- природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

- физкультурно - развивающие модули и оборудование,

- системные блоки оздоровительных комплектов,

- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

- коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги,

- игры - драматизации;

- театрально-музыкальные салоны и блоки;

- дидактические пособия, развивающие эстетические и гидонистические способности восприятия красоты;

- коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Коррекионно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.


1.2. ПРЕВЕНТИВНАЯ РОЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей среды является ее превентивная (предупредительная) направленность, которая призвана решать задачи опережающего характера для предупреждения появления вторичных отклонений в психофизическом развитии детей.

Превентивная роль среды проявляется при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимании структуры дефекта и анализа «зоны актуального развития ребенка», то есть того, что ему доступно в настоящее время и прогнозирования «зоны ближайшего развития», то есть того, что он может усвоить в данный период. При этом конструируется целостное образование медико-психолого-педагогической поддержки, в которой предусматриваются условия для успешной социализации ребенка.

Всем детям с отклонениями в развитии требуются специальные игровые условия и игрушки.

Это возможно при условиях::

- наличия специальных игрушек и организации действий с ними;

- обеспечения доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

- применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям психофизического развития детей с отклонениями в развитии;

- наличия у детей возможностей овладения специальными, социально-адаптивными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им компенсировать недостаточность отдельных психических функций.

Ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений.

Необходимо обеспечить широкое поле общения с игрушками-манипуляторами, типа сборно-разборных пирамид, башенок, простейших устройств, вкладышей, нанизывания, навинчивания, раздвижения, укладывания в коробки, разбрасывание и сбор в корзинки, коробки различных предметов.

Для формирования навыков общения со взрослыми используются специальные сооружения (горки, каталки, кукольный театр и др.). Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.

Для зрительной стимуляции и развития слухового восприятия желательно использовать игры и игрушки сочетающие цвето-свето-звуковое воспроизведение, типа «Найди мелодию зеленого цвета», «Где красный, желтый, голубой, фиолетовый звук?». Детям предлагаются ситуации для определения звучащего мира, музыкальные игрушки.


1.3. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формирования социально-адаптивных способов действий, знаний, навыков и умений.

Для этого создаются ситуации, стимулирующие детей к проявлению своих потенциальных возможностей для компенсации интеллектуальной, сенсорной, двигательной недостаточности. Специальные упражнения компенсаторного характера раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал». В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть.

В помещениях, где играют и занимаются дети, следует размещать звучащие колокольчики, погремушки, до которых дети могут дотронуться, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Упражнения подобного вида расширяют не только моторный опыт контактов с предметным миром, но и активизируют детей к познанию способов и средств общения.

Введение игровых устройств по типу сказочного домика, малых форм (карусели для двоих, домик игровой деревянный и другие) позволяют детям устанавливать контакт с другими детьми, вести диалоги, обращаться за помощью к взрослым.

Обучение тактильно-кинестетическим действиям можно осуществлять в играх с водой и песком. Для этого применяется специальное оборудование: мини-бассейн и набор плавающих игрушек, контейнеры и блоки для игр с песком, для выполнения движений рук и ног применяется погружение их в песок или воду. Целесообразность использования контейнера-сухого бассейна и надувных лабиринтов, а также специальных покрытий для тренировки стоп и ладоней уже доказана практикой.

Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка.

Поэтому тренировка сенсорных функций важна для дошкольников, когда ребенок взаимодействует с предметом на основе включения в процесс познания нескольких сенсорных функций, а это практически важно для всех категорий дошкольников.

Возможность систематической практической ориентировки в окружающей действительности на основе активного предметно-практического тренинга сохранных психических функций залог успешного социально-адаптивного ориентирования.

Детям необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Создание интерьера помещений, где осуществляются эти функции, носит специфический характер. Для этого используются игровые ситуации бытового содержания с набором игр и игрушек типа «Готовим пищу для кукол», «Сервируем стол для обеда», «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла причесывается».

Игры перед зеркалом с набором атрибутов по уходу за волосами, комплектом одежды для переодевания, бижутерия и детская косметика учат детей предметно-практическим действиям.

Для стимулирования различных способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, формирования способностей использования разных видов сенсорных ориентировок в окружающей среде хорошо применять модули для развития мелкой моторики, игры на слуховую ориентировку, ориентацию на запахи, зрительные цветовые и световые сигналы и ориентиры.

Этому способствует применение различных конструкторов, лего, манипуляторов, мозаики, рамки с вкладышами, геометрические формы, различные пирамиды, шарики на стержнях, массажные мячи, вкладыши, разборные игрушки, трансформеры, сентиссимо с запахами, гармоники, дудки, пищалки, трещотки, гремушки, бубны, телефоны.

При этом необходимо систематически создавать не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми.

1.4. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО

- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Особым побудителем к активному взаимодействию ребенка с окружающей средой является ее содержательная сторона и принципы подачи информации в соответствии с уровнем понимания ее ребенком.

Для детей с проблемами в развитии в силу обедненности их представлений об окружающем мире часто бывает трудно понимать различные ситуации, игры и игрушки.

Для слепых и слабовидящих детей социально значимо обеспечение доступности зрительной информации за счет акцентуации характерных визуальных признаков, адаптации содержания и четкости изображения иллюстраций. А для наиболее полного понимания содержания материала необходимо поэтапное введения их в информационное поле по заданным алгоритмам для осязательного, слухового, обонятельного восприятия.

Своеобразие организации информационного поля коррекционно-развйвающей среды, реализация принципа оптимальной информационной наполненности предметно-развивающей среды во многом определяют успешность преодоления разрыва между ребенком и окружающей средой.

Доступность и целесообразность всех структур среды, ее частей и модулей определяется мерой активного действия ребенка. Поэтапное, пластичное, вариативное и инвариантное включение ребенка в среду и ее направляющий характер является одним из основных принципов организации. Иногда среда носит проблемный характер, с тем, чтобы обеспечить ребенку возможность самостоятельного решения задач.

При этом доходчивость средовых ситуаций нацеливается на формирование адаптивных способов действий. Так для облегчения воспроизведения содержания сказки детям предлагаются варианты алгоритмов сюжетных картинок, управляющих составлением рассказа.

Здесь можно дать готовый вариант дидактической игры, или же в иллюстративно-графическом изображении усилить контуры предметов, убрать лишние элементы, уменьшить количество объектов.

Информационное поле коррекционно-развивающей среды отличается динамичностью, многоаспектностью и функциональной направленностью. Динамичность обеспечивается за счет использования готовых модулей, приспособлений, удобных для хранения и развертывания различных средовых ситуаций сообразно задачам общеразвивающего и коррекционно-развивающего процессов.

К ним относятся сумки-переноски, корзины с набором игрушек, рюкзаки с набором соответствующего материала, стойки - переноски, платформы на колесах, комплекты с набором различного материала игрового, хозяйственно-бытового, спортивного и дидактического характера.

Многоаспектность информационного поля демонстрируется ребенку для выстраивания средовых ситуаций за счет привлечения частей из разных блоков и модулей, создающих новые игровые, или дидактических условия. Рассмотрим на примере использования игр с куклами, где дети получают различные навыки одевания, кормления, ухода.

После проигрывания этих ситуаций с куклами, детям предлагаются задания с переносом этих действий на себя: «Сделай прическу так, как у куклы», «Наряди себя так, как одела куклу». В ситуации «Готовимся пойти в гости» дети одевают и наряжают кукол и самих себя. У витрины магазина дети получают задание: «Покупаем подарки», «Торт в подарок».

В блоках, отражающих стирку, чистку одежды, игры с телефоном дети привлекаются к заданиям типа: «Приводим в порядок свою одежду», «Заказываем такси». Подобные упражнения позволяют детям игровые действия соотносить с реальными бытовыми ситуациями.

Рациональное использование игрушек и игрового материала носит поэтапный характер проигрывания отдельных операций, ролевых действий, связанных с определенной игрушкой. Это позволяет учитывать разный уровень возможностей и запросов детей, скорость обретения ими навыков владения игрушкой и уровень самостоятельной готовности ребенка контактировать с многообразием игрового материала и своими сверстниками.

Продумывая систему вовлечения ребенка в различные средовые условия, следует учитывать не только их доступность, но и постепенность увеличения количества объектов.

Изменения в отдельных компонентах среды, заменяемость одного блока на другой необходимое условие для обеспечения «зоны ближайшего развития»,

Органическое соседство игровых ситуаций, которые могут быть объединены, трансформированы, обогащены, видоизменены - важное требование для развития самостоятельности ребенка, коррекции социального недоразвития, активизации непроизвольного интереса ребенка к той или иной игровой или дидактической ситуации.

Комбинации различных игровых и средовых ситуаций должны способствовать пониманию детьми жизненных связей, практических действий в окружающей жизни и учить самостоятельному воспроизведению их.

С большой осторожностью следует преподносить различные игровые ситуации, в которых детям не все известно. Следует дозировать количество объектов, операций и действий с ними.

Психоэмоциональная насыщенность игрового и дидактического материала учитывает своеобразие коммуникативных навыков и познавательных возможностей детей.

Важно обеспечить каждого ребенка именно тем материалом, который наиболее актуален для него. Одного ребенка может удовлетворить игра с одной игрушкой, а для другого - большой набор различных игрушек, объединенных в определенный сюжет.

Естественная связь коррекционно-развивающей среды с моментами жизни детей в семье или детском саду требуют опоры на ту информацию, которая понятна ребенку, исходя из его возможностей познания ее, и может затем быть использована им в игровых ситуациях.

При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.

Набор игрового материала может быть ориентирован на уточнение конкретизации образов предметного мира, на упражнение в предметно-практическом исполнении различных действий и обретение опыта общения через ролевые ситуации.

В организации коррекционно-развивающей среды учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий.

В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих социально-адаптивных возможностях.

Совершенствование социальной ориентации адаптации за счет создания соответствующей коррекционно-развивающей среды позволяет не только расширить социально-адаптивные возможности ребенка, но и обеспечивает необходимые для практики жизни сведения и пути вхождения в реальные жизненные условия.

И, наконец, обеспечивая соответствующие условия для овладения социальным опытом, следует уделять внимание целесообразности рационального порядка, упражняемости ребенка в сохранении его.

Это обеспечивает формирование привычки сохранять упорядоченный уклад жизни, как условие устойчивого, гармоничного взаимодействия с окружающей средой, достаточно полно отвечающей на социальные потребности ребенка и адекватного взаимодействия его с окружающим миром.


Используемая литература: Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. . [Текст] /Сост. Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ